Часть 25
Архитектурной и культурной доминантой подворья называют Успенский собор.
На этом месте когда-то стояла деревянная церковь, позже её заменили каменным храмом, а в XVII веке возвели новый собор из красного кирпича с изящными кокошниками и широким крыльцом.
Собор венчают пять глав, тоже сложенные из кирпича, покрытые черной медью.
К собору примыкает колокольня с миниатюрными окошками.
Попасть можно только в верхний храм. К сожалению, от его дореволюционного убранства практически ничего не сохранилось. Резной иконостас храма изготовлен вятскими мастерами в стиле второй половины ХVII века
и покрыт сусальным золотом,
а большинство икон приобретено в антикварном магазине. Но не все. Сохранилось несколько старинных икон, среди которых списки икон Феодоровской и Тихвинской Божией Матери.
Кроме того, внутри храма сохранились фрагменты росписей XIX века.
Разумеется, подновленные.
Вообще с росписями получилось забавно. В храме с источниками света слабовато, рассмотреть росписи, особенно потолочные, мягко говоря, проблематично, и мама сначала подумала, что потолок просто темный. Но у меня же есть фотоаппарат, который я настроила на съемку в этих непростых условиях, так что запечатлеть росписи получилось.
Надеюсь, никакие нормы я не нарушила.
К собору примыкают стены-переходы,
которые являются тем самым архитектурным элементом в ансамбле Крутицкого подворья,
который придаёт комплексу некую изюминку.
Галерея проходит также вдоль северного фасада Митрополичьих палат, объединяя постройки в единое целое.
Переходы сильно пострадали от пожара в 1812 года, но через несколько лет были восстановлены по проекту архитектора Д. Чичагова. Второй раз их восстановил уже архитектор Барановский.
Двухэтажное здание конца XVII века, включающее Святые ворота и терем над ними, носит название Крутицкий теремок.
Это здание соединяет Митрополичьи палаты со стенами-переходами, ведущими в Успенский собор. Архитектор проекта Ларион Ковалёв, а майоликовую отделку фасада (около двух тысяч изразцов) изготовили Осип Старцев и его сын Иван.
Кстати, датировка создания теремка основывается на сохранившемся судебном разбирательстве между стряпчим Подонского митрополита и Осипом Старцевым.
Обвинитель утверждал, что Старцев вместе с сыном Иваном поставил 1170 плиток вместо обещанных 2000 плиток. Предположительно, недопонимание возникло из-за неверного подсчёта изразцов, но исход дела не сохранился. В протоколе также отмечено, что ремесленники подготовили четыре окна,
три резных каменных столба,
пять больших и шесть малых капителей.
При этом теремок, как знаменитая перевязь Портоса, украшен только с той стороны, где он виден широкой общественности. Сторона, обращенная внутрь подворья, выглядит значительно скромнее.
Так вот, из вышеупомянутого документа следует, что строительство началось весной 1693 года и закончилось осенью 1694 года. Достаточно быстро для того времени.
Из окон теремка Крутицкие архиереи благословляли народ, раздавали милостыню и любовались видом Москвы. Может, и реально им что-то видно оттуда было…
Кованые ворота теремка изготовлены по фотографиям XIX века, причем аналогичные по рисунку ворота установлены в Теремном дворце Московского Кремля.
Воскресенские переходы
ведут как раз по северному фасаду Митрополичьих палат к храму Воскресения Словущего, известному как Крестовая палата, подвалы которого служили усыпальницей Крутицких епископов и митрополитов. В настоящее время храм закрыт на реставрацию и огорожен так, что его даже толком сфотографировать нереально.
А ведь это один из древнейших храмов ансамбля, упоминаемый еще в XIV веке. Правда, в XVIII веке храм был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. Приходским храмом стал Успенский собор, в домовой церкви надобности уже не было, и до самой до революции здесь находились военные склады.
В настоящее время вход в терема из бывшего архиерейского дома заложен наглухо, проникнуть в него можно только по приставной лестнице из двери на противоположной стене; внутреннее его помещение ни для каких нужд не утилизируется.
Н.А. Штаден, «Записки о памятниках древней владычной обители на Крутицах в г. Москве», 1900 г.
В 1655 году, при митрополите Павле III, были возведены Митрополичьи палаты – дворец Крутицких митрополитов.
Это двухэтажное кирпичное здание одно из самых мощных строений на Крутицах – толщина его стен порядка 1,2 метра.
Эта массивность придают зданию суровый вид,
но резные наличники
и парадное крыльцо с балюстрадой добавляют торжественности.
На первом этаже дворца находились хозяйственные помещения,
а на втором – парадные залы и жилые помещения.
Сейчас здание закрыто на реставрацию, и попасть внутрь можно только зайдя в Музей ратной истории Москвы.
Я, возможно, заглянула бы в этот музей… если бы прямо перед нами туда не повели на экскурсию группу школьников.
К достопримечательностям Крутицкого подворья относятся Набережные и Приказные палаты, а также колоритные особняки XIX века.
Набережные палаты, как мне показалось, частично реставрируются, а частично используются как подсобные помещения.
Приказные палаты выглядят достаточно печально.
Мне кажется, что их реставрация если и есть в планах, то достаточно отдаленных.
Особняки XIX века выглядят очень симпатично.
Напротив тоже находятся деревянные домики, и там реставрация идет полным ходом.
Нагулявшись по Крутицкому подворью, мы отправились обедать.
Продолжение следует...