О композиции художественного произведения мы уже писали ранее. Но далеко не все элементы ещё описаны. Композиция - это многоуровневая конструкция. Чтение художественного произведения предполагает знание об его устройстве. В этом материале вы найдёте определения терминов, описывающих внешнюю композицию художественного произведения, а также внесюжетные элементы, художественное пространство и время.
Основные компоненты содержания произведений из кодификатора ЕГЭ можно посмотреть на нашем канале.
А основная информация о произведениях здесь. На нашем Boosty можно получить файлы с основами историко-литературных знаний о каждом произведении, входящем в перечень кодификатора ОГЭ и ЕГЭ (материалы пополняются).
Внешняя композиция - это членение текста на отдельные единицы: абзацы, части, главы и т.д.
Эпизод - сюжетно или тематически законченная часть текста.
Фрагмент текста - более или менее законченная часть текста.
Внесюжетные элементы - элементы внутренней композиции, которые "замедляют" движение сюжета (описания, отступления), а также элементы находящиеся вне границ основного текста произведения (эпиграф, заголовок, пролог, эпилог).
Эпиграф - внесюжетный элемент, короткий текст (часто цитата), который помещается автором перед началом произведения.
Посвящение - внесюжетный элемент, указание в начале произведения лица или события, в честь которого оно написано.
Пролог - внесюжетный элемент, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию.
Эпилог - внесюжетный элемент, заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, причем все события эпилога происходят после завершения сюжетного действия.
Система образов - совокупность художественных образов произведения и их связь. См. композиция.
Образ автора - изображение автором в тексте самого себя в качестве персонажа произведения.
Приёмы - средство создания или компоновки элементов произведения, выразительное средство.
Художественная деталь - значимая подробность художественного мира: вещь, часть описания, конкретное переживание, подробность внутренней жизни персонажа.
Пейзаж - картина природы, имеющая различные художественные значения в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение.
В литературе сентиментализма и более поздних направлений пейзаж нередко является отражением чувств персонажа, они могут находится в гармонии друг с другом (психологический параллелизм) или их отношения могут строиться на контрасте.
Портрет - описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа.
Интерьер - описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы, характер.
Речевая характеристика героя - индивидуальные черты речи персонажа, его речевой портрет, определяет социальную, национальную, психологическую и пр. принадлежность.
Диалог - одна из основных форм речевой характеристики персонажей, разговор двух и более ( полилог) лиц.
Монолог - развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц, важная характеристика персонажа, особенно в драме.
Реплика - ответная фраза собеседника в диалоге.
Внутренняя речь - приём психологизма, воспроизведение мыслей и переживаний персонажа в виде его монолога, внутренего голоса, описания внутренних движений героя.
Психологизм - глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения.
Приёмы психологизма - средства изображение в произведении внутреннего мира персонажа:
- Внутренняя речь.
- Сон.
- Записи дневникового характера.
- Указание на состояние персонажа.
- Психологическая деталь.
- Речевая характеристика.
Художественное время и художественное пространство - условная модель художественного мира в его временных и пространственных координатах. В отличе от реального времени и пространства художественная модель зависит от задач художника, законы пространства и времени заданы автором и отражают специфику его мировоззрения или замысла. Время может быть обратимым, пространство может не соответствовать обычной логике.
Модели разворачивания пространства и хода времени писатель придумывает самостоятельно или пользуется "архетипическими" моделями: "своё" пространство противопоставлено "чужому", "высокое" - более ценно, чем "низкое", в центре - благо, на периферии - мрак...
Частенько встречается в работах школьников, особенно олимпиадников, понятие хронотоп, которое часто понимают как механическое соединение времени и пространства.
Этого понятия нет в кодификаторе, но по указанной причине, всё же и его отпеределю.
Хронотоп - термин, обозначающий содержательное единство времени и пространства, как бы создающих особый "момент", характеризующийся своей атмосферой, настроением, возможностью события, которое должно произойти в этот момент, влияющих на персонажей и их действия.
Хронотоп - сложный термин. Может быть, мы займёмся его объяснением как-нибудь в другой раз. Если это интересно, напишите нам об этом, мы обязательно займёмся подготовкой интересующих материалов.
Если у вас есть вопросы, задвайте их в комментариях.
Если нужна помощь в подготовке к экзаменам, ЕГЭ и ОГЭ, конкурсам, обращайтесь к автору, он обязательно поможет.
Другие определения ищите на нашем канале в подборке "Кое-что из теории литературы".
Поддержите автора, сказав спасибо, нажав на значок "палец вверх" или нажмите на кнопку "поддержать", что очень мотивирует на создание новых материалов.