Найти в Дзене
Винтаж каждый день

Джон Кавана: лондонский кутюрье парижского шика

Представьте Лондон начала 50-х. На улицах еще пахнет сажей и войной, но в ателье на фешенебельной улице пахнет по-другому — дорогими тканями, французскими духами и свежим кофе. Здесь, в своем только что открывшемся доме моды, ирландец Джон Кавана творит новую элегантность. Ту, что вскоре наденут на себя королевские особы. Ученик парижских гениев
Прежде чем стать легендой Лондона, Кавана прошел строгую школу у самых именитых кутюрье Парижа. Он шил у Эдварда Молинё, известного своей сдержанной роскошью, а после стал правой рукой Пьера Бальмена. Именно там, в эпицентре французской моды, он впитал тот самый «парижский шик» — не кричащий, но безошибочно узнаваемый. В 1952 году он решает, что пришло время привезти этот шик в Лондон, и открывает собственный дом моды. Смелый шаг для ирландского дизайнера в консервативной Британии. Формула элегантности Каваны
В чем же был его секрет? Никакой магии. Только безупречный крой, чистота линий и виртуозное чувство цвета. Его платья не утягивали и не п

Представьте Лондон начала 50-х. На улицах еще пахнет сажей и войной, но в ателье на фешенебельной улице пахнет по-другому — дорогими тканями, французскими духами и свежим кофе. Здесь, в своем только что открывшемся доме моды, ирландец Джон Кавана творит новую элегантность. Ту, что вскоре наденут на себя королевские особы.

Энн Ганнинг в белом шелковом бальном платье из репсовой ленты, ниспадающем гладкими складками, от Джона Каванаха, в накидке-палантине из белой лисицы от National Fur Co., фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, июнь 1953 г.
Энн Ганнинг в белом шелковом бальном платье из репсовой ленты, ниспадающем гладкими складками, от Джона Каванаха, в накидке-палантине из белой лисицы от National Fur Co., фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, июнь 1953 г.

Ученик парижских гениев
Прежде чем стать легендой Лондона, Кавана прошел строгую школу у самых именитых кутюрье Парижа. Он шил у Эдварда Молинё, известного своей сдержанной роскошью, а после стал правой рукой Пьера Бальмена. Именно там, в эпицентре французской моды, он впитал тот самый «парижский шик» — не кричащий, но безошибочно узнаваемый. В 1952 году он решает, что пришло время привезти этот шик в Лондон, и открывает собственный дом моды. Смелый шаг для ирландского дизайнера в консервативной Британии.

Энн Ганнинг в непромокаемом пальто из соляно-белого грогрена от Джона Каванаха, шляпа от Симоны Мирман, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, март 1952 г.
Энн Ганнинг в непромокаемом пальто из соляно-белого грогрена от Джона Каванаха, шляпа от Симоны Мирман, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, март 1952 г.
Фиона Кэмпбелл-Уолтер в платье из шёлкового атласа цвета каури, расшитом драгоценными камнями в виде морских звёзд от Джона Каванаха, фотография Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, сентябрь 1952 г.
Фиона Кэмпбелл-Уолтер в платье из шёлкового атласа цвета каури, расшитом драгоценными камнями в виде морских звёзд от Джона Каванаха, фотография Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, сентябрь 1952 г.

Формула элегантности Каваны
В чем же был его секрет? Никакой магии. Только безупречный крой, чистота линий и виртуозное чувство цвета. Его платья не утягивали и не перекраивали женщину, а словно струились по ней, подчеркивая естественную грацию. Он был архитектором женского образа. Его высокие стандарты быстро оценила лондонская элита, уставшая от послевоенной аскезы и жаждавшая изящества. Но настоящую славу ему принесли два самых важных наряда в жизни любой женщины — свадебные платья.

