Как сказал французский философ, моралист и писатель 18 века Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, что нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создаёт его так прочно, как достоинство.
Происхождение древнейшего слова "имя" неизвестно. Одни считают, что это слово произошло от древнего «имать», то есть брать себе. Другие - что его происхождение от индоевропейского «ime». А кто-то вообще считает, что «имя» и «знамя» имеют общее происхождение. То есть, одно без другого и не произошло бы. Но если со словом "имя’’ всё не так просто, то со словом «фамилия» чудеснее и не бывает. Этим латинским словом изначально называли группу рабов, принадлежавших одному семейству. А потом стали называть и самого хозяина этих рабов со всеми членами его семьи.
Но в России, по словам С. В. Никитиной, (кандидата педагогических наук), это слово употреблялось в значении «семья». Даже известен исторический анекдот:
Сегодня фамилия является семейным именем, которое передаётся по наследству. Но на Руси фамилии появляются, начиная с 14 века, и принадлежали заграничным боярам, "приглашенным" на службу князьями и царями. Сам народ использовал имя, либо отчество или «рекло». И только при реформе Петра 1 фамилии стали использоваться официально и повсеместно. А вот духовенство не имело фамилий аж до середины 18 века. Так и звались поп Василий, да батюшка Иван. Надо полагать, что попов Василиев с батюшками Иванами было много, как и церковных приходов. Поэтому для точного определения "чей поп? " стали добавлять "рекло" ( Рыжий, Покровский...). Но вот что интересно. Фамилии духовенства не передавались по наследству, а были искусственными. Присваивались по окончании учёбы. По ним нельзя было установить род или семейную принадлежность. Как напишет лингвист и филолог Б. -О. Унбегаун в своей монографии:
Так как же такое могло произойти? У всех фамилии с петровских времён есть, а у духовенства - абы какие. И вот, как поясняет в своём труде идеолог и практик церковно-приходской школы С. И. Миропольский (1842 - 1907гг):
«Школы на Руси и образование возникают вместе с просвещением Руси христианством. Христианство на Руси является делом свободного избрания лучшей веры князем и народом.».
И, по словам самого крестителя Руси Володимера, что:
«аще не обрящется кто реце, богат ли, убог ли, или нищ, ли работник, противен мне да будет».
Так вот, чтобы "противным" не быть крестителю, даже не стоит сомневаться в словах церковного идеолога С. И. Миропольского, что:
Как глаголит летописец 6406 г.:
«земля наша крещена, и несть у нас учителя, иже бы ны наказал и поучал ны, и протолковал святые книгы; не разумеем ни Греческу языку, ни Латыньску;»
В общем, полнейшая темнота тёмная. И просьбу русских князей о предоставлении полного набора для просвещения решено было удовлетворить.
И тут возникает вопрос: А где взять столько кадров для просветления Руси? Да и примет ли местное население заморских батюшек. Кто же к таким молиться пойдёт?
А вот если поп будет отец Василий...? То всего лишь, как говорится, грех родителя, да и тот вызовет сочувствие.
А между тем в берестяных грамотах говорится о том, что на Руси и до христианства грамотность -то была. Это подтверждают как письма, так и записки на бересте. В них указывается, что навыками чтения и письма владела не только так называемая элита, но и горожане с сельчанами. Да и возраст самой древней грамоты на бересте датируется 10 веком. То есть временем принятия христианства. И глупо было бы думать, что всего за 50 лет всё население Руси моментально овладело грамотностью. Народ на Руси был грамотен задолго до принятия христианства. Более того, христианство к этому не имеет никакого отношения.
Тем более, что в большей степени, согласно берестяных грамот, в них присутствовала бытовая переписка. А это значит, что было это принято, как, между прочим: любовные письма, опись покупок, долговые расписки и детское художество. Что характерно, так это то, что 40 процентов из найденных берестяных грамот адресовано женщинам или ими написано. А это значит, что женщины хорошо владели культурой письма.
Но вот что интересно: фамилии присваивались не просто так. А была разработана целая методика по их образованию. Всё правильно, своих "птенцов" путать нельзя. Паспортов же не было. Надо полагать, что с принятием Св. Веры Русь получила не только книжное учение, но и учителей. И первыми учителями, как известно, были греки. Видимо, только там находились "грамотные учителя", причём по всем наукам, но непременно - все церковнослужители. И вот как описывает принцип образования фамилий старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии С. В. Никитина:
Во-первых:
И, во-вторых:
А придуманная шутка семинаристов, при получении фамилий, говорит сама за себя:
«По церквям, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство.»
Фамилии священников в большинстве оканчивались на ский/ской или цкий/цкой и, как правило, принадлежали аристократам. Как отметит Б.-О. Унбегаун, что нередко встречающиеся княжеские фамилии (Вяземский, Трубецкой, Оболенский...) были приняты в духовной среде. Потому как считались "благородными" и имели польско-белорусо-украинские корни. Потому как выходцы с этих территорий оказывали огромное влияние на русскую церковь в 17 - 18 веках.
Так же стоит отметить, что дети иереев и протоиереев могли оставить фамилию родителя. А вот дети дьяков и пономарей были безфамильными и получали новые по окончанию училища или семинарии. Эта традиция присвоения фамилий и смены имён в дальнейшем стала распространяться и на светскую власть. Более того, она сохраняется, и по сей день. Например, протоиерей Русской православной церкви Александр Владимирович Мень (1935 - 1990гг) родился в семье Вольфа Герш-Лейбовича (Владимир Григорьевич Мен) и Елены Семеновны Цуперфейн. То есть, сын унаследовал только псевдоним, а не фамилию своего рода.
И из всего выше изложенного создаётся впечатление, что у духовенства была фантазия без границ. Но это не так. Греческое духовенство воспользовалось совершенно другой культурой - русской.
В древней Руси именам придавалось огромное значение. Считалось, что как кровь несет информацию гена, так и имя несёт информацию будущей судьбы человека. Считалось, что между именем и характером существует определенная связь. Имя - это как код определенного человека. Очень хорошо известно, что все колдовские действия и лечебные заговоры были связаны с произношением имени.
Кстати и в молитвах по разным случаям, всегда, произносится имя. Считалось, что знать Имя - это знать судьбу и иметь возможность манипулировать ею. Вот по этой причине Имя, данное при рождении, (основное) тщательно скрывалось от всех посторонних. Поэтому русские князья первых веков христианства и носили два имени: одно христианское, а другое родное. Родное имя знали только родители и волхв. А для житейства называли вторым именем. Для воинов было ещё и третье, воинское. Это когда в походы ходили.
Как напишет в своём труде доцент кафедры российской истории и документоведения В. С. Кулабухин:
Всё правильно. Будучи наследниками высокоразвитой культуры, русский народ ещё очень долго сохранял знания свои предков. А предки знали, что Имя является судьбоносным, может принести удачу или являться своего рода оберегом. Вот поэтому на летописных страницах присутствуют такие имена, как: Яромир, Всевлад, Ратибор, Добролюб, Мирослав, Световид, Богдан, Веломудр, Светозар, Любомила и др.
Эти имена очень просты, но гармоничны и, как любой звук, несут в себе информационную энергию. Вот часть древнерусских имён:
И как выразит свою мысль русский ученый, переводчик и филолог А. Ф. Лосев:
Сегодня для нас слово ИМЯ - это просто Ф. И. О. То есть паспортные данные, как этикетка на товаре с присутствием трендовых имён.