Найти в Дзене

Традиционные верования, шаманизм и культ духов - покровителей манси. История и современность

Среднестатистический россиянин о народе манси знает немного. Исключение составляют, пожалуй, любители приключений и неразгаданных тайн. Одна из самых загадочных трагедий XX в. - гибель группы Дятлова - произошла на земле манси. Одна из многочисленных версий причин мистической истории гласит, что свердловских студентов "покарали" духи предков манси за то, что туристы осмелились потревожить Гору мертвецов - Холат Сяхыл, на которой и находится злополучный перевал. Прославил манси и писатель Алексей Иванов, описав в романе "Сердце Пармы" набеги вогулов на зырянские земли (источник: Никакой мистики // nazaccent.ru). Происхождение манси. Предпосылки формирования Еще до начала XX в. манси назывались вогулами по названию р. Вогулка в Пермском крае. Самоназвание "манси" означает "человек" и выходит к прафинно-угорскому слову "мужчина", "человек". Русские первопроходцы предпочитали название "вогулы", и даже столица их автономии - город Ханты-Мансийск до 1940 года носил имя Остяко-Вогульск

Источник: Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года // moscowsteps.com
Источник: Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года // moscowsteps.com

Среднестатистический россиянин о народе манси знает немного. Исключение составляют, пожалуй, любители приключений и неразгаданных тайн. Одна из самых загадочных трагедий XX в. - гибель группы Дятлова - произошла на земле манси. Одна из многочисленных версий причин мистической истории гласит, что свердловских студентов "покарали" духи предков манси за то, что туристы осмелились потревожить Гору мертвецов - Холат Сяхыл, на которой и находится злополучный перевал.

На фото - Валерий Анямов. источник: Тайны Перевала Дятлова: версия "мансийский след". Таинственный Урал // dzen.ru
На фото - Валерий Анямов. источник: Тайны Перевала Дятлова: версия "мансийский след". Таинственный Урал // dzen.ru

Прославил манси и писатель Алексей Иванов, описав в романе "Сердце Пармы" набеги вогулов на зырянские земли (источник: Никакой мистики // nazaccent.ru).

Происхождение манси. Предпосылки формирования

Еще до начала XX в. манси назывались вогулами по названию р. Вогулка в Пермском крае. Самоназвание "манси" означает "человек" и выходит к прафинно-угорскому слову "мужчина", "человек". Русские первопроходцы предпочитали название "вогулы", и даже столица их автономии - город Ханты-Мансийск до 1940 года носил имя Остяко-Вогульск.

Источник: Бахтияровы. Из истории рода уральских манси // You Tube
Источник: Бахтияровы. Из истории рода уральских манси // You Tube

Этнографы говорят, что манси принесли науке столько загадок, что их не могут разгадать и по сей день. Например, откуда у манси одно из божеств - это всадник на лошади?

Этнографы относят манси к уграм, наряду с хантами и венграми. А образ всадника был возможно принесен из южных степей.

Манси - народ низкорослый (155 - 160 см) с ярко выраженными монголоидными чертами и карими глазами. Манси - типичные лесовики, которые всегда занимались охотой, рыболовством и, преимущественно, вели оседлый образ жизни. Жили они в простых домах, а позже в рубленых избах.

Основным продуктом питания манси являлась свежая кровь оленя и костный мозг. Кровь животного, наравне с сырым мясом, помогала от болезней, согревала в морозы и укрепляла иммунитет.

источник: Согревающая еда ханты и манси. Историографика АиФ Югра // ugra.aif.ru
источник: Согревающая еда ханты и манси. Историографика АиФ Югра // ugra.aif.ru

Манси живут компактно. У них существовали свои уделы, которыми правили знатные князья с дружинами и назначенными воеводами. Этнических групп (фратрий) у них две - Пор и Мось, различающихся происхождением и обычаями. У представителей Мось центральное божество - это всадник Мир-сусне-хум, изображенный верхом на лошади. Возможно, это - заимствованная культовая атрибутика. Вогулов еще несколько столетий назад привели к православию, но свою древнюю религию они сохранили, причудливо вплели ее в православные каноны. Например, почитаемый святой для манси - Георгий Победоносец. Потому что он - на коне и олицетворяет собой всадника. И в то же время, рядом с иконой мансийская семья хранила детскую игрушку, сделанную где-нибудь в Ярославле и привезенную в тайгу купцами. Коряво слепленная фигурка из папье-маше почиталась не меньше иконы (источник: Ханты и манси - два загадочных народа Сибири // pikabu.ru).

