Есть в главном городе Бангладеш – Дакке – один весьма известный и популярный как среди горожан, так и гостей столицы культурный центр. Кстати, как-то в одном из своих рассказов о Дакке я этот центр упоминал. Речь идет о Бангладешской Академии изящных и исполнительских искусств Шилпакала, более известной как Академия Шилпакала. Академия была образована в 1974 году при Министерстве культуры Бангладеш с целью пропаганды национальной культуры и искусства, а также создания необходимых для их развития условий. В стенах академии проводятся семинары, мастер-классы и специализированные тренинги, а также фестивали и конкурсы в различных областях изобразительного и исполнительского искусства.
Во всех восьми дивизионах страны, включая Читтагонг, академия имеет свои филиалы, которые изыскивают возможности и выделяют талантливым художникам и танцевальным коллективам всевозможные стипендии, гранты и организуют региональные конкурсы и выставки. В 2003 году академия основала Национальную художественную галерею (бенгали: জাতীয় চিত্রশালা), в которой представлены картины бангладешских художников. Академия Шилпакала предоставляет свою сцену и большие открытые площадки для российских театральных, танцевальных и других творческих коллективов, приезжающих в Бангладеш с определенной периодичностью в рамках двустороннего культурного обмена. И всегда большое содействие академии в организации гастролей и выставок оказывает Российский Центр науки и культуры в Дакке (Русский дом в Дакке), открытый, кстати, как и Академия изящных и исполнительских искусств всё в том же 1974 году. Не без гордости сообщаю своему читателю, что на подмостках Шилпакалы танцевал однажды и мой сын в составе танцевального коллектива школы посольства России в Бангладеш.
И вот как-то в один солнечный и теплый день в конце января в консульский отдел посольства России в Бангладеш пришла информация о том, что в скором времени в страну прилетает Владимир Байчер, театральный режиссер, известный как в России, так и за её пределами. Вместе с ним прибудет группа из 16 человек. И посольству необходимо будет, как всегда в таких случаях, оказывать этой группе всевозможное содействие. Ибо это не просто группа, а по сути, чуть ли не вся труппа возглавляемого Байчером Мелиховского театра «Чеховская студия», единственного в России (и, возможно, в мире) профессионального репертуарного театра, расположенного на территории музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово». И приезжает она в Бангладеш, чтобы выступить в Академии Шилпакала со своей постановкой чеховской «Чайки». Тут, кстати, следует сказать, что работники посольства всегда с большим энтузиазмом относятся к подобным мероприятиям и, находясь вдалеке от родины, очень рады встречам со своими талантливыми соотечественниками, будь то артисты, музыканты или художники. Так было и на этот раз.
В указанные сроки труппа Мелиховского театра вместе с известным режиссером прибыла в Дакку. Приезд российских артистов в столицу Бангладеш не остался незамеченным для местных СМИ, которые проявили большой интерес к этому событию. Настал день, когда мелиховцы представили широкой публике на трех площадках Академии изящных и исполнительских искусств свой спектакль под названием «Чехов. Чайка».
Пожалуй, нет в мире ни одного мало-мальски образованного человека, который бы не слышал о «Чайке» – одной из самых знаменитых и самых загадочных пьес в мировом театре. Владимир Байчер предложил когда-то российским поклонникам творчества Антона Павловича свое прочтение этой чеховской пьесы. И именно этот спектакль был привезен в Дакку для постановки в Академии Шилпакала.
Наконец, день «Чайки» в Дакке настал. Посмотреть представление пришло много бенгальцев. Среди них было немало выпускников советских и российских вузов разных лет. Все они появились в академии со своими семьями. Наших посольских было тоже очень много. Из посольства был отправлен автобус, полностью заполненный сотрудниками с женами и детьми.
Между тем, на одной из уличных площадок Шилпакалы стало разворачиваться первое действие пьесы, представлявшее собой самую настоящую феерию – путешествие сквозь время и пространство. Зрители, как зачарованные смотрели на героев, оказывавшихся то в космическом пространстве, то среди фонтанов в каком-то заколдованном озерном крае.
После небольшого антракта и актеры, и зрители перешли на совершенно другую, открытую площадку академии, где уже были воздвигнуты всевозможные инсталляции, в том числе и площадка для игры в крокет.
Именно на ней и продолжилось удивительное представление под звёздным небом Дакки – ведь на пятнадцатимиллионный город cпустилась вечерняя мгла, характерная для этих южных широт в феврале. Игра актеров завораживала собравшуюся публику. Кульминацией второго действия пьесы стал выезд на лужайку, где происходили столь знаменательные события того февральского вечера, двойки белых красавцев-жеребцов, запряженных в карету с белыми же колесами и с бенгальским кучером на кóзлах.
Занавес. Конец действия.
Продолжение спектакля состоялось уже на сцене в здании академии. По замыслу режиссера, в следующем действии зрители вместе с героями пьесы оказываются на выставке среди театральных декораций и сценических костюмов. И там поклонников творчества Чехова ожидала встреча со столь любимыми ими диалогами и монологами героев «Чайки», жизнь которых состоит из любви и разочарований, творческих поисков и сложных взаимоотношений между собой.
Спектакль, вне всякого сомнения, вызвал много положительных откликов со стороны местных средств массовой информации, которые ещё долго после отъезда мелиховской труппы в Россию с теплотой вспоминали постановку «Чайки» в Академии Шилпакала.
Нам же, сотрудникам российского посольства в Дакке и нашим близким повезло вдвойне. Буквально на другой день после премьеры «Чайки» в академии артисты вместе с именитым режиссером посетили посольство. В их честь был устроен торжественный прием. Они же в свою очередь сыграли в клубе посольства для всех нас небольшую, но очень известную пьесу Чехова с простой человеческой историей о потерях и обретениях – пьесу «Медведь».
Кстати, сам драматург называл эту пьесу «шуткой в одном действии». По мнению многих режиссеров, пьеса «Медведь» стала предтечей больших пьес, написанных Чеховым впоследствии.
Игра актеров на сцене посольского клуба была просто безупречной, и по окончании спектакля мы ещё долго не отпускали их со сцены. Надеюсь, мой уважаемый читатель поверит мне здесь на слово, ведь я, как всегда, рассказал всё и обо всём так, как оно на самом деле и было. 😏
Между прочим, через несколько лет после моей командировки в Южную Азию довелось мне с друзьями побывать в музее-усадьбе А.П.Чехова в селе Мелихово.
Там же посетили мы и театральный двор и площадку, на которой играют свои спектакли актеры Мелиховского театра «Чеховская студия».
К сожалению, в тот раз увидеть какую-нибудь театральную постановку нам не удалось, но мы между собой договорились как раз для этого сюда вернуться однажды ясным и теплым летним днём…