«Военная деятельность, казалось бы, такая простая на первый взгляд, никогда не может осуществляться людьми, лишенными выдающихся умственных способностей». Генерал Клаузевиц
Важность этого пункта Логики войны сложно переоценить. Твердо надо понимать, что тот, кто пассивно ведет боевые действия, наносит громадный ущерб своей стране, армии и народу, ибо перетаптывание войск на месте всегда вело к неоправданному росту материальных и, главное, невосполнимых людских потерь, и к войне бесконечной. В истории осталось высказывание некоего дурака-генерала, что неча солдат жалеть – бабы еще нарожают…, а за лошадей деньги плочены. Не понимал болящий важности человека на войне. И человека живого, а не мертвого, ведь воюют то не лошади, а те, кто ими управляет. Он то, енерал этот помер давно, а проблема жива по сей день. Суворов объяснял своим офицерам постоянно, что: «потерянный пункт всегда можно снова занять, а потеря людей невозвратима». И добавлял: «иногда один опытный генерал стоит поболе целой армии». С Александром Васильевичем не поспоришь. Кто-кто, а он хорошо знал, к чему ведет ожидание на войне и не зря называл его «подлой обороной». В качестве примера пассивности можно привести огромное количество сражений больших и малых. Да читатель и сам увидит очевидные следствия этой, с позволения сказать, «неторопливости».
Вот типичный эпизод- бои у деревни Кобылки в 15 верстах от Варшавы корпуса генерал-адьютанта Бышевского против кавалерии Суворова. Перед деревней болотистая местность с узким дефиле «Белая грязь» ведущем к ней. Грязь реально жуткая (там поляки обустроили в наши дни заповедник). Один факт, что русская пехота в этой реальной грязи, увязнув по пояс застряла и…..остановилась. Пройти кое-как смогла лишь кавалерия и казаки, почему и в бою перед Кобылкой были только они. Бышевский выстроил 5000 своих людей на ровном поле перед деревней и стал ждать. Дефиле мешавшее Суворову (к удивлению последнего) генерал-адъютант оставил без внимания. Ну, ждал-ждал и дождался. Суворов, не имея перевеса в числе ударил стоящих поляков в правый фланг, а чуть с задержкой в левый, а затем снова в правый. Центр войска неприятеля он оставил без внимания, сделав его зрителем побоищ на флангах. Как оказалось, вся эта баталия была с целью просто отвлечь внимание. Пока казаки и шляхтичи увлеченно махали саблями гоняясь друг за другом по полю войска генерала-порутчика Потемкина быстро обойдя Кобылку зашли в тыл неприятелю и отрезали его от Варшавы. Так бесполезно исчез целый польский корпус, а раненый Бышевский оказался в плену. Ожидание вышло боком. Конечно, читатель вправе спросить, а мог ли Бышевский что-либо предпринять более эффектив ное против Суворова. Конечно, мог. Встав на позиции у дефиле «Белая грязь» он создал бы проблемы с форсированием очень большие, тем более, что у него имелась артиллерия. Это однозначно задержало бы русских. А вообще то «малыми силами сильного неприятеля отнюдь не атаковать»(Суворов). Спрашивается –какая ослиная голова отправила 5 тыщ поляков на заклание под «топор» корпусов Суворова имевших 15 тысяч, ежели перед тем 16000 солдат Сераковского не устояли (Брест). Генерал Вавржецкий (Косцюшко Тадеуш уже был в плену). И бестолковая гибель корпуса Бышевского на его счету. Да , теперь это нац.герой, не России конечно. Подробнее о гибели польского корпуса в статье: КОБЫЛКА. Генерал-адъютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794года.
Приведем еще пример. Знаменитый Измаил. Там командовал Айдозли-Мехмет-паша. Генерал опытный и опасный. Удивительно, что он до приезда Суворова не разгромил осаждавших крепость русских. Войск то у него было не меньше. Суворов же, как прибыл, первым делом организовал масштабную дезинформацию. Казаки целыми днями у горизонта поднимали клубы пыли, а по ночам зажигали тысячи костров; якобы Суворов привёл с собой ограмадные подкрепления. Это же подтверждали и казаки-«перебежчики» засылаемые Суворовым в крепость. Зачем это нужно? Всё просто, наш генерал хотел заставить поверить турок, что войск у него во много раз больше и этим помешать возможным вылазкам и атакам правоверных. Цель была достигнута и турки до дня штурма не отважились выходить из крепости и предпочли ждать. По итогу дождались и были разгромлены.
