Навигация по фото:
1 - Андрей Николаевич Туполев
2 - Монумент Великому конструктору г. Кимры
3 - ТУ-124 В перед въездом на мост через р. Волга
4 - Новодевичье кладбище
Андрей Николаевич Туполев: жизнь и деятельность
Андрей Николаевич Туполев (29.10 (10.11) 1888 — 23.12.1972) — выдающийся российский авиаконструктор, который внёс огромный вклад в развитие авиации. Он стал академиком АН СССР в 1953 году, получил звание генерал-полковника-инженера в 1968 году, был удостоен звания Героя Труда РСФСР в 1926 году и трижды становился Героем Социалистического Труда (в 1945, 1957 и 1972 годах).
Туполев родился в сельце Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии. Во время учёбы в Тверской гимназии он проявлял большой интерес к технике и точным наукам. В 1908 году Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее — МВТУ). Увлечение аэродинамикой привело его в Воздухоплавательный кружок, и уже в 1910 году Туполев самостоятельно совершил полёт на планере, который участвовал в постройке.
В 1911 году из-за участия в студенческих волнениях и распространения нелегальной литературы Туполева выслали из Москвы в Пустомазово под негласный надзор полиции. Вернуться в училище ему удалось только накануне Первой мировой войны, и в 1918 году он окончил МВТУ с отличием.
Начало карьеры
Свою профессиональную деятельность в области самолётостроения Туполев начал с проектирования и постройки цельнометаллических аэросаней для Красной Армии, а также глиссеров и торпедных катеров для Военно-морского флота.
В период с 1916 по 1918 год Туполев принимал участие в работе первого в России авиационного расчётного бюро и занимался созданием аэродинамических труб в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским он участвовал в организации и руководстве ЦАГИ. В 1918–1936 годах Туполев был членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.
В 1922–1924 годах под руководством Туполева внедрялся дюралюминий в самолётостроение. Это позволило перейти от биплана к моноплану. В 1924–1925 годах были созданы первые советские цельнометаллические самолёты — АНТ-2 и АНТ-3.
В 1934 году Туполев сконструировал многомоторный самолёт АНТ-20 «Максим Горький», который имел 8 двигателей, полезную аэродинамическую площадь более 100 м² и мог перевозить до 60 пассажиров.
С 1936 года Андрей Николаевич занимал должность первого заместителя начальника и главного инженера Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. Параллельно он возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).
Арест и работа в закрытом КБ
В 1937 году Туполев был арестован. Ему были предъявлены многочисленные обвинения, включая шпионаж и срыв сроков строительства нового ЦАГИ. Приговор был суровым — 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. Однако вместо расстрела Туполев и некоторые его коллеги начали работать в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29.
В этом бюро конструкторы продолжали заниматься разработкой самолётов. В частности, были созданы бомбардировщики Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые стали основой бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны. В июле 1941 года Туполев был освобождён со снятием судимости, а полная реабилитация наступила в 1955 году.
Вклад в авиацию
Под руководством Туполева было спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах, разработанных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и выполнено около 30 выдающихся перелётов. Среди них — перелёты на АНТ-4 в 1929 году и беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25.
Многие самолёты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и торпедные катера (Г-4, Г-5), разработанные Туполевым, использовались в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.
После войны под руководством Туполева был разработан ряд военных и гражданских самолётов:
* первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12 (первый полёт — 1947 год);
* тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16 (1952 год);
* первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1955 год);
* первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957 год);
* ближние и средние магистральные самолёты Ту-124 (1960 год), Ту-134 (1963 год), Ту-154 (1968 год).
Совместно со своим сыном Туполев руководил созданием ряда сверхзвуковых самолётов, включая первый в мире пассажирский Ту-144 (первый полёт состоялся 31 декабря 1968 года).
Андрей Николаевич воспитал множество талантливых авиационных конструкторов и учёных, которые впоследствии возглавили различные ОКБ.
Признания и награды
Туполев был удостоен множества наград и званий:
* Ленинская премия (1957);
* Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972);
* премия имени Н. Е. Жуковского (1958);
* ордена Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968);
* орден Трудового Красного Знамени (1927, 1933);
* Большая золотая медаль ФАИ (1958);
* Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
Кроме того, Туполев стал почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971), а также почётным гражданином Парижа (1964), Нью-Йорка и Жуковского (1968).
Именем Туполева названы Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева), остров в Обской губе Карского моря, улицы и скверы.
Конструкторское бюро «Туполев»
Конструкторское бюро «Туполев» было основано 22 октября 1922 года. За сто лет работы в ОКБ «Туполев» разработали более 300 проектов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Около 90 проектов были реализованы, более 50 — находились в серийном производстве. Всего было выпущено свыше 18 тысяч самолётов, и на них было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полёта и грузоподъёмности.
Ссылки
The Editors of Encyclopaedia Britannica. "Andrey Nikolayevich Tupolev". Encyclopedia Britannica, 19 Dec. 2024, www.britannica.com/biography/.... Accessed 7 October 2025.
Туполев Андрей Николаевич // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: bigenc.ru/c/tupolev-.... – Дата публикации: 15.07.2022. – Дата обновления: 26.07.2023
www.dzen.ru : Яндекс : сайт : [сайт]. – 2022. – URL: dzen.ru/a/Y1PPAHwj... (дата обращения: 07.10.2025). – Текст : Электронный
Туполев, Андрей Николаевич // РУВИКИ. [2025]. Дата обновления: 23.04.2025. URL: ru.ruwiki.ru/?curid=893... (дата обращения: 23.04.2025).
Ростех - Медиа - Новости : портал. – Москва, 2019. – URL: rostec.ru/media/news... (дата обращения: 07.10.2025)