Бывала здесь не раз и всегда - одно и то же. Замираю от восторга. Наверное, по-другому и невозможно.
Знаменская церковь в Дубровицах под Подольском - одна из самых красивых не только в Подмосковье. Это одна из самых красивых церквей России. Она не вписывается в наши привычные представления о православных храмах.
Русский искусствовед Сергей Маковский - сын того самого Константина, мастера парадной живописи - в начале XX века так сформулировал ощущение, возникающее у всех, кто впервые видит эту церковь : «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!».
И. Грабарь с ним соглашался: «уже давно историки искусства ломают голову... над самой мыслью, как вообще могло возникнуть под Москвой это чудо архитектуры...».
В русской архитектуре есть явление, известное как нарышкинское барокко - адаптированный вариант западной декоративности. Но церковь в Дубровицах к этому направлению не относится. Этот храм стал основой для другого направления - голицынского барокко.
Голицынское барокко - явление редкое. Помимо Знаменской, к этому стилю относят только несколько церквей, одна из них - Рождества Богородицы в село Подмоклово. У них есть одна общая черта: прямое заимствование западноевропейских образцов, подчеркивание роли скульптуры и резного убранства.
Знаменскую церковь - такую необычную для России, возвели в конце XVII века по заказу воспитателя Петра I, князя Бориса Голицына, которому тогда принадлежала усадьба в Дубровицах.
Борис Алексеевич Голицын был "западником" - обучался наукам и языкам у Симеона Полоцкого в Славяно-греко-латинской академии, имел европейские манеры, знал иностранные языки, покровительствовал изящным искусствам. И это многое объясняет, почему храм он построил в западном стиле.
Знаменская церковь восхитительна. Невозможно это отрицать. Но глядя на нее, очевидно, почему голицынское барокко не приобрело широкого распространения - уж слишком резко оно контрастировало с русской архитектурой.
Не зря, когда церковь была построена, готовое здание простояло пять лет в ожидании открытия. Патриарх Адриан не давал разрешения на освящение - храм казался ему «чересчур европейским».
Лишь после его смерти, когда Стефан Яворский стал местоблюстителем патриаршего престола, церковь наконец освятили - в присутствии Петра I и его сына, царевича Алексея.
Одна из загадок Знаменской церкви - ее архитектор. Предполагают, что в строительстве участвовал итальянец, но кто именно - до сих пор тайна.
Владимир Цветаев, кузен Марины Цветаевой, в 1907 провел в Дубровицах летние каникулы и оставил в дневнике такую запись:«Церковь эта сразу приковывает к себе внимание… она вся из белого камня, в форме громадного венца, с круглой макушкой, на которой, вместо главы, княжеская корона с четырехконечным крестом».
Он же упомянул имя архитектора - итальянец Тессинг. Сегодня специалисты предполагают, что речь могла идти о придворном архитекторе Швеции Никодемусе Тессине Младшем.
Обязательно обойдите церковь. Причем несколько раз, чтобы глаз привык к обилию деталей. Фасад храма - насыщенно-богатый: цветочные и растительные орнаменты, скульптуры, горельефы. И чем выше, тем гуще. Вокруг центральной башни - двенадцать апостолов. У входа - Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого.
И, наконец, корона вместо купола - трудно подобрать аналог в русской традиции. Символ власти? Акт художественного своеволия?
Церковь построена из местного белого камня. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой - достаточно прочен для тонкой резьбы. Возможно, этот же камень использовался при строительстве церкви Бориса и Глеба в Кидекше по инициативе Юрия Долгорукого - когда он впервые решил заменить плинфу белым камнем.
Интерьер не менее интересен. Вместо росписей - барельефы и горельефы. Рельефные композиции занимают почти все пространство, и, как писал В. Цветаев, «нужно долго и внимательно вглядываться, чтобы рассмотреть всю эту многочисленную резьбу и ваяние, и диву даешься, сколько труда и средств вложено».
Скульптуры выполнены в технике стукко. Их изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора.
На дореволюционных иллюстрациях видно, что рядом с церковью стояла колокольня. В 1931 году ее взорвали. Недавно ее восстановили.
То, что происходило с храмом в 1930-е годы, характерно для той эпохи. В начале марта 1930 г. было получено разрешение на его закрытие. Годом ранее священнослужителей выселили, а их дома передали совхозу «Дубровицы».
После войны церковь перешла в ведение Всесоюзного института животноводства, который в 1945 г. расположился в Голицынском дворце. Лишь в начале 1990-х верующим удалось добиться возвращения храма. Первое богослужение состоялось 14 октября 1990 года под руководством епископа Можайского Григория.
Сегодня церковь в Дубровицах - главная достопримечательность подмосковного Подольска. Она является феноменом - эстетическим, историческим, культурным. Именно поэтому к ней возвращаются снова и снова.
Спасибо за внимание!
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь впечатлениями от поездок, часто прямо в моменте, анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.