Найти в Дзене
Прожектор оборонки

История русской власти

Михаил Первов История русской власти. Самодержавный путеводитель. 2025 На «ЛитРес» опубликована новая электронная книга: Михаил Первов «История русской власти». Познакомиться с книгой может любой желающий, заплатив 200 рублей. В книге рассказывается о том, что единственной властью, при которой возможно достойное существование России, является Самодержавие, ибо насаждать в России социализм или капитализм это все равно, что обустраивать пляжи в Арктике. Значительная часть книги посвящена истории русского оружия, так как власть и оружие в России неразрывно связаны. Японские макаки, или Первое поражение Николая II ЛитРес. Глава из книги Михаила Первова «История русской власти» В 1880-е годы Александр III обратил внимание на совершенно недопустимые темпы освоения огромных сибирских земель. В архивах сохранилось множество отчетов сибирских генерал-губернаторов и резолюций на них Государя Императора. Судя по отчетам, за 300 лет после присоединения Сибири «ничего не сделано». Так родилась иде

Михаил Первов

История русской власти. Самодержавный путеводитель. 2025

На «ЛитРес» опубликована новая электронная книга:

Михаил Первов «История русской власти».

Познакомиться с книгой может любой желающий, заплатив 200 рублей.

В книге рассказывается о том, что единственной властью, при которой возможно достойное существование России, является Самодержавие, ибо насаждать в России социализм или капитализм это все равно, что обустраивать пляжи в Арктике.

Значительная часть книги посвящена истории русского оружия, так как власть и оружие в России неразрывно связаны.

Японские макаки, или Первое поражение Николая II

ЛитРес. Глава из книги Михаила Первова «История русской власти»

В 1880-е годы Александр III обратил внимание на совершенно недопустимые темпы освоения огромных сибирских земель. В архивах сохранилось множество отчетов сибирских генерал-губернаторов и резолюций на них Государя Императора. Судя по отчетам, за 300 лет после присоединения Сибири «ничего не сделано».

Так родилась идея строительства Великой Сибирской железной дороги. В мае 1887 года Александр IIIсоздал Особое совещание. После проведения изыскательских работ Совещание пришло к выводу о том, что строительство возможно. Государь поручил наследнику престола Николаю Александровичу приехать во Владивосток и принять личное участие в церемонии начала строительства дороги. Путешествие до Владивостока длилось более полугода. 19 мая в его присутствии Николая состоялась закладка Великого Сибирского пути.

Возвратившись из поездки, Николай доложил о ее результатах отцу. 17 марта 1891 года Александр IIIподписал рескрипт о строительстве Сибирской железной дороги. Год спустя был учрежден Комитет Сибирской железной дороги, августейшим председателем которого стал Николай II.

Долгие годы путешественники передвигались по Сибирскому тракту только на лошадях, да и то с большими погодными ограничениями. Даже правительственному курьеру, имевшему право беспрепятственного получения свежих лошадей на почтовых станциях, требовалось 34 дня, чтобы доехать из Петербурга до Иркутска. Время в пути при поездке во Владивосток было непредсказуемо. Истинное освоение Сибири началось лишь со строительством железной дороги. Истинное самодержавие установилось в Сибири еще позже - лишь после прихода большевиков.

Дорогу предстояло построить от поселка Миасский завод, где она заканчивалась в ту пору, до Владивостока. Строить надо было в сложнейших климатических и географических условиях Урала, Сибири и Дальнего Востока. На пути лежали скалистые горы, непроходимая тайга, полноводные реки и топкие болота. Первоначально вся дорога должна была проходить по территории Всероссийской Империи.

В 1895 году Китай проиграл войну с Японией. Опасаясь чрезмерного возвышения Японии, Россия, Франция и Германия встали на сторону Китая и предложили победившей стороне возвратить Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Япония к новой войне не была готова и с предложением согласилась. Россия передала Китаю денежные средства для выплаты контрибуции победившей Японии и вскоре за это получила стратегически важный Ляодунский полуостров.