Браки заключались исключительно между предстаителями разных фратрий: мужчины Пор женились на женщинах Мось и наоборот. Фратрия Пор представляла потомков аборигенов-уральцев, а фратрия Мось - потомков угров. Предком фратрии мось считается женщина Калтащ, а фратрии Пор - медведь.

В настоящее время манси - малочисленный народ, компактно проживающий на Северном Урале. Но жили они в предгорьях Урала еще за две - три тысячи лет до нашей эры в эпоху неолита. Откуда таежный народ мог что-то знать о верховой езде, ведь в ареале их проживания были только болота и реки? Соседние северные народы поклонялись всегда медведю, лосю, бобру. Некоторые ученые считают, что предки манси пришли на Урал тысячи лет назад из Персии и пронесли сквозь века образ всадника, превратив его в божество. Но если это так, то тогда корни этноса надо относить не к древним тюркам, а праиндийским народам.

Первоначально манси (вогулы) были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими, переселились в Зауралье. До прихода русских территорию современной Свердловской области занимали манси. Столица мансийского княжества, город-крепость (оус), находилась на слиянии рек Таут (Тавда) и Поллум (Пелым). Воинственность вогул заставляла считаться с ними сибирских татар, зырян, ненцев и русских, которые, начиная с XI в. пытались проникнуть на мансийские земли. Вогулы оказывали жестокое сопротивление. В 1583 г. пелымский князь и многие его воины погибли в битве с казаками Ермака.

Названия многих уральских рек свидетельствует о древних жителях этого края. У Г. Миллера читаем: "...татары имя реки Туры выговаривают "Туре", а вогуличи, которые еще до татар в этих местах жили - Тере-Я называют, так что татарское знание может быть взято от вогуличей..." (источник: Скурыдин // Уральский следопыт, № 6, 2004).

Манси - коренное население Тавдинского края, населявший эти края тысячи лет назад. Селились в основном по берегам рек: Тура, Тавда, Конда, Ивдель. Когда Сибирь присоединилась к России, рядом с манси начали селиться русские. Со временем часть манси ассимилировались, обрусели, часть ушли дальше на север. Они занимались промыслом рябчика, собиранием ягод, рыболовством и охотой. Манси имели свои охотничьи угодья, которые у них были строго территориально разделены.

В конце IV в. н.э. из Приуралья на Запад двинулись несметные орды тюркоязычных кочевых племен гуннов, что послужило мощнейшим толчком для начала Великого переселения народов. Появились люди Юдинской культуры (Юдинское городище - г. Ирбит, д. Юдино - относится ко второй половине первого тысячелетия. Население Юдинской культуры было предками манси.

Янычково городище. История этого городища насчитывает 4 тыс. лет: две тысячи до н.э. и две тысячи нашей. Культурный слой - более двух метров (культурный слой - это земля, в которой обнаружены какие-либо находки, имеющие историческое значение. Если мы возьмем четыре тысячи лет назад - это были временные стоянки рыболовов и охотников. На глубине двух метров нашли костровище, кости животных, на которых они охотились, какие-то предметы охоты, а также рыболовецкие снасти. Археологических памятников более ста пятидесяти, но их культурный слой в основном 40 - 50 см. Чем глубже слой, тем древнее стоянка. Городище Янычково - памятник уникальный. На глубине выше двух метров появились предметы, указывающие на постоянное жительство. Простое поселение никто не огораживает. А городище нужно защищать. С одной стороны - река, исток, связанная с озером Янычково. С другой стороны был вырыт и заполнен водой ров, насыпан земляной вал. Существовало только два узких входа: один направлен в сторону леса, второй - в сторону реки. Жилища размещались радиально. Присутствие плавильных ям, что говорит о том, что когда-то здесь плавили болотную руду на железо. А железо в те времена было дороже золота.

