Найти в Дзене
В мире ИТ 🌌

Айсберг по компьютерам

Блог «В мире ИТ» прямиком со страниц Дзен отправляет непосредственно из этой публикации своих читателей в путешествие по загадкам компьютерного айсберга. Холодный айсберг в этих строках предстанет перед вами не в своем привычном качестве твердотельной ледяной горы, а как удивительный, искрящийся слоистый мир, хранящий в себе тайны, открытия и легенды - как лесное озеро умеет хранить отблески звёзд. На поверхности предстанут знакомые программы, привычные гаджеты и ясный свет технологии. Но стоит опуститься глубже, и под слоем привычного возникнет новый пласт удивительных фактов, мифов, и далеко недетских загадок. ИТ-философ Аллен Кей когда-то сказал: «Люди, которые всерьёз думают о будущем, строят его сами». Стив Джобс, в свою очередь, напоминал: «Инновация - это шаг в неизвестность, за которой начинается настоящее приключение». В мире технологий, каждое новое открытие - это неожиданная находка: старые легенды о микросхемах-шпионах, мифы про «ленивые» процессоры, загадочные черные экраны смерти… Есть мнение, что самые ценные идеи рождались не в ярком свете презентаций, а где-то между новых строк кода и вечерами перед гудящим системником. Там, где программисты спорят о древнем ассемблере, а исследователи раскапывают забытые протоколы, ныне спящие, словно зимний лес. ИТ-прогнозы обещают, что уже в ближайшие годы мы встретим вещи и феномены, которых не было в детских энциклопедиях прошлых лет: умные дома, спорящие между собой через заброшенные сети. Компьютеры, просыпающиеся к жизни после странного излучения. Айсберг ИТ - это путешествие в глубину, где каждый слой хранит свои загадки. Чем смелее и дальше вы нырнёте, тем более удивительные тайны откроются перед вами. Вы откроете не просто двери, а целые незнакомые миры, которые только и ждут своего первооткрывателя. Вперед, в путешествие! Там, где айсберг начинается, история цифрового мира становится только интересней.

@вмиреит
@вмиреит

Уровень 1. Верхушка айсберга, самое известное.

  • Windows и macOS
  • Процессоры Intel и AMD
  • Оперативная память (RAM)
  • Жесткие диски и SSD
  • Браузеры (Chrome, Firefox)

Заглянем в четко видимое начало компьютерной эры - туда, где кипят страсти, где разработчики снимают умопомрачительные рекламные клипы, где изобретения вылетают из лабораторий как из рога изобилия и каждый новый технологический прорыв меняет мир навсегда. Садитесь поудобнее - будет интересно.

@вмиреит
@вмиреит

Перенесемся в последнюю четверть двадцатого века. В лабораториях и офисах жужжат компьютеры, за столами усердно чертят инженеры, до поздней ночи светятся окна научных институтов. В гаражах и небольших мастерских энтузиасты собирают экспериментальные устройства, чертят схемы, конструируют прототипы. В этой бурной атмосфере технического поиска и прикладного творчества возникли люди и идеи, которые вот-вот перевернут все - именно тогда были заложены основы нашего цифрового настоящего.

И первое чудо - Microsoft Windows. Родился знаменитый интерфейс 20 ноября 1985 года в США в офисах компании Microsoft, куда изо дня в день ходил Билл Гейтс. Первую версию собирали около двух лет. Находилось время не только для серьезных дел - коды первой «Винды» содержали имена всех программистов - вот такая технопасхалочка. Windows сделала компьютер «дружелюбным» по отношению к людям, он стал доступен для взаимодействия с пользователями через окошки, мышку, возможность открыть несколько программ одновременно. И при этом всё очень просто и понятно. Стартовый же звук Windows 95 придумал Брайан Эно, музыкант-легенда, отец эмбиент-музыки.

@вмиреит
@вмиреит

Брайан Эно считается создателем жанра эмбиент (ambient music). Именно он сформулировал философию жанра - музыка как атмосфера, звуковой фон, создающий настроение. Его альбом Ambient 1: Music for Airports (1978) стал культовым и дал жанру название.

Дальше настал черед другой легенды - macOS от Apple, корни которой уходят в далёкий 1989 год, когда Стив Джобс выдумал NeXTSTEP.

