В истории нашего района немало выдающихся личностей, чьи достижения и открытия известны не только за пределами области, но и страны. Но в памяти народной зачастую остаются не герои, а люди, которые умели ценить человеческую жизнь и человеческое счастье, которые спасли от беды не одного человека, не думая при этом ни о своём здоровье, ни о своём благополучии. Память о таких людях прорастает через десятилетия и века, живет в сердцах людей, с гордостью называющих их своими земляками.
На Старом кладбище г. Спасска, по правую сторону от церкви есть могилка, привлекающая внимание своей удивительной оградой из литого чугуна. Похоронен там один из первых земских врачей Спасского уезда Казанский Михаил Павлович со своей женой Софьей Никифоровной без малого 100 лет назад.
Долгое время наши попытки найти какую-либо информацию об этом человеке оказывались безуспешными, несмотря на его известность. Но недавно нам улыбнулась удача, и в газете «Спасский пахарь» за 1923 год мы обнаружили статью о Казанском М.П., содержание которой (биографические сведения) послужило основой для нашего рассказа.
Михаил Павлович Казанский родился в городе Рязани 28 октября 1856 года, но его трудовая жизнь прошла в городе Спасске. Отец Михаила Павловича Казанский П.А. был служащим финансового ведомства, казначеем сначала в городе Спасске (упоминается в статистике 1860года), потом в г. Ряжске.
У Михаила было три брата: Николай, Сергей, Павел и сестра Александра.
В 1875 году Михаил окончил Рязанскую гимназию и поступил в Петербургскую Медико-хирургическую Академию, которую окончил 17 декабря 1880 года. Во время обучения в Академии Михаил неоднократно принимал участие в студенческих движениях. Так, например, он участвовал в демонстрации по поводу освобождения Веры Засулич, за что был избит казачьими нагайками. Кроме того, однажды он был арестован царскими опричниками, сидел две недели в участке, и еще несколько раз после этого подвергался обыску.
В 1878 году, во время русско-турецкой войны, студентов-медиков отправляли на помощь госпиталям, Михаил занимался перевозкой больных в Одесском Округе. На последнем курсе он был приглашен в Спасск в качестве врача земской больницы, где замещал врача, больного тифом. По окончании Академии, в начале 1881 года молодому врачу Казанскому М.П. было предложено место врача 1-го участка г. Спасска Рязанской губернии. В то время медицинский персонал в участке состоял из 4-х человек: 1 врач, 2 фельдшера и одна акушерка.
В Спасской полиции прибывший из столицы врач еще долгое время считался неблагонадежным. Весь первый год он находился под наблюдением. А Михаилу Павловичу было не до вольнодумства. Ситуация в уезде была очень сложная, эпидемии тифа следовали одна за другой. Наиболее сильные из них были в 1882, 1883 годах. Михаил Павлович много работал, искал на практике свои методы лечения болезни, планировал заниматься наукой, и в 1884 году поехал в Медико-хирургическую Академию для сдачи экзаменов на доктора медицины. Там он успешно сдал все теоретические и бо́льшую часть практических работ, но завершить поступление не удалось, так как из Спасска пришел экстренный вызов. В уезде новая волна эпидемии в Федотьевской и Сумбуловской волостях, на этот раз врач и сам заболел. В 1889 году пришлось бороться с эпидемией скарлатины по всему уезду, в 1891 году вспыхнула холерная эпидемия во многих местах уезда, на линии ж/д имелось 3 барака с больными.
В годы временного затишья врач Казанский пишет и публикует научные статьи в медицинских журналах. С 1892 по 1894 гг. в «Новостях терапии» выходят его статьи о методах лечения брюшного тифа, экземы, о лечении ран йодоформом. В журнале «Врачебно-санитарная хроника Рязанской губернии» помещены его статьи «Злая Корча», «Эпидемия села Городца» и др.
В 1897 г новая эпидемия – весь уезд охватила дифтерия. В 1907г. снова холера в г. Спасске, Федотьеве и в Ярустово. В 1910 году эпидемия злой корчи (тяжело протекающее заболевание, возникающее при употреблении в пищу продуктов из зерна, зараженного грибком спорыньи). За все время работы М. П. Казанского было шесть эпидемий кори. В 1912г. по всему уезду свирепствовала скарлатина. В том же году Михаила Павловича назначают главным врачом Спасской больницы. Теперь уже «больница была рассчитана на 31 койко-место, в ней работали 3 врача, 4 фельдшера, 2 акушерки». (Н.А. Голдабенков, Спасск, часть II)
В 1918 году в уезде создается отдел здравоохранения, заведующим которого назначается Кротков Федор Григорьевич, будущий основоположник советской военной и радиационной гигиены, а на тот момент простой помощник провизора Мосоловской аптеки. В том же году в бараках австрийских военнопленных вспыхивает новая эпидемия сыпного тифа, которая быстро распространяется по уезду. Молодому заведующему отделом здравоохранения повезло, что рядом оказался такой опытный врач как Михаил Павлович Казанский. К концу 1920 года тиф был ликвидирован безвозвратно. Будущий ученый Ф.Г. Кротков уезжает учиться и связывает свою дальнейшую профессиональную деятельность не только с лечением, но и с предотвращением эпидемий.
