В те прекрасные времена, когда у каждого было свое место в жизнь, могли исполниться самые заветные, самые несбыточные мечты. Я действительно стал геологом, я действительно открыл два острова и назвал их в честь Ленки – Еленины. Я действительно нашел её и жениться. Она родила мне пятерых мальчишек и трех девчонок. Мы жили долго, счастливо и умерли в один день.
Девяностые были сложным временем для всего постсоветского пространства. В том числе и для кинематографа. После развала СССР сократилось финансирование и индустрия Российского кино, находилась в глубоком кризисе. Так, согласно открытым источникам, после 1991, на экраны ни разу не вышло больше, чем сто картин за год. А в 94 и 95 годах их число не достигло и пятидесяти. И даже эти фильмы снимались в основном за средства частного капитала, который был крайне далек от искусства. Основной тематикой фильмов стали: рефлексия происходящего вокруг, анализ потерянного, криминальные разборки, жизнь людей после Афганистана и Чечни, мечты о лучшей жизни.
Именно в это время, время непонятной свободы и тотального безденежья, на экраны выходит фильм «Кризис среднего возраста». Картина - режиссёрский дебют Игоря (Гарика) Сукачева.
Сукачев был одним из основателей группы «Бригада С» и являлся одним из лиц советского рок-н-ролла. К концу девяностых, основной состав его группы «Бригада С» покидает Сергей Галанин. И в 1994 группа прекращает свое существование полностью. Гарик, хоть и выступает с концертами, находится в поиске себя, и с новой группой «Неприкасаемые», и с другими творческими проектами.
Доподлинно не известно когда, но где-то в середине девяностых, в андеграундной рок-тусовке происходит знакомство Гарика Сукачева с Иваном Охлобыстиным. Иван был хоть и начинающим актером/режиссёром/сценаристом, но все же уже имел в своем портфолио несколько работ. Из этого знакомства во многом и родился фильм.
Так, о чем же это кино? Если говорить о сюжете, то он прост и незамысловат. Сергей, герой Дмитрия Харатьяна, после расставания с девушкой приезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Где его встречает его старый друг «закадыка» Влад в исполнении Федора Бондарчука. Влад устраивает Сергея врачом в скорую помощь, и далее фильм состоит из эпизодов его работы. Также история перебивается флешбеками Сергея про его детство в городе Уйске. И все. Это весь сюжет, если не лезть в дебри, недомолвки и несостыковки.
По форме, это обычный фильм, вышедший из-под пера Охлобыстина. Те, кто смотрел ДМБ или Даун-Хаус, понимают как это. Тут такие же диалоги, которые скорее монологи с паузами, такие же закадровые вставки, такие же местами гротескные герои. При этом все это гораздо менее отточено и отшлифовано, чем в более поздних картинах.
Если смотреть только на эти вещи, фильм объективно плох. Сюжет слабый, персонажи не развиваются, диалоги не реалистичны. О качестве съемок и постановке кадра говорить вообще не приходится. По актерской игре Бондарчук настолько деревянный на фоне Харатьяна, что это просто больно смотреть.
При всех этих минусах мне очень нравится этот фильм. Для меня эта картина не про сюжет и не про форму. Это именно что срез времени, и попытка понять себя. Передать через экран тоску, сумбурность, гротеск и ужас жизни в тот период. Фильм безумно искренний, без прикрас и без пошлости. В нем есть и сцены наркотрипов и обнаженка и насилие, но все какое-то такое уместное и естественное в рамках заданного окружения, что не вызывает отторжения. Причем, от сцены к сцене, настроение, тон и допустимые границы меняются, а персонажи гармоничные в одном эпизоде, вывалились бы из другого.
Также очень уместна музыка, фильм пропитан ей, и она всегда на своем месте. Тут Сукачев с головой выдает в себе музыканта, а не режиссера. К фильму был выпущен музыкальный альбом, очень даже приятный. А песню из него «Знаю я, есть края...», вы наверняка слышали.
Персонажи колоритные и живые, в них веришь, в каждого, может за исключением Влада. Бригада скорой помощи просто отдельный ансамбль со своим миром, передающая и эпоху, и команду.
И да, это фильм, артефакт эпохи, для тех, кто помнит то время. Сейчас такой фильм не может быть снят, да и тем более выпущен. Причин для этого множество. Тут и пропаганда, все курят, просто все, от 14-летнего Сергея до мужчины при смерти. А если кто-то не курит, то точно пьет не просыхая. А если уж вдруг не пьет, то точно сидит на наркотиках. И спорность многих реплик героев, недопустимых в текущих реалиях. Например:
«Энджи, ну вот скажи мне, что за жизнь? Вот что ни мужик — или женат, или пидар...»
«Две грамульки ЛСД- и тебе зер гуд везде!»
«За употребление не арестовывают, арестовывают только за распространение. А что нам здесь распространять? Здесь и распространять-то нечего!».
Да и темп фильма для сегодняшнего зрителя очень тягуч и медленен.
Но где, кроме как в этом фильме, вы можете увидеть двухминутную сцену прихода Харатьяна под ЛСД? Или Охлобыстина, стреляющего с двух рук, по-Македонски? Или Ефремова, дающего напутствия не попадать в тюрьму, потому что «Душу с нарами не разлучишь»?
Фильм называется «Кризис среднего возраста», но никто из персонажей не проходит через него. Тема, кажется, не раскрывается. Как по мне, так это кризис среднего возраста людей, которые снимали этот фильм и снимались в нем. Фильм передает всю боль, все щемящее непонимание происходящего вокруг.
И отдельно я бы хотел сказать про линию с детством. Это отдельный фильм в фильме. И он прямо до глубины души меня тронул. Может быть потому, что в девяностых я сам был именно в таком возрасте, и мне близка эта тоска по ушедшему детству.
Мне кажется, что это детство вовсе не детство героя, это то каким бы он хотел видеть его, пусть сумбурным и неряшливым со страхами и глупостями. Но таким чтобы обязательно все было хорошо, чтобы все жили долго, счастливо и умерли в один день.