"... в числе народов, обитавших по соседству с Пермью, называются "вогуличи" - пелымские манси. Впервые же название "вогулы" появляется в летописях с 1134 г. и обозначает оно племена, населявшие бассейны рек Камы, Туры, Тавды, Конды. Пелымские вогулы в конце XV столетия объединились под властью своих князей и в союзе с тюменскими татарами оказывали сопротивление русской экспансии... При Иване III начались хорошо подготовленные и систематические походы на восток. В 1465 году за Уральские горы направляется отряд В. Скрябы. Спустя 7 лет переваливает за горы отряд В. Пестрого... поход состоялся в 1483 году. За полгода стрельцы перешли Урал, захватили Пелым, опустились по Тавде до Иртыша и по Оби, через югорские земли, вернулись на Русь.

Наиболее сильными были мансийские княжества Пелымское (в бассейне рр. Пелым, Конда, Тавда). Именно тогда началось развитие культурно-исторических образований прямых предков ряда коренных народов Западной Сибири - хантов, селькупов, манси, ненцев, тунгусов. Корни там - в глубине веков. Вороний праздник, Медвежий праздник (охотники пляшут вокруг медвежьей головы в берестяных масках, чтобы дух убитого не увидел их лиц). В культовых песнях и речитативах они поясняют, что сделать роковой выстрел их заставила суровая необходимость, что они продолжают почитать "хозяина тайги", преклоняются перед его силой и мудростью... Это живописное действо - один из важных элементов самобытной культуры северных народов... Точно также получили право на существование шаманские камлания под грохот священного бубна, изготовление и хранение деревянных кукол, олицетворяющих для северян домашних духов-хранителей; обычай оставлять умершим все необходимое для жизни в "другом" мире: оружие, одежду, средства передвижения (лыжи, нарты, маленькую долбленую лодку). До сих пор большинство вогулов поклоняются своим шаманам. Сжатые соседями, загнанные в глушь лесов, они стараются всеми силами остаивать свою самобытность, для них чуждо все на свете, им не нужна ни цивилизация, ни соседи. Их пытливая чуткая душа ушла в неведомый мир духов, в ту сферу их верований, которыми они живут. Для них невидимый мир разделен на злых и добрых существ; одни им вредят, другие помогают. Они верят в загробную жизнь и, стараясь жить мирно, совсем не удивляются тому, что им открыто более, чем нам. "Одна, неимоверно изуродованная климатом, береза была, видимо, предметом почитания вогулов, и на ней было столько ленточек, красных тряпиц, поясков с завязанными в узелки серебряными монетами"... Возможно, традиция повязывать на деревьях ленточки досталась нам от манси или от какого-то еще более древнего народа.

"...В пауле - амбарчик на двух столбах". Глубоко в лесу под кустами молодых кедров стоит древний амбарчик на двух столбиках, с оленьими рогами на маленькой крыше: невидимое божество-кукла - изображение Чохрынь-ойки - внутри напряжено безо всякого вкуса, безобразно укутано в разные парчи и меха... По стенам амбарчика - шкурки бобров, темно-бурых дорогих лисиц, соболей, белок, россомах"...

источник: Легенда народов манси о плато Маньпупунер / Про Путешествия Sonrisa // dzen.ru
источник: Легенда народов манси о плато Маньпупунер / Про Путешествия Sonrisa // dzen.ru

Манси вынуждены были уходить от русской колонизации все дальше в тайгу: сначала на восток, за Урал (пример - род Бахтияровых), а затем по Зауралью на север. Так продолжалось несколько столетий. Еще в 20-х гг. прошлого века исследователь Валерий Чернецов писал: "...в последнее время эти вотчины (охотничьи, родовые участки вогул) в значительной мере утратили свое значение уже прежде всего из-за русских охотников, которые не считаются с ними (источник: Скурыдин // Уральский следопыт, № 6, 2004).

В XVIII в. манси были ФОРМАЛЬНО обращены в христианство.

Традиционные верования манси.

