Найти в Дзене
КиноманИаК

"Бегущий человек" (2025): цепляет ли более точная экранизация?

Стивен Кинг очень часто входит в списки наиболее экранизируемых писателей, что неудивительно, ведь он каждый год стабильно выпускает какое-нибудь произведение, пользующееся у публики немалым спросом. И когда-то могло не получиться Кинга-писателя, если бы его жена вовремя не вытащила из мусорной корзины роман про обиженную девочку со способностями телекинеза, которая решается отомстить своим обидчикам. Во многом благодаря поддержке Табиты, жены Стивена Кинга, "Керри" увидела свет, а спустя небольшой промежуток времени была успешно экранизирована. У голливудских продюсеров стало почти традицией покупать права на экранизацию произведений Кинга буквально еще до того, как книга появится на прилавках. Конечно, качество его книг разнится, как и фильмов. В свое время Кинг даже попытался импровизировать и печататься под разными псевдонимами, а первый опыт был как раз с "Бегущим человеком", который изначально вышел под авторством неизвестного публике Ричарда Бахмана. Хотя она и была написана все

Стивен Кинг очень часто входит в списки наиболее экранизируемых писателей, что неудивительно, ведь он каждый год стабильно выпускает какое-нибудь произведение, пользующееся у публики немалым спросом. И когда-то могло не получиться Кинга-писателя, если бы его жена вовремя не вытащила из мусорной корзины роман про обиженную девочку со способностями телекинеза, которая решается отомстить своим обидчикам. Во многом благодаря поддержке Табиты, жены Стивена Кинга, "Керри" увидела свет, а спустя небольшой промежуток времени была успешно экранизирована. У голливудских продюсеров стало почти традицией покупать права на экранизацию произведений Кинга буквально еще до того, как книга появится на прилавках. Конечно, качество его книг разнится, как и фильмов. В свое время Кинг даже попытался импровизировать и печататься под разными псевдонимами, а первый опыт был как раз с "Бегущим человеком", который изначально вышел под авторством неизвестного публике Ричарда Бахмана. Хотя она и была написана всего за 10 дней, книга имела успех, а когда вскрылось, кто именно этот таинственный Ричард Бахман, голливудские продюсеры быстро подсуетились и купили права на эту экранизацию. Из-за достаточно мрачного финала книгу адаптировали, превратив в развлекательный боевик, который вышел в ноябре 1987 года и не снискал громкого успеха. Поскольку многие линии книги поменяли, громче всего возмущался сам Стивен Кинг, говоря, будто это никуда не годится. Если что, в этот же год Кинг как режиссер выпустил "Максимальное ускорение", которое оказалось снято настолько "качественно", что "Бегущий человек" при всех его недостатках кажется настоящим шедевром. Учитывая тенденцию давать новую жизнь и "переосмысление" любым относительно успешным произведениям и фильмам, неудивительно, что "Бегущий человек" не остался в стороне и попал в перечень будущих экранизаций. Эдгар Райт еще в 2017-м году объявил о намерении снять новую версию романа, с более точным сюжетом, но пока шло согласование и прочий производственный ад, в более-менее адекватном состоянии проект оказался в 2024-м году, когда съемки наконец-то начались. На этой неделе фильм вышел в прокат, уже его посмотрел и сегодня наш обзор посвятим именно ему. ПОЕХАЛИ!

Нам показывают альтернативную реальность Америки 2025 года, где установилась жесткая диктатура, в стране жуткая безработица, а народ пичкают дегенеративными телешоу, которые еще остаются одним из немногих способов заработка от ставок до непосредственного участия в них с риском для жизни. Бен Ричардс теперь не ошибочно обвиненный полицейский, а обычный работяга, у которого на руках работающая в стриптиз-клубе жена-негритянка и двухлетняя дочь (прямо семья в стиле "Нетфликс"). Дочка тяжело заболела простудой, которую вообще не вылечить, именно поэтому Ричардс берет ее с собой на работу, чтобы "не набить морду начальнику". Правда, из-за своего склочного характера оказывается уволен и решает заработать денег участием в телешоу, чтобы вылечить дочку. Его отбирают на шоу "Бегущий человек", поскольку там можно заработать больше всего новых долларов (с портретом Шварценеггера), а сам Ричардс оказывается в черном списке всех работодателей, поэтому у него особых шансов не остается.

-2

Поскольку Ричардс - герой, то на отборочных турах он помогает двум своим соперникам - мужеподобной любительнице нетрадиционки Лафлин и идиоту-додику Жалинскому. Эту троицу в итоге отбирают для следующей игры. Теперь правила другие: продержаться необходимо 30 дней, мочить самих охотников не запрещено, а каждый день выживания прибавляет на счете у участника все большее количество денег. Ричардс знакомится с Дэном Киллианом, который теперь является генеральным продюсером этого шоу, а самую черную работу в виде развлекухи публики и клоунады на сцене он доверяет чОрному ведущему Бобби Ти. Ричардса представляют отпетым негодяем, лишь усиливая его ненависть, после чего всех трех участников отпускают. Ричардсу придется колесить по всей Америке и прятаться у неравнодушных людей, пытаясь избежать столкновения с охотниками, возглавляемыми таинственным Макгоуном, облаченным в маску и солнцезащитные очки даже ночью.

