Найти в Дзене

Космическая катастрофа. Попытка реконструкции. Часть 6. Срубная археологическая культура.

Срубная культура, исчезновение которой академик Е.Н. Черных связывает с катастрофой бронзового века - это общность археологических культур, датируемых сегодня XVIII-XIII веками до нашей эры. Обратите внимание на ареал её распространения. Это та территория, где должна была проходить последняя фаза Евразийского потопа перед его уходом в Черное море, если версия М.Г. Гросвальда верна. Где Кавказский хребет и Карпаты явились естественными барьерами для этого гигантского селя. Свое название она получила по форме погребальных сооружений — срубов из брёвен дуба, берёзы или сосны. И вот на что обращает внимание в этой связи А. М. Люхин на своем канале «Про потоп»[1] в статьях под общим названием «Загадки исчезновения скифов». Для меня это было совершенно неожиданно, но при этом чрезвычайно убедительно. Постараюсь акцентировать внимание на главном. А.М. Люхин пишет: «По современной классификации могильники подразделяются на грунтовые, т.е. без видимых насыпей, и насыпные. К последним относятся
Карта распространения срубной культурно-исторической общности. Авторство: Krakkos. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=85606277
Карта распространения срубной культурно-исторической общности. Авторство: Krakkos. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=85606277

Срубная культура, исчезновение которой академик Е.Н. Черных связывает с катастрофой бронзового века - это общность археологических культур, датируемых сегодня XVIII-XIII веками до нашей эры. Обратите внимание на ареал её распространения. Это та территория, где должна была проходить последняя фаза Евразийского потопа перед его уходом в Черное море, если версия М.Г. Гросвальда верна. Где Кавказский хребет и Карпаты явились естественными барьерами для этого гигантского селя.

Свое название она получила по форме погребальных сооружений — срубов из брёвен дуба, берёзы или сосны.

И вот на что обращает внимание в этой связи А. М. Люхин на своем канале «Про потоп»[1] в статьях под общим названием «Загадки исчезновения скифов». Для меня это было совершенно неожиданно, но при этом чрезвычайно убедительно.

Постараюсь акцентировать внимание на главном.

А.М. Люхин пишет: «По современной классификации могильники подразделяются на грунтовые, т.е. без видимых насыпей, и насыпные. К последним относятся курганные могильники, высота которых может быть от 20 см до 15 метров. Таких могильников известны тысячи, очень многие из них раскопаны. Внутри них обнаружены рукотворные строения различного типа: деревянные, каменные, комбинированные, надземные и подземные, с многочисленными человеческими останками и окружающими их предметами быта... Считается, что это чисто ритуальные сооружения… При этом, провожая покойного в загробный мир, его сопровождали всем тем, что как считалось, потребуется ему в будущей загробной жизни: женой, детьми, слугами, конями, оружием, предметами быта и т.д.»

Но автор берет на себя смелость заявить, что это были никакие не захоронения. Это обычные жилые дома и хозяйственные постройки, заваленные глиной. Причиной почти мгновенной гибели людей и животных, по его мнению, послужило удушье (кислородное голодание) и переохлаждение, которое возникло вследствие прохождения ударной волны и выброса за пределы Земли части атмосферы. Помните в книге Иона Дегена «Иммануил Великовский» говорится о признаках того, что замороженные мамонты умерли от удушья? От себя добавим, что, возможно, этому способствовали еще и угарный и углекислый газы, находящиеся внутри обрушившегося кентавра.

Как известно, концентрации этих газов в воздухе чрезвычайно опасны для человека и могут привести к летальным исходам. Предельно допустимое содержание углекислого газа, например, в шахтном воздухе считается 0,5-1 %.

И смерть настигла людей ночью во сне, считает А.М. Люхин. И далее он пишет: «А через некоторое время на эту, уже мертвую степную равнину, пришли воды Всемирного Потопа. Мутные водные потоки, несущие в себе огромную массу взвешенных частиц, прокатились по всей северной части Евразийского материка… Как-то примерно так, неожиданно и быстро, погибла великая скифская цивилизация, о существовании которой мы бы до сего дня даже не догадывались, если бы не стали раскапывать курганы».

Хотя правильно ли называть этих погибших людей скифами? «По последним данным разведки» официальная историческая наука считает, что скифы обитали примерно с 700 г. до н.э. по 200 г. н.э. А еще раз напомним, срубная культура датируется сегодня XVIII-XIII веками до нашей эры. Хотя и на тех же самых территориях. И тут еще один исторический казус, о котором поговорим чуть позднее.