Так появился план строительства участка строящейся Транссибирской железной дороги по территории Маньчжурии. Однако резко отрицательного отношения Японии и Англии к этому проекту Государь не учел. Англия была недовольна действиями Николая, опасаясь усиления роли России на Дальнем Востоке. Приобретая колонии по всему миру, Англия считала себя ведущей колониальной державой. Ее колониальная политика была агрессивной, но умной, что позволяло ей действовать решительно во всем мире, избегая топорных действий.

Возражать открыто Англия не стала, так как нуждалась в союзе с Россией и Францией против Германии. Однако обязалась оказать всемерную военную помощь Японии, которая против политики России возражала открыто.

Россия и Китай подписали Московский оборонительный договор, в соответствии с которым обязались защищать друг друга от нападения Японии. После этого появилось предложение о строительстве Китайской Восточной железной дороги через Маньчжурию.

Железнодорожный путь через Маньчжурию был на 500 верст короче Амурского пути, что способствовало сокращению времени пробега поездов. Строительство было проще в инженерном отношении. Железная дорога должна была способствовать развитию торговли с Китаем. Строительство очень сложных в инженерном отношении Уссурийской и Амурской дорог было остановлено.

Первоначально строительство КВЖД преследовало одну единственную цель – соединить центральные районы России с портом Владивосток, обеспечив выход к Тихому океану. Но аппетит приходит во время еды. В 1898 году была подписана русско-китайская Конвенция, в соответствии с которой Россия получила право развития Маньчжурии. Китайцы всегда презрительно относились к манчжурам, за китайцев их не считали, и Конвенция была подписана довольно легко. Далее началось то, что современники назвали «русской дальневосточной авантюрой».

Появились планы строительства ветки до Порт-Артура. С этой целью Россия образовала на Ляодунском полуострове Квантунскую область, в состав которой вошли два порта – Порт-Артур и Дальний. Порт-Артур стал военно-морским портом, а Дальний – торговым. В Маньчжурию были введены русские войска, в Порт-Артур пришли русские боевые корабли.

Министр финансов С.Ю.Витте и заместитель министра иностранных дел В.Н.Ламсдорф настаивали на немедленном выводе русских войск из Порт-Артура, так как их пребывание могло привести к тяжелым последствиям. Военный министр А.Н.Куропаткин заявил, что, если война с Японией начнется, это будет стоить 700 – 800 миллионов рублей, которых у страны нет.

В отличие от Владивостока, Порт-Артур незамерзающий порт. Это позволяло России использовать военные и торговые корабли круглый год. Маньчжурия представляла буферную зону безопасности в возможном конфликте с Японией. Китай разрешил России беспошлинную добычу полезных ископаемых на всей территории Маньчжурии.

Николай II поддерживал все планы по строительству дороги через Манчжурию и развитию военного Порт-Артура. Возможно, неприязненное отношение к Японии осталось в нем после покушения на него в японском городе Отсу 11 мая 1890 года. Современники часто вспоминали, что, говоря о японцах, он, обладавший изысканными манерами, неизменно произносил пренебрежительную фразу: «Эти японские макаки».

В 1897 году, по повелению Николая II, русские корабли Тихоокеанского флота начали перебазирование из Владивостока в Порт-Артур. Понимая, насколько это опасно, военный и морской министры обратились в Государю с предложениями провести вторую колею железнодорожного пути через Маньчжурию, сосредоточить необходимое количество резервных войск в Восточной Сибири, значительно увеличить количество строящихся военных кораблей и реконструировать Порт-Артур. Николай с предложениями согласился. Но ничего не сделал, да и сделать не мог, так как денег не было.

В 1894 году на вооружении России были 356 военных кораблей, из них 45 броненосцев. Всего на кораблях было установлено 1670 орудий. На вооружении Японии было 58 военных кораблей, из них 1 броненосец. Всего на кораблях Японии было установлено 497 орудий. Японский флот нуждался в модернизации. Как страна, главным торговым партнером которой на протяжении многих лет была Англия, Япония обратилась к Англии за помощью в модернизации.