NeXTSTEP - это операционная система, созданная командой Стива Джобса в компании NeXT, США, 1989 год. Построена на ядре Mach и языке Objective-C, поддерживала удобный графический интерфейс и новые инструменты разработки. На NeXTSTEP была создана первая веб-страница, а сама система легла в основу будущей macOS Apple.

Когда Джобс вернулся в Apple, система «переродилась» - уже в 2001 году вышла с новым ядром и элегантным дизайном. Разработка шла в Калифорнии, на деньги Apple и тех, кто вложился в NeXT. Разработчики придумали, как объединить мощный UNIX со стильным интерфейсом: всё работало «шустро», безопасно, как по маслу.

-5

Когда Apple впервые демонстрировала новую операционную систему, они устанавливали её на компьютеры в чёрном корпусе - чёрный Macintosh. Темный цвет корпуса помогал скрыть возможные визуальные ошибки, баги и технические недочёты интерфейса, которые могли броситься в глаза на светлом фоне. Такой приём использовали, чтобы презентация выглядела более впечатляюще, несмотря на достаточно сырую версию программы.

Два гиганта имели под капотом процессоры Intel и AMD. Первый микропроцессор Intel 4004 появился в 1971 году в солнечной Калифорнии. Инженеры разработали его всего за год, частично профинансировал проект японский производитель калькуляторов. AMD тоже не зевала: первый процессор компании появился в 1991-м, после упорных сражений в судах с Intel.

AMD долго не могла официально выпускать свои собственные процессоры, потому что права на архитектуру x86 принадлежали компании Intel. Чтобы получить разрешение производить совместимые процессоры, AMD судилась с Intel - разбирательства длились почти четыре года. Только после победы в суде и юридического урегулирования AMD смогла выпустить свой первый процессор AM386 в 1991 году. Именно поэтому задержка была такой длительной: технология была в наличии, но юридические споры мешали начать производство.

@вмиреит
@вмиреит

Что дальше? Конечно, оперативная память - RAM. В 1963 году была создана первая оперативная память типа SRAM - это самый первый вид памяти, позволявший быстро сохранять и считывать данные. В 1969 году компания Intel выпустила свою знаменитую микросхему памяти Intel 1101: это была первая массово производимая интегральная микросхема для хранения информации в компьютерах.

До появления Intel 1101 производить память для компьютеров было сложно и дорого, поэтому могли себе это позволить только крупные компании. Когда Intel выпустила микросхему 1101, её стали продавать массово: её могли покупать и использовать разные фирмы для собственных компьютеров и других электронных устройств. Память стала намного дешевле и проще в установке, поэтому персональные компьютеры получили хороший, доступный по цене запас памяти, и ими могли пользоваться не только специалисты, но и рядовые пользователи.

@вмиреит
@вмиреит

B маленькой лаборатории инженеры Fairchild и Intel за считанные месяцы сделали то, без чего не бывает быстродействующих компьютеров: можно хранить данные прямо «на столе», а не упираться в ограничения медленных дисков. Первая микросхема по размеру была почти как почтовая марка, а объём памяти был меньше самой короткой смс.

Следующие на очереди на верхушке айсберга - жесткие диски (HDD) и SSD. Первый HDD весил полтонны и был разработан IBM в 1956 году, а SSD появился гораздо позже, в 1978-м. Инженеры возились с этими механизмами по полтора года, чтобы всё работало. Первые HDD нужно было поднимать двоим, а хранить он могли всего пару мегабайт. Зато современные SSD ускоряют всё так, что файлы открываются мгновенно, а компьютеры включаются за секунды.

@вмиреит
@вмиреит

Еще на поверхности айсберга браузеры - Chrome и Firefox. Chrome появился на сцене в 2008, кодили его в большой тайне разработчики Google. О проекте знали только те, кто работал над ним. Новый браузер долго не афишировали — чтобы конкуренты не начали срочно создавать альтернативы. Только когда разработка была почти готова, Chrome официально предъявили миру.

В борьбу за популярность с Google Chrome вступил Firefox, но первый быстро стал лидером по скорости работы. Firefox разделил с Chrome пальму первенства в сфере защиты данных и в уровне свободы пользователя. В айсберге мы отмечаем только Mozilla и Firefox, потому что именно они впервые предложили принцип открытого, защищённого браузера для всех. Firefox стал символом интернет-свободы и безопасности, а его соперничество с Chrome стало главным противостоянием в истории браузеров.

