Найти в Дзене
Пытаюсь упрощать

Высшее образование — что толку?

«Высшее образование обязательно нужно получить. Главное, чтобы диплом был, а потом занимайся, чем хочешь» — многие из нас слышали что-то похожее, когда были подростками. Что ж, со своей личной человеческой точки зрения я не до конца согласен. Высшее образование нужно тем, кому нужно высшее образование. Для многих людей карьерные задачи полностью решаются средним-специальным образованием или отдельными утилитарными курсами. Повышаешь квалификацию и продвигаешься дальше. Получение корочки — это исключительно бюрократический подход. Есть бумажка, значит, специалист! Какие реальные знания и компетенции освоены — это уже не так важно. Я не разделяю такой взгляд на жизнь и считаю, что за высшим следует идти тем, перед кем стоят соответствующие задачи. Понятно, что встаёт множество проблем: совмещать получение высшего образования с работой невероятно сложно; отсутствие массового потока — это повышение стоимости каждого отдельного специалиста с высшим образованием; вроде как с возрастом с
Оглавление

«Высшее образование обязательно нужно получить. Главное, чтобы диплом был, а потом занимайся, чем хочешь» — многие из нас слышали что-то похожее, когда были подростками.

Что ж, со своей личной человеческой точки зрения я не до конца согласен.

Высшее образование нужно тем, кому нужно высшее образование. Для многих людей карьерные задачи полностью решаются средним-специальным образованием или отдельными утилитарными курсами. Повышаешь квалификацию и продвигаешься дальше.

Получение корочки — это исключительно бюрократический подход. Есть бумажка, значит, специалист! Какие реальные знания и компетенции освоены — это уже не так важно.

Я не разделяю такой взгляд на жизнь и считаю, что за высшим следует идти тем, перед кем стоят соответствующие задачи.

Понятно, что встаёт множество проблем: совмещать получение высшего образования с работой невероятно сложно; отсутствие массового потока — это повышение стоимости каждого отдельного специалиста с высшим образованием; вроде как с возрастом снижается восприимчивость к образованию (но тут я не уверен, что это действительно сказывается до достижения преклонного возраста).

Решаться эти проблемы как будто должны за счёт адаптации системы образования, а не за счёт массового потока выпускников школ в ВУЗы.

Так-то я не против, но для условного менеджера клиентского сервиса или среднестатистического бухгалтера высшее образование как будто бы становится неэффективным в соотношении затраты/выгода.

Но это я всё о личном. А давайте посмотрим, как связаны академические высоты с другими общественными показателями. Какую роль играет учёба в ВУЗе для общества?

-2

Идея очень простая — сравнить уровень людей с высшим образованием по странам с другими показателями и проверить, есть ли корреляция.

Я в целом не особо заморачивался по поиску статистики, многое брал из Википедии, потому что основная задача — посмотреть на открытую и легкодоступную статистику. Года также не идеально совпадают, но все данные не раньше 2022 года.

Мы смотрим на список из 45 стран, который собран по данным об образовании OECD — Организации экономического сотрудничества и развития.

Источник — https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_tertiary_education_attainment

Сразу отметим для выборки по доле людей с высшим образованием: соотношение стандартное отклонение / MAD = 1.25; SKEWNESS = -0.15; KURTOSIS = -0.84. Соответственно, можем сделать вывод, что распределение примерно соответствует нормальному.

Высшее образование и ВВП ППС на душу населения

-3

Данные также с Википедии.

Для выборки по ВВП (будем писать так для краткости): стандартное отклонение / MAD = 1.94; SCEWNESS = 1.29; KURTOSIS = 2.50. Есть признаки асимметрии и тяжёлых хвостов, поэтому не можем измерить корреляцию через стандартный коэффициент Пирсона. Воспользуемся Спирменом, который вроде бы подходит для таких случаев (я тоже всё ещё многому учусь).

Итак, по итогам несложных вычислений получаем, что значение — 0,71.

Так как коэффициент может быть в диапазоне от -1 (обратная связь) до 1 (прямая связь), делаем вывод, что между долей населения с высшим образованием и ВВП по ППС на душу населения есть корреляция.

Высшее образование и говядина

-4

Источник — https://www.numbeo.com/cost-of-living/country_price_rankings?itemId=121

Тут ход действий такой:

  • Нашёл инфу по стоимости в долларах США кг говядины в странах из списка;
  • Взял информацию из Википедии по средней зарплате;
  • Посчитал, сколько кг говядины можно купить на 1 месячную зарплату;
  • Сравнил это значение с данными по образованию

Итак, для выборки по говядине: стандартное отклонение / MAD = 1.35; SKEWNESS = 0.66; KURTOSIS = 0.11. Распределение близко к нормальному, можем использовать Пирсона.

Коэффициент получился - 0.43.

То есть мы не можем говорить о наличии явной корреляции между уровнем образования в обществе и объëмом говядины, который люди могут себе позволить.

Высшее образование и ожидаемая продолжительность жизни

Думаю, подход уже очевиден, поэтому сразу перейдем к сути.

Для выборки по ожидаемой средней продолжительности жизни: стандартное отклонение / MAD = 1.86; SKEWNESS = -1.41; KURTOSIS = 2.36. Данные асимметричные, используем Спирмена.

Коэффициент — 0.69.

Выходит, что уровень образования в обществе, все-таки, каким-то образом связан со средней продолжительностью жизни.

Мы тут не говорим о причинно-следственной связи, только о том, что в определённой степени эти показатели движутся взаимосвязанно.

Заключение

Уже не буду сильно разливаться мыслю: да, доля людей с высшим образованием — важный показатель для общества, который коррелирует с некоторыми ключевыми показателями «успешности» социально-экономической системы.

Но не с количеством говядины в холодильнике, тут образование никак не влияет.