Имея огромный торговый флот, Англия торговала практически по всему миру, что принесло ей огромные богатства. Богатства позволили создать лучший в мире военно-морской флот. Англия строила одновременно 10 линкоров и 38 крейсеров. Это была программа, которая не снилась другим государствам. Изобретатель торпеды англичанин Роберт Уайтхед постоянно совершенствовал свое изделие, значительно увеличивал скорость и добился высокой точности стрельбы. В 1899 году англичанин Чарльз Парсонс изобрел паровую турбину. Турбинные силовые установки позволили сначала английским эсминцам, а затем дредноутам достичь скорости, которой не мог достичь ни один боевой корабль в мире. В 1901 году Англия приступила к интенсивному строительству подводных лодок.

Промышленность Японии не имела возможностей строительства броненосцев и броненосных крейсеров большого водоизмещения, вооруженных дальнобойными пушками крупного калибра. Такие корабли могла строить Англия.

Англия ответила согласием. Выполнение заказа Япония оплатила деньгами, полученными в виде контрибуции от России. На эти русские деньги в Англии был построен военно-морской флот, переданный Японии и разгромивший в 1904-1905 годах российский военно-морской флот.

Построенные в Англии первоклассные корабли поступили на вооружение флота Японии. Николай IIне прислушался к голосу разума и своих советников, не принял в расчет возможную помощь развитых стран Европы. Как мощные флоты Англии и Франции пришли на помощь Турции во время Крымской компании, так развитая кораблестроительная промышленность Англии пришла на помощь Японии. Россия не имела кораблей и вооружения, подобным тем, что получила Япония.

Все блестящие победы российского флота были одержаны в ближних боях. В Чесменском сражении 1770 года русская эскадра под командованием адмирала Г.А.Спиридова разгромила турецкий флот, открыв губительный огонь с дистанции 100 метров. В сражении у Тендры адмирал Ф.Ф.Ушаков подвел корабли на расстояние ружейного выстрела и расстрелял турецкий флот. Адмирал Д.Н.Сенявин в Афонском сражении подвел свои корабли вплотную к турецким и уничтожил их шквальным огнем. В 1853 году адмирал П.С.Нахимов заблокировал и уничтожил турецкие корабли в Синопской бухте, открыв стрельбу с ближней дистанции. На этих победах держалась вся морская доктрина русского флота и никто не хотел ее менять. Вести огонь с дистанции, превышающей 4 – 5 километров, русские корабли не могли.

За пять лет владения Порт-Артуром был выполнен совершенно незначительный объем работ по его укреплению и устройству. В порту корабли находились в безопасности. Однако сухопутные укрепления были недостаточны, и безопасность могла быть сведена на нет в случае наступления на крепость Порт-Артур превосходящих сухопутных сил противника.

Япония не протестовала против освоения Маньчжурии и строительства Китайской Восточной железной дороги, как таковой. Но Япония всеми силами протестовала против строительства военного центра Порт-Артур, против ввода в Маньчжурию русских войск и военных кораблей, против лесной концессии в богатой лесом северной Корее. Всероссийский Император не прислушался к голосу Японии.

Первая атака японских кораблей 27 января 1904 года в 11 часов вечера оказалась для русской эскадры внезапной. Эскадра не была подготовлена. В действиях командования царила неразбериха. Уже после начала японского обстрела русские командиры продолжали отдавать приказы боевым кораблям не производить решительных и энергичных действий. Несколько крейсеров загружались углем, а это, как и последующее разведение паров, очень длительные процессы.

Японцы начали обстрел с дистанции 10 километров. Русские корабли с дистанции более 4 километров огонь открыть не могли, так как пушки имели короткие стволы и малый угол возвышения. Оптические средства наведения были очень низкого качества. Некоторые корабли прибыли в Порт-Артур, вообще не имея дальномеров.

Японцы хладнокровно расстреливали русские корабли. Стараясь во что бы то ни стало подойти на расстояние действительного огня, крейсер «Баян» приблизился к японцам. Но при этом получил 10 больших пробоин. Были выведены из строя три котла, повреждены три орудия. Приблизившись, крейсер уже не мог продолжать бой, так как нуждался в капитальном ремонте. Корабли русской эскадры выпустили по кораблям противника 2 207 снарядов, но попали в цель из них только 13.