@вмиреит
@вмиреит

Итак, вершина компьютерного айсберга пройдена: из прорывов и идей отдельных изобретателей, инженеров и креативщиков выросла современная индустрия. Мир стал быстрее, удобнее и интереснее благодаря этим открытиям. Да, и читатели блога «В мире ИТ» теперь явно лучше понимают, как всё это начиналось.

Уровень 2. Поверхность айсберга - популярные, но менее очевидные темы

  • RAID-массивы
  • Разгон процессоров (Overclocking)
  • Видеокарты NVIDIA и AMD
  • BIOS и UEFI
  • Командная строка и терминал

Компьютеры становятся хитами продаж, а мы ныряем на второй уровень айсберга компьютеров.

@вмиреит
@вмиреит

В 1980-х инженеры в США ломали голову: как сделать так, чтобы информация на компьютерах не исчезала из-за поломки диска? Так родились RAID-массивы - комбинации из обычных жёстких дисков, которые действовали как команда, страхуя друг друга. Первыми их описали Дэвид Паттерсон, Гарт Гибсон и Рэнди Катц из университета Беркли в 1987 году. Разработка шла на университетские гранты. Технология RAID дала миру невиданную прежде надёжность: теперь, если один «винчестер» умирал, информацию можно было спасти.

Но мало надёжности - нужна и скорость. В дело вступают фанаты разгона, или оверлокеры. Ещё с 1990-х, когда пошли «в народ» процессоры Intel и AMD, самые сметливые быстро поняли: если немного «поддать жару» и увеличить частоту - компьютер начнёт «летать». Конечно, чтобы не сжечь собственный процессор, энтузиасты мастерили водяное охлаждение - и вот тут было немало курьёзов: кто-то использовал даже радиаторы от холодильников. Оверлокинг можно смело назвать истинным ремеслом компьютерных алхимиков.

@вмиреит
@вмиреит

Движение по айсбергу было бы серым, если бы не видеокарты NVIDIA и AMD. Разработчики из NVIDIA (компания из Калифорнии, основана 1993), придумали первую продвинутую, мощную видеокарту для игр - RIVA 128 в 1997 году. AMD же купила ATI из Канады. AMD приобрела канадскую фирму ATI Technologies, которая уже тогда была одним из мировых лидеров в производстве видеокарт (графических ускорителей), чтобы у неё тоже появились собственные мощные видеокарты и технологии для графики.
С этого момента видеокарты ATI стали называться
AMD Radeon. Видеокарты творили настоящую магию в играх и мультимедиа: появились эффекты дыма, отражения, динамическое освещение - всё это стало возможно именно с их помощью. Миллионы подростков получили легендарные Quake и Half-Life благодаря этим железкам.

Запустить компьютер помогает ещё один невидимый герой - BIOS (а с 2010-х и его продвинутый брат UEFI). Первыми BIOS придумали в IBM в 1981 году, чтобы ПК мог понять: что он вообще такое и как загрузиться. UEFI появился уже в XXI веке благодаря консорциуму из Intel, Microsoft и других производителей, чтобы добавить красок: теперь запускать компьютер стало быстрее, безопасность выше, а менять настройки стало проще.

@вмиреит
@вмиреит

И напоследок - главный инструмент магов-программистов: командная строка и терминал. Наверняка вы слышали таинственное слово MS-DOS - его создали в Microsoft под руководством Билла Гейтса в 1981 году. Это как дневник Тома Реддла: пишешь команду - и компьютер делает невероятное. Терминал пережил все эпохи, рос вместе с Linux и macOS, и до сих пор используется для взлома, ремонта, и самых крутых ИТ-фокусов. Только не забудьте спросить: «dir» или «ls»?

Мир технологий волнует и манит. За каждым новомодным гаджетом или непроизносимым словом - сотни научных открытий, десятки идей и не всегда смешные анекдоты из жизни энтузиастов «железа».

Уровень 3 Углубляемся - уровень знаний и технологий для продвинутых

  • Архитектура RISC и CISC
  • Виртуализация и контейнеры (Docker, VMware)
  • NVMe SSD и PCIe интерфейсы
  • Аппаратное шифрование
  • TPM-модули безопасности

Чтобы не замерзнуть от скуки - переходим на новый уровень нашего айсберга. И вновь начнем с не таких далеких восьмидесятых.