-3

Вообще этот фильм меня сумел удивить, по всем основным моментам, если не считая некоторых политкорректных ходов, это действительно достаточно точная экранизация книги, сохранившая основные фабулы и мотивацию персонажей. Но скажу так, что сценарий версии 1987 года поменяли не просто так: да, это было бы может даже и динамичное кино, но если его и снимать согласно книге, то следовало ничего не менять, включая концовку. Поскольку подобное для Голливуда было неприемлемо, сюжет переделали, зрелищность и формат "Боевика со Шварценеггером" были выставлены на первый план, а общую мрачность сюжета скрыли, ведя главных героев к ожидаемому хэппи-энду. Главная проблема Райта в непонимании этого хода. Вроде бы фильм идет вполне по книге и движется к мрачному финалу, но он оказывается ложным и нам вновь показывают счастливый финал, как Ричардс расшевелил мамкиных революционеров, наконец-то решившихся бороться против беспредела и деградации. У Райта не хватило выдержки сделать изначальный финал, да и показывать в кадре взрыв небоскреба от столкновения с самолетом ему бы никто и не позволил.

-4

На фоне этого полностью слитая последняя треть фильма, включая абсолютно нелепую Амелию, появляющуюся ближе к концу и просто неестественно переигрывающую, полностью коверкает смысл книги и такая ненужная мрачность в начале, переходящая в хэппи-энд кажется просто бессмысленной. Кроме того, не понятны возмущения самого Кинга: авторы "Бегущего человека" 1987 года позаимствовали некоторые ходы, но, по сути, написали очень отличную версию, где был многочисленный экшн, черный юмор для героя Шварценеггера и по-настоящему зловещие и проработанные образы Охотников, каждый из которых был криповее предыдущего. Это не только вовлекало зрителя, переживавшего за главного героя, но и оставляло яркие впечатления от увиденного, да и общая мрачность хоть и присутствовала, была значительно смягчена, из-за чего версия 1987 года прекрасно смотрится и в наши дни.

-5

Проблемы нового "Бегущего человека", кроме слитого финала, в относительной глупости (ну нелепо смотрится простая простуда как причина, почему главный герой пойдет на почти самоубийственные действия) действий персонажей, относительно рваном и невнятном экшене, а также излишней схожестью стилистики фильма как с "Особым мнением", так и массой других его собратьев. Если бы такой боевик вышел тогда же, в середине 80-х, это было бы пусть и проходное, но относительно зрелищное кино, но сейчас это смотрится не особо. Вместо ярких образов Охотников тут многочисленные боты, которых главный герой уничтожает направо и налево, словно проходит очередной уровень компьютерной игры. Из всей плеяды злодеев только Макгоун и его зам вроде бы как-то пытаются из себя что-то представлять, но по харизме они проигрывают даже Доктору Саб Зиро из версии 1987 года (который, на секундочку, в фильме не произнес ни слова, но смотрелся очень зловеще). Амелия теперь появляется под конец и настолько нелепо смотрится, что лучше бы вообще отказались от этого персонажа. А изредка помогавшие Ричардсу "мамкины революционеры" почти все вызывают откровенный смешок.

-6

Конечно, Глена Пауэлла особенно ругать не хочется: он выкладывается в кадре, правда, своей эксцентричной игрой больше напоминает героя Батлера в "Геймере" (спасибо, что не мочится в бак машины), но при иных вводных из его героя мог бы получиться вполне вменяемый персонаж. Джош Бролин особо не напрягается, изображая из себя злодея, но его инфернальный Киллиан достаточно неплох, как и мелькнувшие на ролях второго плана Уильям Мейси и Майкл Сера. Ли Пейс в злодейской роли смотрится как клоун, особенно в солнцезащитных очках даже ночью (у Кинга в те годы это прямо была какая-то фишка, как и в "Долгой прогулке"). Эмилия Джонс, персонаж который почти как Гуф: постоянно не в курсе, настолько неудачная и нелепая, что лучше бы вообще ее линию порезали.

-7

Если старый "Бегущий человек" цеплял той же мрачной музыкой Гарольда Фальтермейера, чем-то напоминавшей тему "Терминатора", то тут, в более мрачной версии нас ждет... фанк! Да, в мрачные времена только фанк может спасти, странно даже, что персонажи не берут танцевальные паузы. Сценарий Эдгара Райта с минимальным юмором, рваным действием, недостаточной проработкой персонажей и просто провальными финальными сценами. Конечно, вполне вероятно, что книги Кинга экранизировать дословно - не самая лучшая идея, учитывая ту же "Долгую прогулку", страдавшую схожими нелепостями. Но вместо того, чтобы взять лучшее из книги и первой экранизации и сделать из этого бомбический сюжет, Райт с тщательностью студента-отличника копирует оригинал, чтобы в конце полностью слиться и выдать идиотский хэппи-энд.

По итогам первых сборов видно, что энтузиазма у зрителей лента не вызвала: ей прогнозируют 20-25 миллионов, но вполне вероятно, что фильм и столько не соберет. Для 110-миллионного бюджета это проблема, а если учесть не самые благоприятные рецензии от критиков в районе 63% положительных из них, то есть вариант провала и этой версии ленты, только если в мире фильм не покажет неожиданные результаты.

-8

Смотреть ли это? Скорее нет, чем да. Пауэлл может тянуть главные роли, другая проблема в качестве самого фильма, который растягивает происходящее на больше чем 2 часа, но не стремится удивить зрителя, показывая откровенный плагиат с лент вроде "Особого мнения". Вообще мне эта картина напомнила "Суррогаты" с Брюсом Уиллисом, который просто оказался экранизирован слишком поздно. Выйди он в 80-е годы, его шансы на успех были бы гораздо выше. поэтому тратить время или нет - каждый решает для себя сам. А мой итог - 4 балла из 10.

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.