Маргарет Филлипс в облегающем костюме из коричнево-белого твида с синими и зелеными вкраплениями от Джона Каванаха, фото Генри Кларка, Vogue, 1 сентября 1953 г.
Маргарет Филлипс в облегающем костюме из коричнево-белого твида с синими и зелеными вкраплениями от Джона Каванаха, фото Генри Кларка, Vogue, 1 сентября 1953 г.
Шейла Уилсон в шерстяном костюме цвета какао с мягким бархатным воротником и манжетами от Джона Каванаха, велюровой шляпе от Симоны Мирман, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, сентябрь 1953 г.
Шейла Уилсон в шерстяном костюме цвета какао с мягким бархатным воротником и манжетами от Джона Каванаха, велюровой шляпе от Симоны Мирман, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, сентябрь 1953 г.
Сьюзен Абрахам в вечернем ансамбле Джона Каванаха, фотография Джона Френча, 1954 г.
Сьюзен Абрахам в вечернем ансамбле Джона Каванаха, фотография Джона Френча, 1954 г.

Королевское признание
В 1961 году герцогиня Кентская, известная модница и член королевской семьи, выбирает для своей свадьбы платье от Каваны. А через два года, в 1963-м, его же выбирает принцесса Александра. Два королевских брака — и оба раза невеста в платье ирландского дизайнера. Это был не просто успех, это была абсолютная капитуляция британского истеблишмента перед талантом Каваны. Сложно представить более весомое признание.

Свадебное платье Катарины, герцогини Кентской (в девичестве Уорсли)
Свадебное платье Катарины, герцогини Кентской (в девичестве Уорсли)
8 июня 1961 года Катарина вышла замуж за принца Эдварда, герцога Кентского
8 июня 1961 года Катарина вышла замуж за принца Эдварда, герцога Кентского
4 апреля 1963 года обвенчались принцесса Александра, двоюродная сестра королевы Елизаветы II, и достопочтенный Ангус Огилви, сын 12-го графа Эйрли и леди Александры Кок.
4 апреля 1963 года обвенчались принцесса Александра, двоюродная сестра королевы Елизаветы II, и достопочтенный Ангус Огилви, сын 12-го графа Эйрли и леди Александры Кок.
-10

Факт и деталь
Кавана был не просто одиночкой-гением. Он стал частью «Объединенного общества лондонских модельеров» (IncSoc) — элитного клуба, который определял, что будет носить послевоенная Британия. Именно там, бок о бок с другими титанами, он закрепил за собой статус одного из столпов британской высокой моды.

Довима в платье из гипюрового кружева от Джона Каванаха, фотография Ричарда Аведона, Большой каскад, Париж, 1955 г.
Довима в платье из гипюрового кружева от Джона Каванаха, фотография Ричарда Аведона, Большой каскад, Париж, 1955 г.
Сьюзен Абрахам в прекрасном бальном платье из колокольчиков, вышитых на белой шелковой органзе, рукава отделаны полосами зеленого бархата от Джона Каванаха, фото Дона Сильверстайна, Vogue, 15 марта 1956 г.
Сьюзен Абрахам в прекрасном бальном платье из колокольчиков, вышитых на белой шелковой органзе, рукава отделаны полосами зеленого бархата от Джона Каванаха, фото Дона Сильверстайна, Vogue, 15 марта 1956 г.
Сьюзен Абрахам в вечернем платье без бретелек от Джона Каванаха, фото Джона Френча, Лондон, весна 1957 г.
Сьюзен Абрахам в вечернем платье без бретелек от Джона Каванаха, фото Джона Френча, Лондон, весна 1957 г.
Модель в узком платье с драпировкой спереди и свободным жакетом от Джона Каванаха, шляпе Otto Lucas, туфлях Bally, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, март 1958 г.
Модель в узком платье с драпировкой спереди и свободным жакетом от Джона Каванаха, шляпе Otto Lucas, туфлях Bally, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, март 1958 г.
Модель в платье с короткими рукавами и жакете из гладкой темно-синей шерстяной ткани в черно-белую клетку из бутика John Cavanagh, в белой фетровой шляпе от Otto Lucas, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, июль/август 1968 г.
Модель в платье с короткими рукавами и жакете из гладкой темно-синей шерстяной ткани в черно-белую клетку из бутика John Cavanagh, в белой фетровой шляпе от Otto Lucas, фото Ричарда Дормера, Harper's Bazaar UK, июль/август 1968 г.

Его имя сегодня знают в основном историки моды и любители винтажа. Но в этом есть своя прелесть — открывать для себя такие имена заново.

Понравилась история? Ставьте лайк, если хотите, чтобы я и дальше находила для вас такие забытые, но блистательные биографии. И подписывайтесь — впереди много всего интересного.