Найти в Дзене

Борис Пастернак "Доктор Живаго" (архив прочитанного #7)

"Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно". "Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все двусмысленность и подвох. Отдельная нитка, как паутинка, потянул её и нет конца, попробуй выбраться из сети - только больше запутаешься. И над сильным властвует подлый и слабый". "Они проводили жизнь среди хороших книг, хороших мыслителей, хороших композиторов, хорошей, всегда, вчера и сегодня хорошей, и только хорошей музыки, и они не знали, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы". Итак, начну свой рассказ. Не обессудьте, но со спойлерами, ибо мозг горит. На первый взгляд это обыкновенная русская классика с мечущимся героем-страдальцем и прекрасной барышней с тяжёлой судьбой. При этом на фоне бушуе
"Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно".
"Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все двусмысленность и подвох. Отдельная нитка, как паутинка, потянул её и нет конца, попробуй выбраться из сети - только больше запутаешься. И над сильным властвует подлый и слабый".
"Они проводили жизнь среди хороших книг, хороших мыслителей, хороших композиторов, хорошей, всегда, вчера и сегодня хорошей, и только хорошей музыки, и они не знали, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы".

Итак, начну свой рассказ. Не обессудьте, но со спойлерами, ибо мозг горит. На первый взгляд это обыкновенная русская классика с мечущимся героем-страдальцем и прекрасной барышней с тяжёлой судьбой. При этом на фоне бушует сначала Первая Мировая, а потом и революция (к которой автор, кстати, выразил неоднозначное мнение, за что его и затравили и заставили отказаться от Нобелевской), что смешивает все судьбы в одной огромной мясорубке, физической и эмоциональной. Страдания и смерти, всё как обычно. Всё, да не всё. Приготовьтесь, дальше спойлеры.

Вообще, прочитав книгу, я вспомнила небезызвестное изречение "Начал за здравие, кончил за упокой". Потому что первая часть романа мне очень понравилась, вплоть до поездки семьи Живаго на поезде. В самом начале автор резко менял POVы (point of view, разные точки зрения от разных персонажей в повествовании; определение поточнее можно погуглить) , позволяя посмотреть на ситуацию с разных сторон. В этом плане меня покорила сцена с выстрелом. Видение ситуации определёнными людьми, но не самим преступником, что очень будоражило интерес. Но потом повествование зафиксировалось, я бы даже сказала, зациклилось на самом Юрии. А он для меня выглядел проводником, который пропускал через себя действие, но не являлся его катализатором. И это при том, что он главный герой и тот самый мечущийся страдалец. Что мне было интересно, так это судьба женщин и детей, трёх семей, которые создал и оставил Юрий. Но чего уж там, Тоня с детьми в Париже, так что проехали, Лара после неудачных поисков дочки, которую она родила от Живаго, куда-то пропала, так что проехали (между прочим, о Катеньке, дочери Ларисы от первого брака, и её дальнейшей судьбе вообще ни словечка! Боже, надеюсь, она не осталась с Комаровским...), ну у Марины семья рядом, не бросит, так что тоже проехали. Но речь ведь не о них, а о Живаго. И судьба Тани в конце непременно упомянута, ведь это ребёнок Юрия и Лары, а у них была "о Боже, какая любовь"!

В общем, такое ощущение, что получила основную часть истории от ненадёжного рассказчика с кучей лирических отступлений и душевных метаний и в финале ответов на свои вопросы так и не получила. При этом, вообще не одобряю и не понимаю поведения Живаго и Лары в отношении своих детей от других браков. Так что они друг друга стоят, два сапога пара и "о Боже, какая у них любовь"!

P.S. К данной книге вернусь разве что только в формате аудиокниги, потому что впереди слишком много книг, которые хочу прочитать. Вроде бы и возвращалась мыслями к этой истории, было некоторое переосмысление, но сейчас особого желания перечитывать нет, может, позже, но это не точно.