Найти в Дзене
Парадоксов друг

О болезни "левизны" в посткоммунизме

Именно под таким лозунгом пытаются расшатать и разрушить современную Россию. С внешними врагами всё понятно — они не скрывают своих целей. Но возникает чувство обеспокоенности, когда эту идею продвигают не только наши доморощенные «патриоты» левого крыла, и с ними всё ясно — их задачи вполне прозрачны, но вдруг тезис «возврата к советским смыслам» начали озвучивать некогда умеренные «центристы». А это уже серьёзная проблема для государства. Одно дело, когда мифологизация советского прошлого используется как ресурс политической мобилизации избирателей, и совсем другое дело, когда политики, политологи в своих программных заявлениях начинают, пусть и в завуалированном виде, но тем не менее, практически в открытую требовать возврата к СССР. И здесь закономерно возникает вопрос: на кого работаете, господа-товарищи? История уже вынесла один раз однозначный и жёсткий вердикт: Советский проект в его ленинско-сталинско-брежневском виде исчерпал себя и оказался нежизнеспособным в долгосрочной п
Оглавление

СССР умер! Да здравствует СССР!

Именно под таким лозунгом пытаются расшатать и разрушить современную Россию. С внешними врагами всё понятно — они не скрывают своих целей. Но возникает чувство обеспокоенности, когда эту идею продвигают не только наши доморощенные «патриоты» левого крыла, и с ними всё ясно — их задачи вполне прозрачны, но вдруг тезис «возврата к советским смыслам» начали озвучивать некогда умеренные «центристы». А это уже серьёзная проблема для государства. Одно дело, когда мифологизация советского прошлого используется как ресурс политической мобилизации избирателей, и совсем другое дело, когда политики, политологи в своих программных заявлениях начинают, пусть и в завуалированном виде, но тем не менее, практически в открытую требовать возврата к СССР. И здесь закономерно возникает вопрос: на кого работаете, господа-товарищи?

История уже вынесла один раз однозначный и жёсткий вердикт: Советский проект в его ленинско-сталинско-брежневском виде исчерпал себя и оказался нежизнеспособным в долгосрочной перспективе. Исторический процесс так устроен, что нельзя учиться на одной и той же ошибке несколько раз — для непонятливых после вердикта выносится приговор. Уж сколько цивилизаций и государств погибло по этой причине, а всё равно находятся «особо умные», желающие повторить.

О болезни «левизны»

В начале 20-го века таким политическим «умником», не усвоившим уроки прошлого, выступил, несомненно, гениальный революционер — Владимир Ленин. Особенно обращает на себя внимание работа «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме», где Владимир Ленин не просто оппонировал левым радикалам — он фактически заложил идейный фундамент глобализации марксизма как «единственно верного» учения и определил стратегию и тактику международного коммунистического движения. И очень похоже, для многих последующих политических деятелей, не обязательно коммунистических, эта работа стала программной и руководящей в реализации своих политических амбиций.

Однако остаётся один принципиальный момент — и в этом моменте заключается болезнь «левизны» сегодня — политические деятели прошлого и настоящего, в силу различных причин, не замечают и не понимают, что Ленин допускал системные ошибки — не всегда осознавая их сам — и именно эти ошибки, ретранслированные бездумно и механически, в конечном счёте стали одним из факторов развала СССР.

Первая ошибка

Самая замечательная и продуманная стратегия не имеет шансов воплотиться, когда объявленные цели не имеют своих оснований. Нельзя построить государство на идеологических абстракциях, не опирающихся на народ, традиции народа, экономику, культуру, историческую среду и реальные человеческие потребности.

Вторая ошибка

Ленин полагал, что «левизна» — это болезнь роста, от которой партия и движение могут со временем излечиться, если будут придерживаться предлагаемой им тактике. История же показала противоположное: “левизна” — это не детская болезнь, а предсмертный диагноз для любой леворадикальной идеологии, будь то коммунизм, социализм или либеральный утопизм. Когда идеология перестаёт соотноситься с реальностью, она распадается — а вместе с ней рушится и государство, которое пыталось на ней стоять.

Вывод

Любой политический или государственный деятель, если он действительно руководствуется интересами страны, должен помнить простые, но фундаментальные вещи:

  1. Государство формирует стратегические цели и решает текущие задачи, обусловленные моментом времени.
  2. Носителем идеологии, как системы ценностей и мировоззрения, могут быть только политические партии, но только не государственный аппарат. Если государство начинает подменять собой партии и превращается в монопольного носителя идеологии, возникает опасный перекос, который неизбежно приведёт к серьёзным системным ошибкам с известным концом.