Найти в Дзене
Прожектор оборонки

русские бнспилотники

МИХАИЛ ПЕРВОВ РУССКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ, ИЛИ КОНЦЕРТ ДЛЯ ДРОНА С ОРКЕСТРОМ На «Литрес» опубликована новая электронная книга: Михаил Первов «Русские беспилотники, или Концерт для дрона с оркестром». Познакомиться с новой книгой может любой желающий, заплатив 480 рублей. ЛитРес. Русские дроны с картинками от А до Я! Читайте отрывки из книги! НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ДРОНОДЕЛИЯ Глава из книги Михаила Первова «Русские беспилотники, или концерт для дрона с оркестром» В 1970-е годы специалисты судостроительной промышленности и Военно-морского флота СССР выработали четкие рекомендации по развитию авианосцев. Для отражения авиационного налета противника во главе корабельного соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 55 000 тонн. Для отражения авиационного налета и одновременного удара подводных лодок противника во главе соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 65 000 тонн. Для отражения авиационного налета, удара подводных лодок и одновременного ответного удара по надводны

МИХАИЛ ПЕРВОВ

РУССКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ,

ИЛИ КОНЦЕРТ ДЛЯ ДРОНА С ОРКЕСТРОМ

На «Литрес» опубликована новая электронная книга:

Михаил Первов «Русские беспилотники,

или Концерт для дрона с оркестром».

Познакомиться с новой книгой может любой желающий,

заплатив 480 рублей.

ЛитРес. Русские дроны с картинками от А до Я!

Читайте отрывки из книги!

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ДРОНОДЕЛИЯ

Глава из книги Михаила Первова

«Русские беспилотники, или концерт для дрона с оркестром»

В 1970-е годы специалисты судостроительной промышленности и Военно-морского флота СССР выработали четкие рекомендации по развитию авианосцев. Для отражения авиационного налета противника во главе корабельного соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 55 000 тонн. Для отражения авиационного налета и одновременного удара подводных лодок противника во главе соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 65 000 тонн. Для отражения авиационного налета, удара подводных лодок и одновременного ответного удара по надводным целям противника во главе соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 80 000 тонн. Для отражения авиационного налета, удара подводных лодок, одновременных ответных ударов по надводным и береговым целям противника во главе соединения должен быть авианосец водоизмещением не менее 100 000 тонн.

В 1990-е годы авиастроителям и командованию ВВС России необходимо было выработать такие же четкие рекомендации по развитию дроностроения. Надо было ответить на вопросы о том, какими должны быть ударные дроны для борьбы с подразделениями, частями, соединениями и объединениями противника. Какими должны быть дроны для борьбы с укрепленными, бронированными целями и радиолокационными станциями. Какими должны быть дроны для борьбы с самолетами и вертолетами противника. Какими должны быть дроны-разведчики и постановщики помех…

23 сентября 1991 года все предприятия Министерств авиационной и электронной промышленности СССР были переведены в состав Министерства промышленности РСФСР. Минавиапром и Минэлектронпром были ликвидированы. В составе Минпрома было сосредоточено столь огромное количество предприятий России, что руководить ими из единого центра было невозможно, а при полном отсутствии денег в казне – полностью невозможно.

Интересно заметить, что в 1918 году для управления всеми национализированными предприятиями России был создан ВСНХ – Высший совет народного хозяйства. Руководство промышленностью ВСНХ полностью провалил. Тресты, синдикаты и главные управления не помогли. Были созданы министерства РСФСР, затем министерства СССР, затем ВСНХ был ликвидирован. И только после этого, в 1930-е годы началось развитие экономики Советского Союза.

Опыт пропал даром. В 1991 году, создав Минпром, руководители страны вновь наступили на грабли, которые больно ударили. Начался стремительный спад экономики. Начались ликвидация, снос, перепрофилирование и резкое сокращение численности работающих оборонных предприятий, последствия чего ощущаются по сей день.

Пытаясь выжить в условиях безденежья, КБ и НИИ авиационной промышленности прекратили разработку дорогостоящих широкофюзеляжных аэробусов и магистральных лайнеров, и занялись самолетами малой авиации. Разработка бизнес-самолетов велась с использованием собственных средств предприятий.

Вскоре собственные средства кончились. Государство предложило всемирно известным фирмам Туполева, Микояна, Ильюшина, Сухого, Яковлева и другим заняться дронами. Все понимали, что на дронах не выжить. Поэтому крупные самолетостроительные фирмы России заниматься дронами не стали.

Численность фирм сократилась с 10 000 до 1 000 человек. Фирмы с такой численностью персонала утратили способность заниматься разработкой новой авиационной техники на уровне лучших мировых образцов. Огромные авиастроительные заводы перешли на ремонт и модернизацию уже имеющейся техники. Началось создание новых фирм.

