Найти в Дзене
Фонтан искусства

Крылатые выражения + живописные и музыкальные шедевры

В басне Федра (I век н.э.) есть сюжет о совместной охоте льва, коровы, козы и овцы. Удачно сходив на охоту, лев начал делить добычу на четыре части: "Одну часть я беру себе, потому что я лев, другую - потому что я храбр, третью - потому что я сильный. А кто коснётся четвёртой, тому не сдобровать". В наше время выражение "львиная доля" означает, что сильнейший имеет право получать лучшую и большую часть чего-либо, но не по справедливости. В древнегреческом обществе римлянин по имени Меценат был богатым всадником, приближенным к императору Августу (I век н.э.). Меценат поддерживал материально и покровительствовал молодым поэтам Вергилию и Горацию. В наши дни имя Меценат стало нарицательным. Так называют людей, которые оказывают поддержку деятелям искусства. В греческой мифологии музы - девять богинь, покровительствующих науке и искусству. Эрато - покровительница лирической поэзии; Евтерпа - лирической песни и музыки; Каллиопа - эпической поэзии, науки и философии; Клио - истории и древн
Оглавление

Львиная доля

В басне Федра (I век н.э.) есть сюжет о совместной охоте льва, коровы, козы и овцы. Удачно сходив на охоту, лев начал делить добычу на четыре части:

"Одну часть я беру себе, потому что я лев, другую - потому что я храбр, третью - потому что я сильный. А кто коснётся четвёртой, тому не сдобровать".

В наше время выражение "львиная доля" означает, что сильнейший имеет право получать лучшую и большую часть чего-либо, но не по справедливости.

"Голова льва" 1878. Художник Хейвуд Харди. Арт-галерея и музей Расселл-Котес, Борнмут.
"Голова льва" 1878. Художник Хейвуд Харди. Арт-галерея и музей Расселл-Котес, Борнмут.

Меценат

В древнегреческом обществе римлянин по имени Меценат был богатым всадником, приближенным к императору Августу (I век н.э.). Меценат поддерживал материально и покровительствовал молодым поэтам Вергилию и Горацию.

В наши дни имя Меценат стало нарицательным. Так называют людей, которые оказывают поддержку деятелям искусства.

"Меценат представляет императору Августу свободные искусства" 1743. Автор Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Масло по дереву. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
"Меценат представляет императору Августу свободные искусства" 1743. Автор Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Масло по дереву. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Музы

В греческой мифологии музы - девять богинь, покровительствующих науке и искусству. Эрато - покровительница лирической поэзии; Евтерпа - лирической песни и музыки; Каллиопа - эпической поэзии, науки и философии; Клио - истории и древнегреческой мифологии; Мельпомена - трагедии; Полигимния - муза высокой поэзии, сельского хозяйства и пантомимы; Терпсихора - муза танца; Талия - комедии, а Урания - астрономии.

В широком смысле музой, называют покровительницу любой творческой поэзии.

Нарцисс

Прекрасный юноша в греческой мифологии, сын речного бога и нимфы. Он должен был прожить до глубокой старости, если бы никогда не увидел своего отражения. Когда Нарцисс стал юношей, его полюбила нимфа Эхо, но он отверг её чувства. Отвергнутая нимфа Эхо от горя высохла, и от неё остался один голос. Немезида - богиня возмездия - решила наказать юношу. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в чистый источник. Увидел своё отражение в воде и влюбился. С тех пор, Нарцисс, забыв о еде и воде, стал всё время любоваться своим отражением в источнике. В итоге, он умер от любви к самому себе.

Сегодня Нарциссом называют самовлюблённого человека, который придаёт чрезмерное значение своей личности, внешности, достижениям и мнению.

"Нарцисс" 1597. Художник Караваджо. Национальная галерея старинного искусства, Рим.
"Нарцисс" 1597. Художник Караваджо. Национальная галерея старинного искусства, Рим.

Начать с яйца

Древние римляне начинали обед с яйца и заканчивали фруктами.

Сегодня выражение "начать с яйца" употребляется в значении начать с того, что было в самом начале.

Ни дня без строчки

Это девиз древнегреческого поэта, художника и учёного Апеллеса (IV век до н.э). Он был придворным художником Александра Македонского. Апеллес упражнялся каждый день, рисуя линии.

Так же Плиний в его «Естественной истории» приписывает именно Апеллесу рождение римской поговорки:

Ne sutor ultra crepidam - Да не судит башмачник выше обуви.

Это было написано в истории "Башмачник". Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнения. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику, чтобы тот не высказывал суждений, не имеющих отношения к сандалиям.

Этой истории так же посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник» 1829.

"Александр уступает Кампаспу Апеллу". Работа фр. художника Жана Мартина Ланглуа. 1819.
"Александр уступает Кампаспу Апеллу". Работа фр. художника Жана Мартина Ланглуа. 1819.

Нить Ариадны

Ариадна в древнегреческих мифах являлась дочерью критского царя Миноса. Она, влюбившись в афинского героя Тезея, помогла ему проникнуть в лабиринт, где жил Минотавр (полубык - получеловек). Тезей убил Минотавра, а выход из лабиринта нашёл благодаря нити Ариадны - размотанному клубку ниток, который ему дала Ариадна.

Выражение "Нить Ариадны" синоним словам "путеводная нить". Ещё одно значение - выход из трудного положения.

Объятия Морфея

Морфей - древнегреческий бог сновидений. Сын божества сна Гипноса. Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне.

Выражение "Объятия Морфея" является синонимом слову "сон".

"Сон"1883. Художник Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн.
"Сон"1883. Художник Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн.

Орфей

В греческой мифологии, Орфей - певец и музыкант. Очаровывал своим пением и игрой на кифаре людей, животных и даже растения. Когда красивая и грациозная жена Орфея - Эвридика, погибла от укуса змеи, он спустился в подземное царство, чтобы забрать свою жену. Растрогав всех обитателей подземного царства своей игрой, Орфей увёл Эвридику на землю. Но было одно условие - Орфей не должен был ни разу не взглянуть на свою жену, пока они войдут в свой дом. Однако Орфей оглянулся и Эвридика навсегда исчезла в подземном царстве. Орфей пытался вернуться в подземный мир, но человек не может дважды войти в царство Аида при жизни.

Сегодня имя Орфей стало нарицательным. Так называют талантливого музыканта.

Сюжет древнегреческой мифологии о роковой любви Орфея и Эвридики часто вдохновлял композиторов. Вот один из примеров - опера К. В. Глюка (1762) «Орфей и Эвридика». Приятного прослушивания!

Gluck: Orfeo ed Euridice (Orphée et Euridice) - Dance of the Furies

Gluck: No.35 Danse des Ombres heureuses (Orfeo ed Euridice (Orphée et Euridice))

Орфей и Эвридика: Мелодия (ар. Фриц Крейслер). David Oistrakh, Vladimir Yampolsky, Кристоф Виллибальд Глюк

Орфей и Эвридика, Wq. 41: действие I, картина 1: Ария Орфея "Где ты любовь моя?" Иван Козловский, Оркестр Всесоюзного радио, Самуил Самосуд, Кристоф Виллибальд Глюк

Читайте также:

"Крылатые" фразы
Фонтан искусства10 сентября

Благодарю за прочтение! 😉

Если статья понравилась - ставьте 👍

Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝

Чтобы видеть новые публикации - подписывайтесь на Дзен канал "Фонтан искусства"!