Найти в Дзене
Книжный слушатель

Драматург Ольга Займенцева: «Судьба Велимира Хлебникова – потрясающий сюжет для пьесы»

«Председатель Земного шара» – такой претенциозный титул часто добавляют к имени поэта-авангардиста Велимира Хлебникова. Однако этот титул появился не ради внешнего эффекта, тут дело серьезнее. В 1915 году Хлебников пытался найти числовые закономерности в истории человечества и обнаружил особое значение числа 317, в связи с чем объявил о создании «Общества Председателей Земного шара» из 317 известных личностей для справедливого управления всемирным «Государством времени; себя он тоже включил в это число. А в 1920 году в Харькове Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф переиначили идею и торжественно провозгласили Хлебникова «Председателем Земного шара». Если не знать подробностей этой истории, то можно заподозрить Велимира Хлебникова в склонности к эпатажу, а то и в легком помешательстве. Возможно, поэтому пьеса «Велимир» о жизни поэта начинается с диалога доктора и судебного следователя в харьковской психиатрической лечебнице. Следователь спрашивает о душевном здоровье Хлебникова, а доктор

«Председатель Земного шара» – такой претенциозный титул часто добавляют к имени поэта-авангардиста Велимира Хлебникова. Однако этот титул появился не ради внешнего эффекта, тут дело серьезнее. В 1915 году Хлебников пытался найти числовые закономерности в истории человечества и обнаружил особое значение числа 317, в связи с чем объявил о создании «Общества Председателей Земного шара» из 317 известных личностей для справедливого управления всемирным «Государством времени; себя он тоже включил в это число. А в 1920 году в Харькове Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф переиначили идею и торжественно провозгласили Хлебникова «Председателем Земного шара».

Если не знать подробностей этой истории, то можно заподозрить Велимира Хлебникова в склонности к эпатажу, а то и в легком помешательстве. Возможно, поэтому пьеса «Велимир» о жизни поэта начинается с диалога доктора и судебного следователя в харьковской психиатрической лечебнице. Следователь спрашивает о душевном здоровье Хлебникова, а доктор отвечает, что тот не опасен для общества, а скорее наоборот, общество для него опасно, поскольку он беззащитен и витает в облаках.

Читка пьесы Ольги Займенцевой «Велимир» состоялась в Москве в середине ноября, когда отмечалось 140-летие со дня рождения поэта. Я сделала небольшое видео во время читки, посмотрите его в нашем блоге. Действие построено на диалогах поэта, его друзей и знакомых; стихи и биографические факты оказались частью этих разговоров. Особенно впечатляет финал: Хлебников и его друг, художник Петр Митурич едут из Москвы в деревню в Новгородской губернии, где поэт вскоре умирает от паралича. Причем он предвидел свою кончину, поскольку его вычисления доказывали гибель поэтов на 37-м году жизни.

Драматург Ольга Займенцева
Драматург Ольга Займенцева

После читки я поблагодарила Ольгу Займенцеву за глубокое раскрытие личности Велимира Хлебникова и расспросила ее о работе над пьесой.

- Ольга, Ваша пьеса опровергает поверхностные мнения о Хлебникове. Многие же считают, что он придумывал новые слова и рифмовал звуки ради внешнего эффекта, чтобы эпатировать публику. Опять же титул «Предземшара» звучит очень манерно. Но Вы сумели показать его увлеченным исследователем поэзии и философских закономерностей. Что же было главным в нем?

- Велимир вовсе не хотел никого эпатировать, он был не от мира сего. Когда он оказался в Персии в 1921 году, его даже принимали за дервиша. Он был бессеребренником, его земная миссия заключалась в совершении открытий, причем не только в литературе, но и в естествознании. Он же был одним из идеологов русского футуризма, Маяковский считал его своим учителем.

- Как при создании биографической пьесы Вы соблюдали баланс между реальными фактами и художественным вымыслом?

- Я серьезно отношусь к фактам и не допускаю вольного обращения с ними. Прежде чем взяться за пьесу, я долго изучала документы, литературоведческие исследования, воспоминания друзей Хлебникова и других современников, чтобы опираться на факты. И я ничего не выдумывала, превращая реальные события в диалоги персонажей. Хронологию не меняла, хотя это было непросто, потому что Хлебников часто переезжал из города в город. Кстати, литературоведы очень тепло приняли мою пьесу, потому что я ни словом не погрешила против реальности.

- А диалог доктора и следователя в начале пьесы, разве он не придуман?

- Нет, не придуман. Тут я опиралась на воспоминания кинорежиссера и изобретателя Александра Андриевского, который в 1920 году жил в молодежной коммуне в Харькове и являлся следователем местного Реввоентрибунала. Он любил поэзию и творчество Хлебникова, а когда узнал о нахождении Хлебникова в местной лечебнице, то пришел туда, поговорил с доктором и взял Хлебникова на поруки, после чего поэт жил несколько месяцев в коммуне.

- Теперь понятно, что Вы основательно поработали с документальными источниками при создании пьесы.

- Надо сказать, что судьба Велимира Хлебникова – это потрясающий драматургический сюжет, тут не нужно ничего особо выдумывать. И у меня уже накоплен некоторый опыт по биографическим сценариям. В 2021 году я написала пьесу «Хармс», она вошла в шорт-листы авторитетных драматургических конкурсов. Кстати, там тоже фигурирует Велимир Хлебников как предшественник Даниила Хармса в литературных новациях.

- Знаю, что в конце декабря в библиотеке «Дом Лосева» запланирована читка пьесы «Хармс», я постараюсь прийти и сделать небольшое видео для читателей нашего блога «Книжный слушатель». И надеюсь, что обе пьесы вскоре можно будет увидеть на театральной сцене.