Еще пример. Город Модена. Гофкригсрат дал команду генералу Гогенцолерну оборонять город не понимая, что 4 тысячи австрийцев не могут служить препятствием 30 тысячной группировки Макдоналя. Причем Гогенцолерн, будучи подчиненным Суворова, наплевал на его приказ вести свой корпус к Александрии на соединение с армией. Видимо для этого бештимтзагера воля Тугута была святой.Гогенцолерн ждал приближения французов. И те пришли. Имитация фронтальной атаки и обход левого фланга австрийцев. Затем обход правого и дальний охват с заходом в тыл кавалерии Домбровского. Итог – Гогенцолерн полностью разбит, от его корпуса остались жалкие ошмётки. Вену охватил большой страх, а армию Макдоналя воодушевление и вера, что теперь то им и сам Суворов нипочем. И ему , как говорится, по шапке дадут. Гм-м, поторопились товарищи. Подробнее побоище у Модены в статье: Разгром при Модене. Ужас Гофкригсрата.1июня 1799года.
Еще образец пассивного ожидания показал генерал Сераковский в боях у Крупчиц и у Бреста (Белоруссия). Суворов шел по пятам за корпусом отступавшего Сераковского, которого настиг в районе крупчицкого монастыря. Сераковский выстроил фронт перед монастырем на берегу широкой болотистой поймы ручья. Суворов ожидал атаки, все же поляков было вдвое больше (16 тысяч против 8 у Суворова). Прождав 2 часа понял – не дождется и пошел в атаку сам. Опять оставив центр вражеского фронта без внимания наш генерал разновременными ударами по флангам и заходом кавалерии в тыл заставил поляков отступать к лесу. Сераковский пассивно ожидал атаки передав, тем самым, инициативу врагу, за что и поплатился. Сражение было проиграно, но полного разгрома Суворов не добился, так как противник, отходивший в порядке, достиг леса, где разбить его уже было нельзя. Однако, сие мало чему научило генерала Сераковского. Через 2 дня Суворов догнал таки его корпус топтавшийся у Бреста, где этот 16-ти тысячный корпус поляков полностью погиб. Правда сам Сераковский сумел сбежать бросив сражавшихся подчиненных. (теперь тоже наверное нац.герой Польши как и ген.Вавржецкий) Подробнее в статьях: Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.
ПУНКТ 4. Плохая выучка солдат и офицеров, и особенно генералов всегда ведет к большим потерям и успеха добиваются только численностью. «Воевать надо не числом, а уменьем» говорил Суворов. Нельзя вверять войска собранные и вооруженные с большим трудом «паркетному генералу» обвешанному блестящими орденами, как новогодняя елка, но никогда не бывавшему на войне. Такие важные «павлины» в штанах с лампасами как правило приводят подчиненные им войска к поражению. Суворов тут высказывался прямо: «Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохой владеть – хлеб не родиться», «Ученье свет, а не ученье тьма» и о командирах говорил прямо, что успеха не будет ежели действия «не будут истекать из искусства, которое возрастает от испытаниев при внушениях и затверждениях каждому (командиру) должности его».
В истории войн (да и не только) примеров безграмотного командования войсками огромное множество. В мирной жизни безграмотность, тоже легко может обернуться трагедией. Да что говорить, ведь каждый из читающих эти строки сам может вспомнить примеры печальных последствий непрофессионализма с которыми сталкивался в своей жизни.