Японцы заминировали выход из Порт-Артура. Стремясь прорваться сквозь сплошное минное поле, подорвался броненосец «Петропавловск». Находившийся на его борту командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О.Макаров погиб. После «Петропавловска» корабли прекратили попытки выхода. Матросы начали переносить орудия с кораблей на берег. Однако сухопутные укрепления Порт-Артура не выдержали натиска японских сухопутных войск. Японцы начали теснить противника.

Выяснилось, что для русских солдат были пошиты шинели из серого рыхлого низкопробного сукна, которое просвечивало. При дожде шинель набирала и удерживала такое невероятное количество влаги, что ее вес доходил до 10 килограммов. Солдатские сапоги были сделаны из конской кожи жуткого качества, подошвы подбиты деревянными гвоздями. Во время марша по каменистым сопкам Маньчжурии эти сапоги выдерживали не более двух недель носки. По прибытии в Порт-Артур сапоги разваливались.

В критической ситуации стремительного наступления японских сухопутных войск русские корабли вновь предприняли отчаянную попытку выйти из Порт-Артура и следовать во Владивосток для соединения с силами флота. При выходе они вновь подорвались на минах. Затем японские корабли расстреляли их в открытом море. Затем их таранили японские торпеды.

Несколько русских кораблей смогли приблизиться к японцам на расстояние 3- 4 километров, но получили очень сильные повреждения. Погибли крейсер «Варяг» и другие корабли флота. Десять кораблей вернулись в Порт-Артур. Часть из них при возвращении подорвались на минах. Часть были расстреляны огнем японской дальнобойной артиллерии. 22 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан японцам.

С гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры и сдачей Порт-Артура Николай смириться не мог. Он повелел сформировать 2-ю Тихоокеанскую эскадру из кораблей Балтийского флота. Министры советовали ему не делать этого. Во-первых, Петербург лишался защиты с моря. Во-вторых, балтийских кораблей было недостаточно и их пришлось «усилить» совершенно устаревшими кораблями эскадры из Либавы. В-третьих, отправляясь в 18 000-мильный поход, корабли взяли на борт слишком много запасного имущества и слишком мало боеприпасов.

Но Государь уже не мог остановиться. 2-я Тихоокеанская эскадра была сформирована. Перед отправкой в дальний поход через три океана корабли эскадры загрузили артиллерийскими снарядами. В целях безопасности корабельные артиллеристы вывернули из снарядов все взрыватели и складировали их отдельно.

Эта операция была предусмотрена на кораблях, так как снаряды могли самопроизвольно взорваться во время сильной качки. Но после похода снаряды и взрыватели следовало выгрузить на берег, просушить, проверить и вновь загрузить на борт.

Противник не дал этого сделать. При подходе к Японскому морю артиллеристы ввернули взрыватели в снаряды, и приготовились к бою. Однако снаряды утратили боеспособность. За время плавания морская влага попала внутрь через отверстия для взрывателей. Взрывчатое вещество намокло и взрываться не могло.

Открыв огонь, русские артиллеристы сразу обратили внимание на то, что снаряды попадают в японские корабли, прошивают обшивку, но взрывов не происходит. Подавляющее большинство снарядов не взорвались и не причинили практически никакого ущерба кораблям противника.

Тем временем японские корабли открыли шквальный огонь и потопили 22 русских корабля. Так в мае 1905 года вся 2-я русская эскадра была уничтожена в Цусимском сражении. Россия лишилась и Балтийского, и Тихоокеанского флотов. Остались лишь несколько кораблей возрождаемого, но так и не возрожденного Черноморского флота.

Последующий разбор действий командования эскадры привел специалистов Главного Адмиралтейства к выводу о том, что командование во время боя действовало в основном правильно и не допустило грубых ошибок. Снаряды стали всему виной.

Николай очень тяжело воспринял поражение от «японских макак». К сожалению, совершив целый ряд ошибок, он так и не сделал правильных выводов. Новые ошибки привели его к катастрофе.