Найти в Дзене
Kostas TV [ АВТО СССР ]

«Утюг» на проводах: Как Ярославль в спешке создавал главный троллейбус СССР

1936 год. Москве срочно нужны троллейбусы, но денег в бюджете нет. Завод в Ярославле получает приказ: сделать всё и сразу, без чертежей и испытаний. Так началась история ЯТБ — машины, которую ненавидели механики, но обожали пассажиры. Представьте: финансовый план на 1936 год уже утвержден, а вам говорят — нужно наладить производство сложнейшей техники. Ни средств, ни времени на создание опытного образца. Детали от смежников приходят некомплектно, их приходится подгонять на месте. В таких условиях Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) приступил к работе. Инженеры не пошли по легкому пути — они не стали копировать зарубежные аналоги, а создавали свою, отечественную машину. И уже через несколько месяцев первый ЯТБ-1 был готов. Первый блин не вышел комом, но получился... очень тяжелым. Собственная масса машины достигала 9,5 тонн — рекорд для деревянного кузова. За что же его прозвали «утюгом»? 📌 Дизайн-изюминка: Электрооборудование спрятали за двумя створками в передней части, которые в з
Оглавление

1936 год. Москве срочно нужны троллейбусы, но денег в бюджете нет. Завод в Ярославле получает приказ: сделать всё и сразу, без чертежей и испытаний. Так началась история ЯТБ — машины, которую ненавидели механики, но обожали пассажиры.

Советский троллейбус-утюг: что скрывалось за обтекаемым кузовом?

Исходные данные: Невозможное задание

Представьте: финансовый план на 1936 год уже утвержден, а вам говорят — нужно наладить производство сложнейшей техники. Ни средств, ни времени на создание опытного образца. Детали от смежников приходят некомплектно, их приходится подгонять на месте. В таких условиях Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) приступил к работе.

Инженеры не пошли по легкому пути — они не стали копировать зарубежные аналоги, а создавали свою, отечественную машину. И уже через несколько месяцев первый ЯТБ-1 был готов.

ЯТБ-1: Тяжеловес с характером

Первый блин не вышел комом, но получился... очень тяжелым. Собственная масса машины достигала 9,5 тонн — рекорд для деревянного кузова. За что же его прозвали «утюгом»?

📌 Дизайн-изюминка: Электрооборудование спрятали за двумя створками в передней части, которые в закрытом положении сходились под углом. Это и делало троллейбус похожим на гигантский утюг.

Прозвище «утюг» ЯТБ-1 получил из-за характерной формы передка, где створки капота сходились под углом.
Прозвище «утюг» ЯТБ-1 получил из-за характерной формы передка, где створки капота сходились под углом.

Но за громоздкой внешностью скрывались настоящие инновации:
4 вида тормозов для максимальной безопасности.
Пневмопривод для дверей и «дворников» — неслыханный комфорт для водителя.
Мягкий ход благодаря червячной передаче и шинам низкого давления.

Несмотря на все плюсы, главной проблемой оставался вес. С ней и предстояло бороться.

ЯТБ-2: Большая диета

Инженеры объявили войну лишним килограммам. Результат превзошел ожидания — новая модель «похудела» на 700 кг! Как им это удалось?

Троллейбус ЯТБ-2
Троллейбус ЯТБ-2

🛠️ Заменили тяжелые швеллеры на легкие трубчатые балки.
🛠️ Убрали промежуточный карданный вал и центральный тормоз.
🛠️ Улучшили качество деталей ведущего моста.

Ресурс трансмиссии вырос в 3-4 раза. Завод наращивал темпы, а троллейбусы начали расходиться по крупным городам СССР.

Революция по имени ЯТБ-4

Эта модель стала настоящим прорывом. Именно здесь впервые появилась классическая схема педалей, знакомая всем советским водителям:

  • Левая педаль — электродинамический реостатный тормоз и пневматическая тормозная система.
  • Правая педаль — рекуперативное электродинамическое торможение и ход.
ЯТБ-4
ЯТБ-4

Такая компоновка стала стандартом на десятилетия вперед. Конструкторы снова облегчили кузов, а на смену чисто деревянной конструкции пришел полуметаллический каркас в модели ЯТБ-4А.

ЯТБ-4А
ЯТБ-4А

Неожиданный финал: Война и наследие

В 1941 году выпустили единственный ЯТБ-5 с цельнометаллическим кузовом. Он стал последним — завод перешел на производство артиллерийских тягачей для фронта.

ЯТБ-5 с металлическим кузовом
ЯТБ-5 с металлическим кузовом

Итог работы ярославцев:
🔹 836 троллейбусов за 5 лет.
🔹 Бесценный опыт, который лег в основу послевоенного МТБ-82.
🔹 Уникальные инженерные решения, опередившие время.

МТБ-82А
МТБ-82А

История ЯТБ — это не рассказ о идеальной машине. Это история о людях, которые в условиях жесточайшего дефицита и цейтнота совершили почти невозможное. Они не боялись ошибаться, учиться на своих ошибках и создали транспорт, который на долгое время определил развитие городов СССР.

Делитесь своими знаниями и воспоминаниями о советских троллейбусах в комментариях. Если у вас есть дополнительная информация или фотографии по теме — будем рады их обсудить.