Вот и добрались мы до Брянской области. Край с очень давней историей, хотя в отдельную административно-территориальную единицу регион был выделен лишь в 1944 году. Посмотрим, насколько тут интересно с железнодорожной топонимикой!
Белые Берега
Вот прочитал название этой станции, и сразу же в голову пришло: "Молочная река, кисельные берега". Названо это место было монахами, которые на берегу реке Снежеть основали монастырь - Белобережская пустынь. Наиболее вероятная версия этого названия - из-за обнажения меловых отложений по берегам. Небольшая речка, но живописная.
На станции 4 пути, 1 платформа достаточно приличной длины, что наводит на мысль, что в советские годы здесь могли делать остановку и поезда дальнего следования:
Интуиция не обманула. Открываем таблицу №93-а справочника Таулина за 1983 год (я взял именно его по причине максимальной подробности) и видим:
Поезд №169/170 - это был поезд Воронеж-Рига. Интереснейший маршрут ему проложили: Воронеж - Орёл - Брянск - Смоленск - Витебск - Даугавпилс. Время в пути составляло 37:51 в сторону Риги и 37:16 - обратно.
Сейчас же здесь лишь пригородное сообщение по маршруту Брянск-1-Орловский - Орёл. От ст. Брянск-1 время в пути здесь примерно полчаса, а вот до Орла - 2,5 часа.
Когда-то вокзал на станции был небесно-голубого цвета. Сейчас в стандартных цветах "РЖД":
В 5,5 км (по прямой) от станции расположен огромный мемориальный комплекс, который называется Партизанская Поляна. Посвящен он памяти партизанского движения, которое развернулось на брянской земле в годы Великой Отечественной войны. Но ближе к нему с о.п. Белобережская (там останавливаются те же пригородные поезда Орёл-Брянск-1-Орловский)
Выгоничи
Суть слышится сразу - "выгонять". А кого выгонять могли? Явно скот. Так и оказалось. Здесь в большом количестве располагались общественные пастбища для выгона скота.
Пассажирское движение в настоящее время присутствует в разных вариантах. Во-первых, здесь останавливается поезд №085/086 сообщением Новозыбков-Москва. На новогодние праздники запустят еще один ему в помощь - №251/252. Плюс масса пригородных поездов со ст. Брянск-1-Орловский до ст. Унеча, Новозыбков, Почеп и собственно - Выгоничи.
На станции 2 платформы, смещенные друг относительно друга, и 3 пути:
В 1983 году у этих платформ останавливались как минимум 4 поезда дальнего следования:
- №55/56 - фирменный поезд "Сож" сообщением Москва-Гомель;
- №305/306 - еще один Москва-Гомель - сезонный;
- №119/120 - Брянск-Брест;
- №617/618 - Новгород-Северский-Москва.
И здесь когда-то цвета были яркими:
Сейчас вот так:
В 3 км к северо-востоку от станции расположен ставший знаменитым Голубой мост. Его подрыв в ходе Великой Отечественной войны стал одной из крупнейших партизанских диверсий. Операция была проведена в ночь с 7 на 8 марта 1943 года
Мост через Десну был важнейшим стратегическим объектом. Все подходы к нему на сотни метров были очищены от леса и заминированы немцами. Гарнизон охраны насчитывал около 300 человек. Со стороны партизан участвовало около 1200 человек. При этом лишь часть должна была непосредственно атаковать мост. Остальные должны были отвлечь на себя противника в ближайших населенных пунктах, в том числе на ст. Выгоничи. Операция началась в 00:00. В течение первых двух часов шел бой на подступах к мостовому переходу. После того, как охрана была ликвидирована, под две из трёх опор моста были заложены сотни килограмм взрывчатки. Взрыв прогремел в 02:20. Движение по этому участку железной дороги, который имел важнейшее значение для снабжения противника, было прервано на 28 дней.
От станции до моста вдоль железной дороги около 3 км:
Партизанам, погибшим в ходе операции по взрыву моста, установлен памятник:
Жудилово
Еще одна станция на линии Брянск-1-Орловский-Новозыбков. И здесь сегодня отмечается большое количество пригородных поездов. А вот поездов дальнего следования - нет. Считается, что название произошло от глагола "жудить", что означает надоедать, приставать, докучать. Видимо, жил в этих краях нудноватый тип:
Это участок Почеп-Унеча. И останавливались здесь в советские годы те же поезда дальнего следования, что на ст. Выгоничи. Лишь "Сож" на обратном пути из Гомеля в Москву следовал без остановки
Злынка
Понятно, что название здесь идёт от реки. Но откуда у неё такое имя - вот в чем вопрос. И здесь есть легенда, по которой через эти места проезжал после Полтавской битвы царь Петр I. Но местные жители все попрятались, от чего Пётр воскликнул, что здесь живут одни злыдни. Но это легенда, поскольку:
а) Пётр I после Полтавской битвы здесь не проезжал;
б) н.п. с таким названием и река с ним же были задолго до этого.
Основная же версия происхождения названия это то, что так называли выцветшую реку.
В настоящее время на станции делают остановку два поезда из Беларуси на Черное море: Минск-Адлер и Минск-Анапа. А вот пригородного сообщения - нет. В советские годы поезда были те же, что и на двух предыдущих станциях, кроме уже отвернувшего поезда Москва-Новгород-Северский.
На станции 1 платформа и 4 пути:
И здесь станцию уже перекрасили. Была она вот такой яркой:
Стала вот такой:
Ну а приехать сюда точно стоит! Здесь же уникальные дома с пропильной декоративной резьбой и наличниками:
Есть еще и на букву "и" станция с интересным названием Ипуть. Но пассажирское движение тут отсутствует, да и с названием всё неясно. Его трактуют от словосочетания "вот он путь".
Пожалуй, на сегодня хватит. Спасибо, что следите за этим блоком на канале!