Дроностроительные предприятия к числу очень дорогих не относятся. Но для выпуска новой электронной техники требовались строительство сверхдорогостоящих особо чистых производств с новейшим оборудованием прецизионного машиностроения, автоматизация производства, применение сверхчистых материалов, привлечение специалистов высочайшей квалификации. Молодежь не хотела идти на оборонные предприятия с их строгим режимом и дисциплиной. В этих условиях необходимо было обеспечить выпуск продукции при чистоте не более двух пылинок на литр воздуха.

В России ничего не получилось. Если во времена СССР отставание от США и Японии было 2-3 года, то во времена России отставание стало 20-30 лет…

На один из крупнейших полупроводниковых заводов России был назначен директор по блату. Рассмотрев вопросы производства, он спросил:

- Какова наша главная проблема?

Ему ответили:

- При полировке кремневые пластины часто бьются.

Он ответил:

- Нет никакой проблемы. Давайте с кремниевых пластин перейдем на нержавеющую сталь.

Такие «руководители» начали заполнять российскую промышленность.

Лишившись государственных заказов, предприятия электронной отрасли России перешли на выпуск систем зажигания мотокультиваторов, лодочных моторов, бензопил, промышленных горелок... За это предприятия получали по бартеру культиваторы и бензопилы для подсобных хозяйств своих работников. Главной стала не проблема своевременного выпуска высококачественной электронной техники, а проблема своевременной выплаты зарплаты рабочим и служащим. В этих условиях Россия должна была начинать выпуск малогабаритных дронов.

В чеченской компании 1994-2000 годов Россия применяла дроны, созданные в СССР. В 2008 году, в ходе грузино-южноосетинского и абхазского конфликтов, судя по сообщениям СМИ, советские дроны уже кончились, российские дроны еще не начались. Грузия применяла против России израильские беспилотники. С 2013 по 2024 год, в ходе боевых действий в Сирии, применялись дроны российской разработки и производства. В 2020-2023 годах, в период активных боевых действий в Нагорном Карабахе, азербайджанская армия применила ударные дроны для уничтожения армянских комплексов ПВО «Тор-М2КМ», С-300П, «Панцирь-С1». Сообщается о том, что в Нагорном Карабахе применялись российские дроны.

Я верю в будущее Родины моей,

В кипучих дроноводов эскадроны,

В безудержных героев наших дней:

Контрактников труда и обороны!

Стихи дронолюба Михаила Первова

Как я уже говорил, малогабаритные модели самолетов уже в давние времена могли делать все старшеклассники, посещающие авиаспортклубы и станции юных техников Советского Союза. Наиболее продвинутые из них могли делать радиоуправляемые модели, полет которых проходил в соответствии с простейшими командами.

Полет современных разведывательных или ударных беспилотных самолетов похож на полет моделей, которые мы, авиамоделисты СССР, делали в 1960-е годы. Но современные беспилотники нуждаются в специально разработанных программах автономного управления или радиоуправления. Такие программы нельзя реализовать с помощью логарифмической линейки или арифмометра. Такие программы можно реализовать только с помощью бортовой электронной вычислительной машины.

ЭВМ базируется на ЭКБ – электронной компонентной базе. Для легких беспилотников тяжелые ЭВМ на базе электровакуумных приборов, то есть электроламп, не подходили. Им нужны были легкие ЭВМ на полупроводниках.

С момента появления на свет электронные компоненты разрабатывали и выпускали несколько высокоразвитых стран мира. Осознав значение твердотельной электроники для развития вооружения, США и государства-члены НАТО создали специальный международный комитет КОКОМ. Комитет был призван зорко следить за тем, чтобы ни одна передовая электронная технология не попала в СССР. КОКОМ изолировал Советский Союз от международной кооперации создателей ЭКБ. Всю компонентную базу СССР был вынужден создавать сам, что было не под силу даже таким странам, как США и Япония.

Официально СССР мог импортировать только второстепенные и устаревшие материалы. Разумеется, советские спецслужбы не дремали, и разными путями добывали новейшие технологии, изделия, документацию. Но для промышленного производства этого было недостаточно.

Первые советские ЭВМ представляли огромные шкафы, разместить которые было невозможно не только в истребителе, но даже в многокомнатной квартире. Для них требовались целые машинные залы, да еще с системами вентиляции и охлаждения. Развитие микроэлектроники привело к уменьшению габаритов ЭВМ. В начале 1960-х годов советские конструкторы впервые пришли к мысли о том, что ЭВМ можно разместить в самолете.