@вмиреит
@вмиреит

1980–е. Архитектура RISC и CISC.
В не столь отдаленные компьютерные времена инженеры ломали голову еще над одной проблемой: как заставить процессор работать быстрее? Так в США в недрах IBM, а чуть позже и у британской ARM появляются специальные группы, которые начинают разрабатывать архитектуру
RISC (Reduced Instruction Set Computing — сокращённый набор инструкций). Главная идея - сделать процессор проще изнутри, чтобы он выполнял инструкции максимально быстро.
Усложняло дело то, что рядом «маячили» оппоненты с архитектурой CISC
(Complex Instruction Set Computing - сложный набор), например, Intel и AMD: «Зачем упрощать? Сделаем мощно и с богатым набором функций!» Так появились две враждующие школы - у каждой были свои фанаты и собственная философия. В итоге сегодня RISC торжествует в мобильниках и планшетах, а CISC - в офисных компьютерах и игровых ПК.

@вмиреит
@вмиреит

2000–е — 2010–е. Виртуализация и контейнеры (Docker, VMware)
Существовала и магия «разделения тел»: в 1999 году компания
VMware первой серьёзно внедрила виртуализацию - запуск нескольких «виртуальных» компьютеров на одном физическом. Так локально решили квартирный вопрос внутри железа.
Позже, в 2013-м, компьютерщик по имени
Соломон Хайкс запускает проект Docker во Франции. Docker позволяет запускать программы изолированно - чтобы они не мешали друг другу, работали где угодно и не «ломали» основную систему. Теперь приложения можно было переносить хоть на Марс.

2015+. NVMe SSD и PCIe интерфейсы
Пользователям и того времени (да и сейчас немногим лучше для многих) абсолютно не нравилось то, как долго грузятся их  компы. Но, внимание: в 2013-м появились SSD нового типа -
NVMe по инициативе консорциума Intel и других компаний. Данные теперь передаются напрямую через скоростной интерфейс PCIe, который был придуман ещё для видеокарт. NVMe-SSD - это когда ваш компьютер стартует за считанные секунды, а файлы копируются быстрее, чем вы моргаете.

@вмиреит
@вмиреит

2010–е и по настоящее время. Аппаратное шифрование и TPM

Чтобы защитить информацию на компьютере пользователя от воров и хакеров, инженеры компании Intel и других специалистов придумали специальную защиту прямо внутри «железа» - то есть, в самих процессорах и жёстких (или твердотельных) дисках.
Эту защиту называют
аппаратное шифрование: теперь микросхема или диск сами умеют зашифровать все файлы пользователя без участия внешних программ. Получается, даже если компьютер потеряется, никто не сможет прочитать данные пользователя без особого ключа. Всё происходит автоматически - быстро и надёжно - как замок на сейфе, только цифровой.
Параллельно на сцену вышли
TPM (Trusted Platform Module) - специальные микросхемы для хранения ключей, паролей и «секретов». Стандарт начали внедрять принудительно: сначала Intel, а позже Microsoft обязали включать TPM 2.0 для установки новой Windows 11.
Теперь компьютер стал
сейфом с двойным замком: внутри него не просто цифровой замочек, а ещё специальный «замковый мастер» (TPM), охраняющий все ваши секреты.

Разработка каждой технологии с высоты времени выглядит как приключение. Тут инженеры спорят о вкусах, а там компании придумывают новые стандарты ради скорости и безопасности, здесь пользователи получают мегамощные машины, которые едва ли не сами делают кофе - в перерыве между вычислениями новых знаков после запятой у числа Пи. Или хотя бы защищают фотки от хулиганов.

@вмиреит
@вмиреит

Уровень 4 Основание айсберга

  • Assembly и машинный код
  • Постоянное хранение в виде MRAM и PRAM
  • FPGA и кастомные процессоры
  • Квантовые вычисления
  • Хакерские техники и уязвимости низкого уровня

Продолжаем погружаться в глубины айсберга IT - туда, где живут загадки, про которые большинство слышали только на суперспециализированных форумах. Наблюдаем в режиме реального времени как технологии становятся научной фантастикой.

@вмиреит
@вмиреит

Assembly и машинный код
Вступаем в зону древнейшей магии программирования. В 1940–50-х годах программисты писали для компьютеров команды на машинном языке, который представлял собой наборы единиц и нулей. С таким кодом работали, например, создатели первых ЭВМ в университетах и исследовательских институтах в США или инженеры IBM. Для удобства в 1949-м
Джон фон Нейман предложил язык Assembly: он уже представлял собой не набор ноликов и единичек, а короткие пары букв - MOV, ADD и т.п., которые легко понять человеку и можно быстро «перевести» в нечто понятное «для железа». В 1940–50-х годах инженеры и программисты в университетах и лабораториях США и Европы создавали первые программы на машинном коде и ассемблере для легендарных компьютеров типа ENIAC и IBM 701. Сейчас такие языки используют для создания особенно быстрых или секретных программ - например, в микроконтроллерах и антивирусах.

