Найти в Дзене
UTTERING | Media

Несмотря на то что тема редких и редкоземельных металлов сегодня обсуждается менее активно, её стратегическая значимость не снижается

Несмотря на то что тема редких и редкоземельных металлов сегодня обсуждается менее активно, её стратегическая значимость не снижается. Рынок РМ и РЗМ всё чаще называют «новым нефтегазовым сектором», однако из этого ряда аналитики нередко делают упрощённый вывод: России нужно как можно быстрее нарастить добычу и начать экспорт — фактически создать ещё один сырьевой рынок без опоры на собственные технологические и научные компетенции. При этом в публичном поле часто приводится статистика о доминирующей роли Китая в производстве редкоземельных металлов. На основании этих данных предлагается ориентироваться на развитие добычи внутри России. Но практически не упоминается, что рентабельность китайской отрасли обеспечивается не только ресурсной базой, но и мощнейшими перерабатывающими и промышленными кластерами, способными превращать сырьё в высокотехнологичную продукцию. Показателен и международный пример: Бразилия — лидер по добыче ниобия, ДР Конго — по кобальту, ЮАР — по платиноидам. Тем

Несмотря на то что тема редких и редкоземельных металлов сегодня обсуждается менее активно, её стратегическая значимость не снижается. Рынок РМ и РЗМ всё чаще называют «новым нефтегазовым сектором», однако из этого ряда аналитики нередко делают упрощённый вывод: России нужно как можно быстрее нарастить добычу и начать экспорт — фактически создать ещё один сырьевой рынок без опоры на собственные технологические и научные компетенции.

При этом в публичном поле часто приводится статистика о доминирующей роли Китая в производстве редкоземельных металлов. На основании этих данных предлагается ориентироваться на развитие добычи внутри России. Но практически не упоминается, что рентабельность китайской отрасли обеспечивается не только ресурсной базой, но и мощнейшими перерабатывающими и промышленными кластерами, способными превращать сырьё в высокотехнологичную продукцию.

Показателен и международный пример: Бразилия — лидер по добыче ниобия, ДР Конго — по кобальту, ЮАР — по платиноидам. Тем не менее значительная часть этих ресурсов отправляется именно в Китай, поскольку там создана полноценная промышленная инфраструктура, обеспечивающая глубокую переработку и выпуск конечной продукции.

Если следовать логике ряда отечественных комментаторов, Россия должна ускоренно развивать добычу РМ и РЗМ… для нужд китайской промышленности. Подобный подход закрепляет сырьевую модель и не создаёт долгосрочной добавленной стоимости внутри страны.

Исходя из этого, необходимо корректировать сам подход к развитию РЗМ-сектора. Инфраструктура для добычи и первичной переработки безусловно нужна, но её создание должно идти параллельно с формированием внутреннего рынка потребления. Это предполагает развитие современных производственных мощностей — в промышленности, авиастроении, микроэлектронике, высоких технологиях и смежных секторах. Только так добытые ресурсы смогут работать на национальную экономику, снижать себестоимость конечной продукции и обеспечивать формирование научного, экспертного и технологического потенциала внутри страны, а не за её пределами.

#РОССИЯ #КИТАЙ #РЗМ