В качестве подтверждения, что все эти многочисленные курганные захоронения можно интерпретировать именно как настоящие жилые и хозяйственные постройки, а не погребальные ритуальные, приведу несколько примеров из цитируемых А.М. Люхиным работ археологов.

Из монографии бывшего директора Государственного Эрмитажа М.И. Артамонова «Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV века до н.э.)»[2]: «В больших и средних курганах в могильной яме находят остатки деревянной камеры со столбами по углам, а в особенно больших еще и со столбами посредине каждой из стен. Пространство между столбами вдоль стенок забиралось вертикально поставленными бревнами или плахами с нижними концами, вкопанными в землю… Встречаются также могилы со столбами… со следами горизонтальной облицовки стен, вероятно, в виде бревен, положенных между столбами. В могилах, достигающих 30 и более квадратных метров, кроме столбов по углам и стенкам, ставились еще один или два столба в центре. Дно могилы или оставлялось земляным, или покрывалось деревянным настилом. Потолок сооружался из бревен в виде накатника на перекладинах, уложенных на концах столбов. В некоторых случаях над потолком возвышалась крыша, скаты которой далеко выходили за края могилы… Обязательной принадлежностью погребения является напутственная пища, от которой остаются сосуды и кости животных, чаще всего барана, в богатых могилах даже целого… В богатых могилах довольно часто находятся парные погребения — мужчины и женщины, но встречаются и другие сочетания: мужчины, женщины и ребенка, двух мужчин — пожилого и молодого, ребенка и двух женщин и др…»

Описание кургана Аржан-2 взято из статьи руководителя Центрально-азиатской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа К.В.Чугунова, проводившего раскопки погребально-поминального комплекса в Республике Тыва в начале 2000-х годов[3]: « могила располагалась не в центре кургана, а была значительно смещена к его краю… В прямоугольной могильной яме на глубине более 4 м сооружена погребальная камера с двойными бревенчатыми стенами. Внешний сруб, сложенный в десять венцов из круглых бревен был перекрыт накатом из 24 бревен. В нем располагался сруб, собранный из более крупных бревен. Перекрытие этого сруба, состоявшее из 11 бревен, уложено перпендикулярно верхнему накату и опиралось на верхние венцы северо-западной и юго-восточной стенок… Пол состоял из 10 досок, уложенных на специальные ступени в нижних бревнах. Вся внутренняя поверхность бревен погребальной камеры, включая пол и потолок, тщательно отесана, бревна подогнаны друг к другу практически без зазоров. Сруб был изготовлен заранее и собран внутри ямы, о чем свидетельствуют метки-зарубки плотников, зафиксированные на бревнах. После совершения захоронения яма была засыпана глиной… На полу в центре сруба лежали останки двух погребенных – мужчины и женщины… Черепа погребенных к моменту расчистки были перемещены, вероятно, из-за разложения подушек, на которых они лежали… Как уже было отмечено выше, микроклимат могилы не повредил изделиям из дерева и самой погребальной камере, сохранившейся великолепно. Благодаря этому можно реконструировать некоторые детали внутреннего убранства могилы. По периметру стен на вертикально установленных жердях горизонтально крепились тонкие палки, служившие, вероятно, каркасом драпировки стен. Очевидно, внутренняя поверхность стен погребального сруба была завешена войлочными коврами.

В западном углу висела золотая пектораль, а также, кожаные сосуды. От них сохранились лишь деревянные пробки. В этих сосудах, по-видимому, находились зерна и плоды растений, которыми на момент расчистки был засыпан этот угол сруба. Кроме того, в западном углу найдены сосуды – два каменных и один бронзовый. Деревянный ковш с рукоятью, обернутой тисненым золотым листом, составные гребни из дерева, найденные рядом, также могли висеть вдоль северо-западной стены сруба… За пределами погребальной камеры также был сделан ряд интересных находок.

При демонтаже бревен между северо-восточными стенками двух срубов обнаружено деревянное блюдо, стоявшее на ребре. Некогда оно имело ремешок для подвешивания, украшенный золотыми обоймами, который был продет в специальное отверстие под краем. Вероятно, оно использовалось в погребальном ритуале для разделки жертвенного мяса, так как на его поверхности отчетливо видны следы от лезвия ножа. За той же северо-восточной стенкой погребальной камеры, в пространстве между бревнами внешнего сруба и бортом могильной ямы стояли два бронзовых котла. Они были обложены каменными плитками.