MRAM и PRAM - хранение навсегда
Обычная память компьютеров - RAM и жесткие диски - могут терять данные при отключении питания. Но учёные мечтали о так называемой «вечной» памяти: в 1980-х японцы и американцы начали работать над MRAM (Magnetoresistive RAM) - памяти, которая помнит всё благодаря крошечным магнитам внутри кристаллов. Первая коммерческая MRAM появилась в 2006 году от компании Freescale (США). PRAM (Phase-Change RAM) разрабатывали в IBM с 1970-х, а в 2000-х компания Samsung выпустила первые микросхемы. Эта память почти не стирается и умеет долго хранить информацию даже в условиях отсутствия электричества, примерно как флешки, только быстрее и надёжнее.

@вмиреит
@вмиреит

FPGA и целевые микросхемы
Если обычный процессор является своеобразной фабрикой с готовой сборочной линией, то
FPGA (Field-Programmable Gate Array) - это фабрика, где пользователь самостоятельно строит собственный конвейер под конкретную задачу. Технологию придумали инженеры компании Xilinx в США в 1985 году. FPGA позволяют «прошить» микросхему под локальную задачу: в результате можно выпускать одни микросхемы для игр, другие - для спутников. Компании типа Intel и Altera вкладывают миллиарды в такие разработки, которые предназначены для ускорения работы серверов и облаков. Курьёз - в университетах студенты часто проектируют на FPGA кубики Рубика, «музыкальные» сигналы и даже свои мини-компьютеры.

Квантовые вычисления
Звучит как фантастика, но это реальность XXI века. В 1998 году в университете Оксфорда впервые
продемонстрировали работу двух кубитов - крошечных «битов» в квантовом состоянии. Дальше подключились IBM, Google и российские учёные: начали строить квантовые процессоры на миллионы долларов. Квантовые компьютеры используют эффекты из физики, способны решать задачи, которые обычные машины делают тысячи лет - например, взлом сложных паролей или моделирование новых лекарств.

@вмиреит
@вмиреит

Хакерские техники и уязвимости низкого уровня
Рядом с учёными работают и «теневые» мастера - хакеры. Ещё в 1980-х появилась первая «проклятая команда» в машинном коде, позволяющая получить доступ к скрытым функциям компьютера. В 1990-х хакеры изучали, как
через команды Assembly или через низкоуровневые уязвимости получить полный контроль над системой - появились вирусы, черви и эксплоиты. Сейчас такие знания используются для создания антивирусов, поисков «дыр» в безопасности, а иногда (на конкурсах DEFCON и CTF) - чтобы показать, кто круче «взламывает» самое защищённое устройство.

Мы прошли «фундамент айсберга» и изучили элементарные кирпичики всей компьютерной индустрии. Здесь каждый факт раскрывает причуды инженерного гения, безумные открытия, и приоткрывает загадки магии вычислений.

Уровень 5 Глубинные слои

  • Секретные проекты типа NSA и «микросхемы-шпионы»
  • Мифы про «ленивые» процессоры и их скрытые функции
  • Загадочные «черные экраны смерти»
  • Легенды о сверхпроизводительных компьютерах для ИИ
  • «Заброшенные» протоколы и технологии, о которых забыли

Наступает ночь, а мы спускаемся на самый загадочный уровень айсберга IT - туда, где прячутся тени, тайны и легенды, от которых даже у бывалых компьютерщиков иногда мурашки по коже… Здесь правят слухи, секретные проекты и позабытые технологии.

-20

Секретные проекты: NSA и «микросхемы-шпионы»
Говорят, что с самого начала компьютерной эпохи, а особенно после 1960-х, спецслужбы США и других стран - например,
знаменитое агентство NSA - вкладывали миллиарды в сверхсекретные системы слежки.

NSA - это Агентство национальной безопасности США (National Security Agency). Основано в 1952 году, работает при Министерстве обороны США и занимается самой сложной частью работы - защитой государственных секретов, разработкой методов шифрования, разведкой и электронной слежкой.