В 1963 году в ленинградском ОКБ «Электроавтоматика» (объединенные ОКБ-857 и ОКБ-470) была создана первая авиационная бортовая ЦВМ «Пламя-263». Машина была тяжелой и громоздкой. Весила 350 кг, время наработки на отказ первых машин составляло 5 часов. Устанавливать машину можно было только на тяжелые самолеты. Такими стали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142. Ил-38 был принят на вооружение в 1969 году, весил 68 тонн. Ту-142 был принят н вооружение в 1972 году, весил 85 тонн.

В 1969 году в ОКБ «Электроавтоматика» была создана самолетная ЭВМ второго поколения на модулях малой степени интеграции. Ее габариты и вес значительно уменьшились, быстродействие и производительность увеличились. Появилась возможность установить новую машину «Орбита-1» на фронтовом бомбардировщике Су-24. Если бортовые ЭВМ первого поколения использовались только для разведки подводных лодок противника, то машины второго поколения можно было впервые применять для бомбометания и стрельбы. Су-24, оснащенный усовершенствованной БЦВМ «Орбита-10», был принят на вооружение в 1975 году. «Орбита-10» весила 90 кг. Наработка на отказ составляла 250-500 часов. Взлетный вес Су-24 составлял 40 тонн.

ЭВМ второго поколения все еще невозможно было поставить на фронтовые истребители. Была предпринята попытка установки на истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б аналоговой вычислительной машины. Но ее скорость и производительность были очень низкими. В том же, 1975 году, «Орбиту-10» удалось установить на истребителе-бомбардировщике МиГ-27…

Конструкторы фронтовых истребителей настойчиво требовали от разработчиков электроники легкую быстродействующую малогабаритную БЦВМ. Скорость и маневренность истребителей возрастали, появились всеракурсные ракеты ближнего боя, летчику не хватало времени реакции для управления самолетом и стрельбой особенно в экстремальных ситуациях. БЦВМ должна была прийти на помощь.

В 1975 году в ОКБ «Электроавтоматика» была создана машина третьего поколения «Орбита-20». Было выпущено небольшое количество модернизированных истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Первым фронтовым истребителем, оборудованным ЭВМ, стал МиГ-29. ЭВМ была выполнена на интегральных микросхемах, весила 60 кг. Истребитель МиГ-29 весил 15 тонн, был принят на вооружение в 1983 году. «Орбита-10» помогала летчику управлять самолетом.

В 1982 году в московском НИИ «Аргон» была создана БЦВМ Ц-100. Эта машина была создана для управления вооружением истребителя, в состав которого входили 30-мм пушка и управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Отныне БЦВМ помогала пилоту истребителя управлять как самолетом, так и ракетной, и пушечной стрельбой.

В 1980-е годы появились микропроцессоры и БИС. В НИИ «Аргон» был разработан проект семейства БЦВМ для истребительной авиации. ЭВМ Ц101, Ц102, Ц104 пришли на смену БЦВМ

Ц-100 и вошли в штатную комплектацию истребителей МиГ-29, Су-27, и их модификаций. На борту этих истребителей были установлены не вычислительные машины, а многомашинные вычислительные комплексы. Эти комплексы управляли системами ракетного вооружения, пушечного вооружения, радиолокатором и оптико-электронными приборами.

В 1980 году в ОКБ «Электроавтоматика» была создана машина четвертого поколения «Гамма» (БЦВМ80) с новейшим микропроцессором. БЦВМ весила 8 кг. Ею был оборудован вертолет Ка-50.

Выпускаемые в СССР микросхемы были не столь уж плохими, и их разработчики не столь уж отставали от Запада. Но все советские микросхемы имели один главный недостаток – низкую надежность. Низкая надежность приводила к необходимости резервирования. Резервирование приводило к увеличению веса и габаритов выпускаемых изделий.

В 2000 году, совместно с ведущими фирмами Запада и Востока, в России начались работы по созданию БЦВМ пятого поколения. Машины стали миниатюрными, имели большую вычислительную мощность. В 2008 году был разработан истребитель Су-35, оснащенный БЦВМ МЦП-15, созданной в НТЦ «Модуль». БЦВМ весила 400 граммов.

Первые советские самолеты-снаряды, созданные на базе ФАУ-1, весили от 2 до 4 тонн. Эти тяжеловесы могли вполне нести тяжелые приборы системы управления. Тяжелые приборы могли нести и беспилотники ОКБ Туполева, весившие от 6 до 35 тонн. Позже появились разведчики ОКБ Лавочкина и ОКБ Туполева, весившие до полутора тонн, затем – разведчики ОКБ Яковлева, вес которых снизился до 100-200 кг. Наконец, настало время легких дронов-невидимок весом от 1 до 5 кг.

Несмотря на значительное уменьшение весов и габаритов, долгое время ни одна из отечественных бортовых ЭВМ не годилась для установки на борт легких дронов. Нужны были новая элементная база, микропроцессоры, цифровые вычислительная и оптическая техника.