Как жили манси? В лесу манси ставили каруз - это изба - желательно ближе к воде. Лпетом они сооружали чум. Широко использовали бересту: пластами ее снимали, сшивали ковриками. Также из бересты делали замечательные вещи, в том числе стельки в обувь: береста не гниет, хорошо держит тепло.

Манси - очень скрытный народ, и с первыми встречными сказами, легендами, рассказами не делились, хотя они у них есть. Исследователи рассказывают: "Манси ходили по траве - она не приминалась, ловили рыбу - ее меньше не становилось, охотились на зверя - а его в лесу становилось больше", - такое отношение у них к природе. Они знали, когда можно рыбачить, охотиться, чтобы зря зверя не беспокоить. Манси жили лесом, и для них варварски относиться к нему было просто неприемлемо, потому что лес их кормил. В паулях придерживалась традиция: поймали рыбу - делят на всех. Во все времена существуют старые немощные люди, - ребятишек отправляли отнести рыбу старику. Старик же в благодарность рассказывал ребятишкам сказки.

Героические, сатирические, "медвежьи", лирические, призывные песни, и клятвенные речи, и заклинания, загадки, нравоучения и запреты, пословицы и поговорки, сказки на все случаи жизни, включая шаманские, передавались из поколения в поколение. Устраивали манси вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время на улице делать нечего: там мороз, и все домочадцы собираются дома. Манси собирались вместе в определенном доме. Женщины приходили с рукоделием - шили, плели из бисера, делали нитки из сухожилий оленя. Вечера проходили в теплой непринужденной атмосфере. Топился очаг, вокруг собирались дети. Было принято рассказывать сначала детские сказки, затем сказки для взрослых. Весной на сказки накладывался запрет. О них "забывали" с того момента, когда прилетала первая ворона, и до тех пор, пока птицы не улетят на зимовку: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Так и говорили: "Ворона нагадит ему на голову". Просто в это время любой мечтатель превращается в работягу. Дни становятся длиннее и теплее, начинаются весенние работы (источник: Никакой мистики // nazaccent. ru).

У манси на любой случай были приготовлены маленькие божки. Делали их в основном из дерева, амулеты должны были помогать в разных ситуациях. Если не помогали, манси мог выбросить его и сделать другой. Манси говорили: никогда ничего не надо бояться, - страх делает человека бессильным (источник: Ефимова С. Манси - коренное население тавдинского края // proza.ru).

Духов-покровителей чаще всего изображали из дерева, ткани, реже - металла, имеющие чаще всего антропоморфный облик. Чтобы умалить дух и получить желаемое, человек удовлетворял "потребности" духа, которые заключены в разного рода жертвоприношениях. Они делились на кровавые, бескровные, при которых жертва являлась пища, а также могли выражаться в преподнесении подарков: одежды, ткани, других атрибутов, денег (источник: mansi skydych. tilda. ws / оmansi).

Их основными богами считаются верховный бог Нулиш-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква - богиня земли и Хотал-эква - богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы - нижняя, верхняя и мир людей.

Манси поклонялись Золотой бабе - некоему идолу, которого сказочник Бажов изобразил в виде огневушки-поскакушки, и чтили Великого небесного лося. В каждом доме и в каждом селении существовали тотемы в виде стрекоз и птиц. Манси верили в "Лесную деву" - Миснэ, которая приносит охотнику удачу, и почитали старика Йибы-ойка (филина). Они почитали выветренные скалы Урала как живых существ и праздновали "День медведя". Особо выделяется в их фольклоре легенды о Всемирном потопе.

Существовало у манси и реликтовое верование в великанов, которые называли Менквы. Якобы это были громадные охранники, стоящие на страже у языческих капищ, они агрессивны по отношению к людям, и охотники предпочитали обходить их стороной и всячески избегать встречи с ними (источник: ханты и манси: откуда появились на Урале эти народы // cyrillitsa.ru).

Жизнь манси в современном мире.

Несмотря на то, что в XVIII веке манси стали христианами, они в XXI в. сохраняют свои традиционные верования. Шаманизм и культ предков-покровителей, предков и медведя - общеизвестный факт о манси. Священным деревом у манси является кедр. У них до 30-х годов XX в. не было письменности, следовательно, не было и летописной истории. О прошлом народа манси мы узнаем через его устное творчество.