В 2013 году Эдвард Сноуден рассказал миру: в процессоры и сетевое оборудование могли быть встроены «микросхемы-шпионы» - мини-компоненты, которые тайно передают данные нужным людям. Никто точно не знает, какие модели и когда «заражались», зато слухи об этом раздувают целые теории заговора по всему интернету. До сих пор инженерные форумы спорят: можно ли секретно заложить аппаратуру для слежки даже в массовую электронику?

Мифы про «ленивые» процессоры и скрытые функции
В начале 2000-х среди геймеров и программистов «гуляла байка»: якобы у процессоров есть «резервные ядра» и скрытые алгоритмы, которые открываются только избранным или при особых настройках. Пользователи бросились искали тайные команды - вдруг получится сделать свой компьютер вдвое быстрее? Иногда чипы действительно содержали «спящие» функции для разработчиков или разгонщиков, но чаще всего это были маркетинговые легенды. Самый известный миф -
о процессорах AMD, которые якобы можно было превратить из двухъядерных в четыре с помощью одной команды в BIOS. Пробовали - иногда получалось, иногда комп «залетал» в синий экран.

-21

Загадочные «черные экраны смерти»
Кто хоть раз сталкивался с внезапной перезагрузкой компа и надписью на черном фоне - тот знает: именно Black Screen of Death, или BSoD, - самый страшный кошмар каждого пользователя. Первый «черный экран» появился еще в первых версиях Windows и MS-DOS в 1990-х и тогда компьютер не мог запускать систему или терял связь с памятью.
«Черным экраном смерти» (Black Screen of Death) в итоге называют теперь ситуацию, когда при запуске или работе компьютера внезапно появляется полностью чёрный экран вместо привычного рабочего стола или изображений, а сама система «зависает» и дальше ничего не происходит.

Почему это случается:

  • Иногда на компьютере возникает серьезная ошибка - например, не может загрузиться система из-за проблемы с драйверами, поврежденной памяти, сломанного жёсткого диска или ошибочного обновления Windows.
  • Точные причины таких сбоев бывают разными, и инженеры Microsoft (разработчики Windows) долго искали способы исправить это, но иногда даже они не могут быстро определить источник проблемы - Microsoft выпускает обновления, но часть ошибок так и остаётся загадкой.
  • Пользователи на форумах и в интернете устраивают целые «расследования» - обсуждают, почему возник этот самый чёрный экран, что делать, как вернуть компьютер к жизни и какие методы реально помогают (например, перезагрузка, отключение нового оборудования, восстановление системы).

Иногда «чёрные экраны» появлялись из-за очень неожиданных факторов - например, из-за неправильной настройки монитора, внезапного скачка напряжения или сбоя в BIOS. Поэтому эта проблема и стала настоящим «ужастиком» для пользователей: никому не нравится явление, причины которого могут быть настолько непредсказуемыми, а решение - не всегда очевидным.

@вмиреит
@вмиреит

Легенды о сверхпроизводительных компьютерах для ИИ
Красивая сказка XXI века: где-то в секретных лабораториях Google, IBM, Яндекс и спецслужб работают настоящие «монстры» - суперкомпьютеры, которые способны обучать искусственный интеллект так, будто он сам думает и учится. Самым известным среди них является
DeepMind от Google, победивший чемпиона мира по игре Go. Разработка таких машин стоит миллиарды долларов, иногда в ход идут военные гранты и подключаются ведущие университеты. Ходят слухи, что есть компьютеры, которые умеют взламывать коды или придумывать новые алгоритмы за считанные секунды - вот это, по мнению авторов блога «В мире ИТ» и есть настоящие электронные маги. Но официальных подробностей - кот наплакал, всё покрыто тайной…

«Заброшенные» протоколы и забытые технологии
В мире интернета есть целые кладбища стандартов: FTP, Gopher, IRC, X.25… В 1980-1990-х о них говорили все, но со временем про большинство просто забыли - остались только легенды, как о первых попытках человека полететь в космос. Некоторые протоколы были созданы в университетах США, на госгранты или даже энтузиастами без бюджета. Иногда старый протокол вдруг всплывал на старых серверах или в секретных программах - как своеобразное послание из прошлого. Изредка эти технологии снова становятся актуальными, а программисты пытаются их «раскопать».