В одном из комментариев Логики войны упомянуты были действия немецких танковых батальонов «Тигров» пытавшихся спасать трещавший Восточный фронт в 1943г. Можно привести и другие примеры для иллюстрации. Во время Курской битвы на южном фасе наша линия обороны (аж 8 полос) была «прогрызена» войсками Манштейна. Его якобы остановили контрударом 5-й танковой армии генерала Ротмистрова. В советское время это побоище выдавалось за некую «великую» танковую битву с участием 1200 танков и одержанную Ротмистровым «убедительную победу». Пропагандистская ложь, не боле того. В реальности, Ротмистров ухлопал целую танковую армию в лобовой атаке, что узнав, Сталин пришел в ярость и понять его можно. Танковых армий, а это 800 танков и столько же подготовленных экипажей, у Верховного было совсем не много, и он не готов был терять по армии за день боя. Атака «в лоб» на противотанковую оборону верх глупости. Ротмистров оправдывался, что спешил выполнить приказ – остановить немцев. «Героя» сего за малым не расстреляли, ибо его «профессионализм» стране был не по силам. На поле остались гореть погребальными кострами сотни советских танков и погибли от этого командования массы советских танкистов. Погибли без толку. Послевоенная пропаганда СССР откровенно лгала о победе, которой не было. А были страшные потери и полная утрата боеспособности 5-й танковой армии. Манштейн то и впрямь стал отступать, но наскоки Ротмистрова здесь не при чем. На его, Манштейна, левом фланге вбитого в нашу оборону клина, заворочалась армия Катукова и угроза окружения стала очевидной, вот гансы и кинулись на запад, дабы в «мешке» не сгинуть. Можно добавить по танковой теме еще пример тупозрячего руководства. До Сталина в 1943 году дошла информация, что наши танки на фронте в атаку ходят в среднем 3 раза, а немецкие 11 раз до момента подбития в бою. Цифирь удивила, как так, или наши танки много хуже немецких? Приказал разобраться. Разобрались. Выяснилось, что практика управления танком в наших танковых школах всего 10 моточасов для механика водителя, а в немецких танковых школах 430 моточасов! Несопоставимые цифры. Причина? Она проста –Ворошилов, «великий полководец», и друг Сталина дал приказ сократить время вождения танков до 10 часов «для сбережения моторесурсов». Малограмотный человек на высоком посту годами гадил своими распоряжениями, от которых гибла масса людей и техники. Печальный пример в нашей истории…
Вот еще хороший пример гибели 50 тысячной армии Великого визиря уничтоженной корпусом Суворова при Козлудже (деревня в Болгарии, ныне Суворово). Это сражение поставило жирную точку в войне с Турцией в 1774г. С трудом собранную и вооруженную армию вверили дипломату Абдул-Резаку, гражданскому, ничего не смыслившему в военном деле. В начальники штаба ему приставили некоего генерала, Янычар-агу, тоже не отмеченному славными победами над кафирами(неверными). Закономерный результат – армия разбита Суворовым, имевшим в 5 раз меньше солдат (50 против 8 тысяч). Великая армия исчезла, а у Великого визиря всего и войска осталось тысяча телохранителей. По итогу армии нет и позорный договорняк (Кучук-Кайнаджирский) 1774 года с огромными уступками Российской империи. Статья в деталях: Козлуджи. Абдул-Резак против генерала Суворова 9 июня 1774 года. Часть1.
Но это командарм, а вот командир помельче. Героя звать: полковник Батурин. Да, на должности полковника находился малограмотный и трусливый человек действия коего Суворов прямо назвал подлостью. При втором поиске на Туртукай основной колонной поручено командовать полковнику Батурину. Главный редут турок успешно атаковал отряд майора Ребока. Ворвавшись внутрь укрепления наши не получили вовремя поддержки от Батурина, который в нарушение приказа, наоборот отвел свою колонну подальше, вне досягаемости огня турецких пушек (для сбережения людей). В итоге турки выбили наш авангард Ребока из редута и сами пошли в решительную контратаку. Распоряжения п-ка Батурина поставило наши войска на грань поражения, и лишь личное появление Суворова, заставившего Батурина выполнить приказ спасло русских от разгрома. Сражение описано в статьях: Второе сражение под Туртукаем(стой тут конь)от 17 июня 1773г.Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши.Часть1., и Часть2.
Вот еще пример слабости профессиональной подготовки полевого командира. В данном случае татарского. Бой произошел у перелаза(брод) через Ею на Кубани между ротой порутчика Житкова и ордой татар-ембулуков под командой Канакай – мурзы. Ембулуки пытаясь пробиться к югу подошли к переправе, препятствием на которой была пехотная рота русских имевшая приказ: татар не пропускать. Канакай-мурза, храбрый воин, повел своих людей сам в лобовую атаку. Против тысяч его всадников 150 солдат роты Житкова выглядели слабовато. Правда у русских была пушка и именно это решило дело. Лобовые атаки предпринятые Канакай-мурзой были безрезультатны. Картечь пушки сметала его всадников, которым не удавалось доскакать до каре и уничтожить русских в рукопашном бою. Раз за разом вел он татар в атаку в течении 3-х часов пока сам не был убит. Лишь после его гибели уже другой командир повел татар в обход. Он-то понял, что положить всю орду в лобовых атаках это не выполнение боевой задачи, а ее игнорирование. Упорство Канакай-мурзы татарам обошлось очень дорого. Подробно бой описан в статье: Провал операции «переселение ногаев». Канакай –мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.
16 ноября 2025г.ЛЕ