Манси, проживающие в Ивдельском районе, являются в большинстве своем родственниками няксимвольских (Няксимволь - мансийский поселок на западе Ханты-Мансийского округа). У них даже фамилии одинаковые: Куриковы, Анямовы, Самбиндаловы. Но добавляются Бахтияровы - не характерные для территории округа. Местные манси (Ивдельские) Бахтияровы своими однородцами не считают. Одни их относят к пришельцам с Печоры, а другие - к остаткам татарских племен (Соляр О. Шаг в прошлое / Югорск // Литературная Россия, 13.10.2000).

Поселения. "Пауль" - жилье, поселение, деревня. Это - искаженное слово. По-мансийски правильно будет не "пауль", а "павыл". Но так уж закрепилось и в книгах, и на картах (Заплатин М.А. В краю таежных рек / по Мансийскому Северному Зауралью. - М.: "Физкультура и спорт", 1972). Что же представляет собой пауль у Полум Махум (пелымского народа)? В центре стоит дом (кол). Метрах в десяти - печь для выпечки хлеба, справа - две конуры для собак-лаек в виде шалашика (кутювкол). Недалеко от печи - место для сушки мяса, рыбы (савок). За савоком - сумъях (хозяйственный сарай на сваях). За домом, у леса - ялпынг сумъях (священный амбарчик на сваях). Тропинка налево от дома ведет к савонкану (семейному кладбищу), расположенному в 100 - 150 м.

Интерьер. Кровать главы дома стоит в правом переднем углу. Над ней - священная полка с занавеской, за которой хранятся культовые предметы. На попытку узнать, что именно хранится и можно ли посмотреть, хозяин уклончиво ответил: "Конечно можно, но...". Этнографы утверждают, что на полке находятся изображения духов-покровителей, шкуры и черепа медведей.

Справа, в "мужском" углу, над кроватями висят большие оленьи рога. "Наши мужчины долго отказывались спать под рогами, но, потом, решив, что лучше рога на стене, улеглись" (Лысенко Е.А. Тресколье // Уральский следопыт, № 1, 2005).

Проживая в русских поселках, манси в основном, утратили свою культуру, традиции, частично - язык. Лишь в паулях пока сохраняются традиционные промыслы и вера.

Исток Лозьвы и Тресколье - некогда родовые угодья Анямовых. Сейчас в поселке 8 домов, где проживают Бахтияровы, Тасмановы, Дунаевы. Интересно происхождение некоторых фамилий: Анямовы произошла от слова "аням" - красивый, нарядный; Пакин - шишки имеющий, Тасманов - заносчивый. У каждого рода свой каптос (родовой знак). Каптос ставят на границах охотничьих угодий, на домах, - в общем, "метят все свое" (Лысенко Е.А. Тресколье // Уральский следопыт, № 1, 2005) (источник: Игошев В.А. Манси: вытесненные за Урал и на север // geo. 1sent.ru).

В Свердловской области мпестом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности манси является Ивдельский городской округ. Районами компактного проживания манси являются: пос. Бахтиярова Юрта, Хандыбина Юрта, Юрта Анямова, Юрта Пакина, Юрта Курикова, Суеватпауль, Хорпия Ивдельского городского округа. Юрты Пакиных находятся в деревне на берегу рек Пома и Тальтия. Другие поселки - Бурмантово, Ушма, Тресколье, Суеватпауль - стоят со стороны Уральских гор. Раньше был еще поселок Вижай, но он сгорел в 2010 году. Манси привыкли жить семьями в отдельных домах. Раньше занимались оленеводством, а сейчас для них основной промысел - охота, рыбалка и сбор дикоросов.

Исторические источники указывают на то, что манси являются одним из древнейших народов Сибири. Они имели богатую культуру и традиции, которые сохранялись на протяжении многих веков. В настоящее время на территории проживания манси появились люди других национальностей. Все святые места осквернены, разорены. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, устраивать обряды (источник: Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). - Сургут: АИИК "Северный дом" и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993).