За юго-восточной стенкой на самом дне ямы зафиксированы остатки раздавленной деревянной колоды, в которой лежали кости младенца… Всего в кургане Аржан-2 было захоронено 35 человек: 16 мужчин, 13 женщин, пять детей, вместе с костями, которые не могут быть идентифицированы по полу, а также 14 лошадей. У большинства тел не было найдено видимых признаков насильственной смерти».

И для полноты картины еще один пример раскопанного кургана, описанный тем же М.И. Артамоновым уже в другой своей работе[4]:

«…Этот курган отличался громадными размерами: его высота доходила до 15 м. Под насыпью его, в центре, открыты остатки деревянного сооружения с четырьмя столбами по углам, между которыми на длинных сторонах находилось по 6, а на коротких по 4 столба. Вокруг этого сооружения обнаружены кости 8 волов и множества лошадей. Замечательно расположение последних — они лежали группами по 18 голов вокруг одиночных столбов и по 18 голов с каждой стороны стоек, устроенных в виде длинных перекладин на 4 столбах…

В раскопанной части кургана обнаружено по 2 стойки и по 6 столбов с каждой из двух сторон центрального сооружения. Возле них находилось 360 скелетов лошадей, не считая тех, которые лежали по сторонам центрального сооружения, и тех, которые, возможно, находятся под нераскопанной частью курганной насыпи. Вполне вероятно, что при устройстве этого погребения стремились воспроизвести в какой-то степени приближения к действительности жилище покойного, вокруг которого в правильном порядке размещались коновязи, остатками которых и являются столбы и стойки с находившимися возле них скелетами лошадей. Кроме того, большое количество скелетов лошадей и кости двух волов и ослов были встречены в насыпи кургана на высоте 5,35 м от материка. Было замечено, что некоторые лошади и здесь лежали вокруг столбов

Содержимое центрального сооружения в этом кургане было ограблено. В нём нашлась только каменная плита с четырёхугольным отверстием, вероятно, жертвенник. Немногим больше дали и другие курганы, находившиеся в той же группе. В общей сложности здесь было раскопано 9 курганов разной величины, но все они оказались разграбленными. В них были встречены следы деревянного наземного сооружения для человеческого погребения, окруженного скелетами лошадей, но нигде число коней не было столь велико, как в первом и самом большом кургане этой группы».

А.М. Люхин следующим образом комментирует это описание: «То центральное сооружение, о котором идет речь, явно не было жилым, а являлось хозяйственным сооружением типа фермы, где люди выращивали или содержали скот. Поэтому в нем ничего ценного не обнаружили. Плита с отверстием, упомянутая выше, это никакой не жертвенник, а скорее всего каменная поилка для скота. А ситуация развивалась так. Первоначально все трупы лошадей лежали на земле, вокруг столбов и стоек, к которым они были привязаны, и где их настигла внезапная смерть от удушья. Когда через несколько дней сюда пришли воды Потопа, отдельные из них успели частично разложиться, разбухнуть и всплыть. Уплыть вместе с потоком им помешали поводки, которыми они были привязаны к кольям. Так они в воде и болтались как поплавки на поводках (длиной 5 м), пока их не погребли под собой осадки».

И А.М. Люхин задает, кажется, справедливый вопрос: «Не похожи ли все описанные сооружения на обычные человеческие жилища, в которых странным и непонятным образом оказались погребенными сами обитатели этих жилищ со всем своим скарбом, с домашними животными и украшениями?

…Можно понять историков, факт остается фактом, от объяснения которого не уйти. Наличие десятков (если не сотен) тысяч курганов на огромной территории и присутствие в них останков людей окруженных предметами быта надо как то объяснять».

Лично мне интерпретация Алексея Михайловича Люхина кажется более правдоподобной, чем официальная версия строительства людьми огромных курганов из щебня, песка и глины, чтобы похоронить какую-то семью или несколько десятков лошадей. Это даже при наличии тракторов не такое простое дело. Поэтому при своем дальнейшем выстраивании исторических процессов, возьмем именно эту версию, как рабочую.

И я, пожалуй, даже пойду еще дальше и присовокуплю к этой же катастрофе еще несколько более ранних и более поздних (по градации современных историков) археологических культур бронзового и даже железного веков – ямную, катакомбную, скифскую и сарматскую.

Продолжение следует. См. часть 7. Причерноморье в бронзовом и железном веке.

[1] https://dzen.ru/id/6211f890a1e5c415649475bc

[2] Издательство Ленинградского университета, 1974.-. 156 с

[3] Чугунов К.В. Аржан – источник.//Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. Издание по материалам выставки в Гос.Эрмитаже. СПб, 2004. с. 10 – 39.

[4] Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.