Найти в Дзене
Будни блудней

Спектакль "Рыба" в Театре.doc.

Идя в театр.doc, ты знаешь, что готовиться нужно к честному разговору. Это место, как настоящая лаборатория правды, где документальные пьесы, вербатимы и реальные дневники становятся мощнейшим оружием против равнодушия. Их визитная карточка - это умение говорить на острые социальные темы без прикрас. И спектакль «Рыба» - не просто постановка, это самый горький и пронзительный крик, ведь здесь раскрывается тема домашнего насилия. Перед началом нас зрителей предупреждают, что в спектакле звучит громкая музыка и мат. «Можете выйти, если что, никто не обидится». Будничная интонация обманчива. Здесь самое сложное не физический дискомфорт, НЕТ, самое страшное ждет нас внутри. Самое страшное - это сюжет, который вскрывает твою душу так же беспощадно, как патологоанатом вскрывает тело. Потому что действие происходит именно там - в морге. Стерильное белое пространство, каталки, безликие тела в черных мешках, опознаваемые лишь по биркам на шее. И в этом месте последнего молчан

Идя в театр.doc, ты знаешь, что готовиться нужно к честному разговору. Это место, как настоящая лаборатория правды, где документальные пьесы, вербатимы и реальные дневники становятся мощнейшим оружием против равнодушия. Их визитная карточка - это умение говорить на острые социальные темы без прикрас. И спектакль «Рыба» - не просто постановка, это самый горький и пронзительный крик, ведь здесь раскрывается тема домашнего насилия.

-2

Перед началом нас зрителей предупреждают, что в спектакле звучит громкая музыка и мат. «Можете выйти, если что, никто не обидится». Будничная интонация обманчива. Здесь самое сложное не физический дискомфорт, НЕТ, самое страшное ждет нас внутри. Самое страшное - это сюжет, который вскрывает твою душу так же беспощадно, как патологоанатом вскрывает тело. Потому что действие происходит именно там - в морге.

-3

Стерильное белое пространство, каталки, безликие тела в черных мешках, опознаваемые лишь по биркам на шее. И в этом месте последнего молчания разворачивается встреча, от которой стынет кровь, ежедневный кружок сообщества убитых женщин. Они приходят, чтобы рассказать свои истории. И вот тут спектакль наносит свой самый сокрушительный удар, он стирает время. Древнегреческая Мегара и наша современница из соседнего подъезда говорят одним голосом. Их истории ужасающе похожи, все начиналось с веры в лучшее, с оправданий, с памяти о редких подаренных духах, а закончилось… здесь, в черном мешке, став просто статистикой.

-4

Три актрисы: Ангелина Засенцева , Маруся Жуковская, Марина Ганах , это была не просто игра, это проживание. Их голоса сливаются в один хор вселенской женской боли, яростной, отчаянной, раздирающей душу. А их пластика… она говорит громче любых слов, передавая всю правду страха, отчаяния и сломленной воли, которую порой невозможно выразить вербально.

-5

Режиссеру Кристине Решетняк на основе пьесы Ксении Осиповой (чьи тексты, кстати, театр.doc, как лаборатория современной драматургии, открыл для всех нас) удалось создать не просто спектакль. Это - вскрытие. Вскрытие общества, молчания, системы, в которой жертвы годами носят свои маски «Рыбы», безмолвно терпя и надеясь на чудо.

Отдельным нервом спектакля была живая музыка панк-группы «Стенгазета». На сцене звучал голос протеста, ярости и того самого отчаяния, которое уже не помещается в слова. Это симфония к восстанию душ, которое так и не случилось при жизни.

-6

«Рыба» - это тяжелый, выворачивающий наизнанку спектакль. Он не дает утешительных ответов и не верит в сказки про счастливый финал. Он констатирует суровую реальность, где круг насилия замыкается, а общество предпочитает смотреть в сторону.

Но в этом и есть его главная сила. Это искусство, которое отказывается быть утешителем. Оно становится инструментом, молотком, который бьет по стеклу нашего спокойствия, и кричит, разрывая глотку: «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! ИМ НУЖНА ПОМОЩЬ!».

-7

И этот крик после финальных аплодисментов не стихает. Он остается с тобой. И ты понимаешь, что его нельзя не услышать.

Фото - Иван Савченко.