Великий Гэтсби (фильм, 2013). Фильм режиссёра База Лурмана
Чего стыдится Гэтсби?
Нарциссический стыд — это глубокое, чаще всего не осознаваемое чувство никчемности и ничтожности, которое необходимо скрывать от других и от себя за маской самоуверенности и совершенства.
Для Гэтсби, главного героя фильма «Великий Гэтсби», ощущение ничтожности — это причастность к тому миру, откуда его родители, то есть ощущение второсортности. В его психическом мире богатые люди представляются небожителями. А он, Джеймс Гетц, родившийся в бедной семье, ничтожный, что стыдно и ужасно. Проживать такой стыд для него невыносимо, поэтому главный герой в своём сознании формирует психическую конструкцию, где он выше всех этих богатых людей. Он — сын Бога.
Богатство как защита от стыда.
Никчемность и ничтожность ощущается им как что-то очень опасное и разрушающее его. Это как дыра в психике Гэтсби, он пытается залатать её золотом. У него слишком много всего: блеска, роскоши, яркости... Всё самое дорогое: машина, вещи, напитки, а вечеринки самые яркие и массовые.
Ему необходимо показать, что он богат, и не встретиться со своей внутренней пустотой. Таким образом, Гэтсби сооружает идеальный фасад, чтобы не встретиться со своим стыдом. Дом как огромная декорация. Роскошь снаружи и пустота внутри. Ему необходимы метки богатства, чтобы быть на полюсе грандиозности. Ему нужна вся эта роскошная мишура, чтобы его полюбили и приняли.
Прошлое как источник стыда.
Грандиозность нарциссической личности прикрывает внутреннюю уязвимость, которая провоцирует стыд. Гэтсби хочет окончательно покончить с второсортностью, а значит, и со своим стыдом через изменение своего прошлого. Прошлое — главный источник его страданий.
Он переписывает свою биографию, изменяет своё имя. Теперь он окутан таинственностью. Он то ли принц, то ли шпион. Он троюродный брат кайзера или двоюродный брат дьявола. Точно родился в богатой семье, героически воевал и учился в Оксфорде. Человек отменного воспитания. Ему хочется всё начать сначала. Но это маскировка, чтобы не испытывать чувство стыда.
Надежда на избавление.
При первой встрече с Дейзи у главного героя ничего еще нет. От матери девушки он слышит, что здесь все мужчины в военной форме из уважаемых семей. У него нет ни происхождения, ни богатства. Значит, у него нет возможности войти в мир богатых. Или есть, если деньги заработать, а имя и происхождение придумать? И тогда эту стыдную дыру, от которой невозможно избавиться, но можно прикрыть или залатать. Отношения с Дейзи становятся возможностью покинуть свой второсортный мир и перейти в мир небожителей. Для Гэтсби Дейзи становится символом того положения, о котором он мечтает.
Но он не возвращается к любимой девушке сразу после войны. Главному герою необходим был тотальный успех, иначе страх разоблачения накроет его. Он готов расстаться с любимой девушкой на пять лет, чтобы стать совершенным. Если бы он начал отношения с Дейзи сразу после возвращения с войны, это бы разрушило его идеальность и вскрыло его стыд. В его психике есть две альтернативы: совершенство или ничтожность. Переходные психические пространства отсутствуют.
Будущее как фантазия о новой жизни.
И вот Гэтсби возвращается во всём своём блеске грандиозности. У него есть красивая фантазия, которая пять лет вдохновляла его на достижения. Дейзи для Гэтсби — это центр фантазии, двигатель всего его нарциссического мира. В этой фантазии всё идеально. Дейзи осознаёт, что она всегда любила только его, и они живут долго и счастливо. Гэтсби категорически не признаёт свою недостаточность, свою нехватку. Это для него опасно и страшно, так как он встретится сразу со своей второсортностью. Так он теряет связь с реальной жизнью. Ветреная, популярная у офицеров девушка, у которой с Гэтсби был роман в юности, становится символом его фантазийного счастья.
Гэтсби — это одинокая фигура, которая старается дотянуться до чего-то. Он смотрит на зелёный огонёк — это символ его желания. Пока он недостижим, он готов двигаться. Пока Дейзи не с ним, он полон сил и энергии. Ну вот он достиг совершенства, приблизился к Дейзи. А всё постепенно начинает сыпаться, энергия достижения снижается. Уже вечеринки не такие яркие и частые, а необходимости приумножать богатство всё меньше и меньше. Зелёный огонёк мечты гаснет, появляется туман. Этот зелёный огонёк постепенно превращается в зелёную лампу. Гэтсби сталкивается с реальностью, которая проигрывает его грандиозной нарциссической фантазии. Но он продолжает верить в свою фантазию, которая отделяет его от его стыда.
Фантазия и реальность.
Великий Гэтсби уверен в себе, когда находится в своей фантазии о своём будущем, в предвкушении своего счастья, и он начинает тревожиться в ожидании реальной встречи с Дейзи. Он становится настоящим, уязвимость проступает на фоне волнения, стыд просыпается, ему хочется исчезнуть, чтобы не увидели его реального. Но первая встреча была удачной и даже искренней. Но он не ощущает своей ценности как просто человек.
Но вот он ведет Дейзи в свой дом, в мир его нарциссической грандиозности. Здесь он раскован и весел. Он признается Дейзи: «Это всё благодаря тебе!» и слышит от нее желанное: «Идеально!» Он очаровывает Дейзи своим богатством, но не вызывает у неё настоящей любви.
Он идеализирует Дейзи. Отношения с ней, ее любовь представляется им как окончательный шаг избавления от прошлого. А брак с Дейзи как возможность узаконить свое положение в мире богатства. И тогда не страшно и не стыдно. Он любит не Дейзи как реальную девушку, он любит Дейзи как свою идеализированную мечту, фантазию, как возможность покончить со своей ничтожностью.
Хрупкость грандиозности и реальность стыда.
Том, муж Дейзи, — это фигура, которую необходимо исключить. Он занимает место в желанном мире богатых, которое главный герой жаждет занять. Гэтсби важно, чтобы Дейзи сказала, что она любит только его. Ему нужен триумф как возможность законно занимать место, которого он был лишён при рождении.
Том разоблачает Гэтсби, находит его самое уязвимое место — положение по рождению. Он знает тайну Гэтсби, он уверен, что он просто заурядный бандит. Все его богатство — это просто фасад. «Ты нам не ровня! Мы по рождению богаты, это у нас в крови!» — говорит он. Это вызывает у Гэтсби нарциссическую ярость, что свидетельствует о его соприкосновении со своим стыдом, который для него непереносим. Ярость как защита от переживания стыда. В этот момент нарциссический фасад Гэтсби начинает рушиться.