FTP, Gopher, IRC и X.25 были сетевыми протоколами для передачи данных и коммуникации в компьютерных сетях:
FTP (File Transfer Protocol) - протокол передачи файлов между компьютерами в сети. Он обеспечивает отправку и получение файлов, управление файлами на сервере. Использует TCP-порты 20 (данные) и 21 (команды). Один из старейших и простых в использовании протоколов передачи данных.
Gopher - протокол для распределённого доступа к документам в сети, предшественник Всемирной паутины. Gopher организует информацию в виде иерархической структуры меню, позволяя пользователям искать и получать документы. Он прост и легковесен, но уступил HTTP по функциональности и популярности.
IRC (Internet Relay Chat) - протокол для текстового общения в реальном времени по каналам и приватным сообщениям. Популярен для групповых и индивидуальных чатов, работает на TCP-портах сессий. Обеспечивает работу множества команд для управления чатами и пользователями.
X.25 - пакетный протокол уровня канала и сети, разработанный для передачи данных в широкомасштабных сетях с коммутацией пакетов. Используется в основном в старых телекоммуникационных сетях и работает на физическом и канальном уровнях модели OSI, обеспечивая надежную передачу в условиях ненадежных линий связи.
FTP и Gopher работают на прикладном уровне и ориентированы на передачу файлов и документов, IRC предназначен для обмена сообщениями в реальном времени, а X.25 представляет собой низкоуровневый протокол для передачи данных в телекоммуникациях с акцентом на надежность и коммутацию пакетов.

На этом уровне айсберга не столько ответы, сколько вопросы… Кто и зачем встраивал микросхемы-шпионы? Что за тайные ядра «просыпаются» на процессорах? Куда и почему исчезают забытые протоколы?
Компьютерный мир живет не только технологиями, но и имеет собственный легендариум - каждое новое открытие в IT всегда окутано ореолом тайн и неожиданных аспектов.

@вмиреит
@вмиреит

Завершая путешествие по компьютерному айсбергу блога «В мире ИТ» на Дзен, попробуем взглянуть на глубины сквозь призму затронутых в рассказе загадок. Надеемся, что для вас этот айсберг стал не просто перечнем технологий и мифов, а живым приключением, где за каждым поворотом вас ждали неочевидные факты. ИТ-философ Джарон Ланье однажды сказал:
«Информационные технологии - это зеркало, где отражаются все наши человеческие парадоксы». Стив Возняк (создатель Apple) добавлял:
«Компьютер всегда удивляет того, кто считает себя умнее машины». Что же скрывали слои айсберга и что мы вытащили на поверхность? Получили ли мы ответы на эти вопросы:

  • Почему даже самые мощные компьютеры иногда «падают» от простой ошибки, словно титанические корабли на мель?
  • Существует ли абсолютная защита от взлома, или любой код - это просто-напросто лакомое приглашение для любого хакера?
  • Спят ли где-то забытые алгоритмы, которые однажды проснутся и изменят всё?
  • Можно ли создать искусственный интеллект, который начнёт задавать вопросы самому себе? Накажет ли ИИ тех, кто сопротивлялся его внедрению?
  • Почему некоторые технологии исчезают бесследно, оставив только туманные записи на форумах и устную память их поклонников?
@вмиреит
@вмиреит

ИТ-гении спорят до сих пор: «Неважно, сколько ты знаешь - важно, сколько можешь придумать» (Эрик Шмидт, бывший глава Google). В блогах и на конференциях пульсируют риторические вопросы:

  • Почему некоторые баги лечатся только перезагрузкой, но никто не знает - почему это сработало?
  • Где спрятаны исходные коды древних вирусов, и всплывут ли они когда-нибудь снова?
  • Обычная флешка может таить больше секретов, чем сервер огромной корпорации… Как выяснить - где правда, а где миф?

Может быть весь айсберг стал для вас приглашением к исследованию, к спорам и поиску новых загадок. Ведь мир ИТ, парадоксальным образом, всегда чуть шире и таинственнее, чем нам кажется из-за яркой обложки и рекламных слоганов. И главное - каждый из нас может стать первооткрывателем. Как заметил Дуглас Энгельбарт: «Самая глубокая тайна компьютера - это то, что она жива только благодаря идеям людей».

Так что, ныряйте глубже, задавайте вопросы, спорьте и раскапывайте цифровые легенды. Ведь тайны компьютеров и интернета существуют не как простые факты, а как настоящие квесты, где каждое «Почему?» - начало нового айсберга.

Продолжение следует.

-25