А Михаилу Павловичу в эти годы было уже за 60. Его здоровье оставляло желать лучшего. Но несмотря на личные недомогания он никогда никому не отказывал в помощи и всегда спешил принять больного, утешить, помочь. В 1923 году, когда вышла статья, врачу было 67, но он продолжал оставаться в профессии: занимал должность 1) гарнизонного врача без жалованья, 2) страхового врача и 3) консультанта Спасской Народной больницы. Статья заканчивается словами: «Ветеран труда Казанский М.П. пользуется любовью всех рабочих и крестьян, его все называют не иначе как «наш доктор». (газета "Спасский пахарь", 1923г., № 36(51))
Информация о личной жизни уважаемого врача до нас не дошла. Можно предположить, что детей у него не было, во всяком случае, в метрических книгах Спасского Преображенского собора записи об этом не встречаются. Его жена Софья Никифоровна с 1886 года работала вместе с Михаилом Павловичем в больнице. Она была, не удивляетесь, повивальной бабкой. Мы привыкли так называть неграмотных старух, которые оказывали помощь роженицам. Но из памятных книг Рязанской губернии мы узнаем, что в 1880-е годы это было вполне обычное название медицинской профессии. И только в конце 90-х годов Софья Никифоровна и её коллеги - женщины уже числятся как акушерки. Вместе с женой много лет Михаил Павлович проживал в доме Левашовых, об этом также есть запись в памятных книгах 1911 и 1912 годов. Его младшая сестра Александра вышла замуж за хозяина дома Александра Николаевича. А вот уже после революции Казанские жили в одном из угловых домов на Александровской площади (сейчас это площадь Ленина). На фотографии ниже дом известного жителя города Спасска Левашова А.Н.
Далее по кругу стояли дома Тарасова Максима Ивановича, протоиерея Краснова Л. М., Казанского М. П.
Все перечисленные семьи были очень дружны между собой. Вместе с Левашовым А.Н., который в 1890-е годы был председателем земства, М.П. Казанский активно работал над улучшением медицинского обслуживания в уезде. Семьи часто собирались и в доме Левашовых, и в доме Казанских. Г.К. Вагнер, который по линии своей жены был в родственных отношениях и с Левашовыми, и с Казанскими, писал в своих воспоминаниях: «Другим средоточием спасской художественной самодеятельности был дом местного врача М. П. Казанского, племянница которого, Александра Николаевна Терновская, высокоодаренная художественная натура, приезжала на лето из Москвы со своей дочкой Алей и устраивала для нее и ее подруг самодеятельные детские спектакли». Вагнер Г.К. Из глубины взываю... М.: Круг, 2004. (Примечание: имя племянницы - Александра Александровна, она дочь Александра Николаевича Левашова и его жены Александры Павловны, урожденной Казанской).
Самым молодым из этого дружного соседства был Максим Иванович Тарасов, по возрасту он скорее годился в сыновья своим соседям и дружил больше с Николаем, старшим сыном Красновых. Однажды во второй половине 1920-х годов у Максима Ивановича заболел сын Иван. Болезнь развивалась быстро, ребёнок кричал от боли, в ночь стало ещё хуже, и отчаявшийся отец побежал за помощью к врачу соседу. Михаил Павлович осмотрел мальчика, пришел к выводу, что началось воспаление гайморовых пазух, и срочно нужна операция.
- Случай тяжёлый, - сказал врач, - надо к специалисту, но есть опасение, что до Рязани мальчика не довезти.
Надо было срочно принимать решение, и Михаил Павлович решился. Он прооперировал ребёнка, тем самым спас его от возможной смерти. Когда Максим Иванович стал благодарить врача, тот устало ответил: «Не стоит благодарности, Максим Иванович, умру я скоро, ты не забывай меня, приходи ко мне на могилку». И в самом деле, спустя несколько дней Казанский Михаил Павлович скончался и был похоронен на Спасском кладбище. Точная дата его смерти на данный момент не известна. Первая табличка на кресте в 1970-е годы рассыпалась от времени. Последующие таблички не раз пропадали, в 90-е годы их часто снимали на металл, поэтому когда делали последнюю, даты уже забылись. За могилой соседа и друга много лет ухаживал Тарасов М.И., как и обещал.
Г.К. Вагнер, жена которого была внучатой племянницей М. П. Казанского, оказывал материальную поддержку, присылал краску, предпочитал всегда светлые, небесно-голубые тона. Максим Иванович Тарасов умер в 1977 году и дал наказ своим детям продолжать ухаживать за могилкой. Его дочь Заборова Анастасия Максимовна, в свою очередь, передала наказ отца своим детям Марине и Борису, которые вправе называть себя хранителями памяти удивительного спасского врача Казанского Михаила Павловича. Именно Марина подала идею написать о человеке, который всю свою жизнь спасал наших предков от смертельных болезней.