Музеи Ватикана экспонируют богатую коллекцию современного религиозного искусства, состоящую из почти 800 работ 250 художников со всего мира, официально представленную публике в 1973 году. Инициатором формирования коллекции стал Папа Римский Павел VI, выразивший желание связать Церковь с современным искусством, чтобы объединить прошлое и настоящее. Эту мысль он высказал ещё 1964 году во время его встречи с художниками на проповеди в Сикстинской капелле.
Среди экспонируемых работ три картины кисти знаменитого сюрреалиста Сальвадора Доменека Фелипа Жасинта Дали-и-Доменека, маркиза де Дали де Пу́боль - Сальвадора Дали, находящиеся в зале 25.
Общеизвестно то, что в 1949 году художник был принят на аудиенции у Папы Пия XII и преподнёс ему написанную в том же году первую версию картины "Мадонна Порт-Льигата". Понтифик благословил картину и, как сообщалось, высоко оценил искренность духовных исканий Дали. Дали же, который до этого считал себя атеистом, объявил о своём возвращении в католическую веру.
В 1959 году состоялась аудиенция Сальвадора Дали у Папы Иоанна XXIII. Вдохновлённый образом Иоанна XXIII художник создал известное полотно "Вселенский собор" (1960).
Искусствоведы до сих пор спорят, насколько искренним было заявление художника о том, что он "католик до мозга костей", и насколько глубоко его религиозное чувство. Однако им были созданы десятки работ на религиозную тему. И это не удивительно, поскольку в творчестве Сальвадор Дали был подобен дереву, которое корнями уходит вглубь земли, чтобы питать зелёную листву, а ветвями стремится ввысь, к небу. Силы для воплощения сверхсовременных идей он находил в глубоких традициях мировой культуры и искусства.
Первая работа Сальвадора Дали в коллекции Музеев Ватикана датируется 1954 годом. Она выполнена маслом на холсте и условно названа "Распятие".
Фигура распятого Христа имеет прямое отношение к образу Христа на картине "Распятие, или Гиперкубическое тело", написанной в 1954 году и хранящейся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Но если в "Распятии, или Гиперкубическом теле" за спиной Христа тессеракт, на ватиканском варианте распятый Иисус, что парадоксально, изображён без креста парящим в воздухе. На втором плане две фигуры, освещённые мерцанием последних лучей уходящего за горизонт солнца. Фигура на коне в правой части картины - центурион с копьём в руке. Этот образ можно интерпретировать как образ центуриона Гая Кассия Лонгина, или Лонгина Сотника, почитаемого и православной, и римской католической церквями.
В Евангелии от Иоанна (19:31–37) содержится история от центурионе, пронзившем копьём тело испустившего дух Иисуса.
"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: "кость Его да не сокрушится". Также и в другом месте Писание говорит: "Воззрят на Того, Которого пронзили".
Наконечник копья Лонгина хранится Ватикане, в Соборе Святого Петра.
Мощи святого Лонгина хранятся в церкви святого Августина в Риме.
В Евангелиях от Луки (23:47), Матфея (27:54) и Марка (15:39) сотник, ставший свидетелем смерти Иисуса, признал его Сыном Божиим.
"И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий". (Евангелие от Матфея)
"Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий". (Евангелие от Марка)
Апокрифы и последовавшие за ними церковные предания закрепили за воином прозвище Лонгин и внесли в библейскую историю новые детали: Лонгин Сотник, страдавший катарактой, исцелился во время казни Христа, в тот момент когда кровь Сына Божьего брызнула ему на глаза. Исцеление стало и в прямом, и в переносном значении прозрением: с этого момента Лонгин сам стал христианским подвижником, отправившись с проповедью на Свою родину, в Каппадокию, где и принял страдания за Христа от рук воинов, посланных Пилатом.
Интересно и то, что подпись Дали стоит на картине под фигурой центуриона или, если быть точнее, между фигурами Иисуса и центуриона. Если предположить, что центурион с копьём - это именно тот самый сотник, и учесть то, что копьё ещё не коснулось тела Иисуса, картина может символизировать момент, предшествующий прозрению, исцелению, обретению веры.
Вторая работа Сальвадора Дали, представленная в Музеях Ватикана - этюд "Троица (Исследование для Вселенского собора)", известный также как "Весть" ("L'Annuncio"), созданная в 1960 году маслом на холсте. Её размеры невелики - 59×54 см. На картине изображены фигуры Девы Марии, Христа и архангела Гавриила.
Впервые работа была выставлена в1960 году в галерее Карстерс в Нью-Йорке вместе с огромным окончательным полотном "Вселенский Собор" ("The Eucmenical Council ", 1960). Кстати, именно здесь в 1954 году выставлялась и картина "Распятие, или Гиперкубическое тело".
Работы 1960 года посвящены Второму Ватиканскому собору, который был анонсирован Иоанном XXIII в начале 1959 года и открылся в октябре 1962 года. Целью собора являлось обновление церкви в условиях изменяющегося мира, обеспечивающее церкви подключение к процессу мирового развития.
"L'Annuncio" - этюд, основа верхней части "Вселенского Собора", изображающей Благовещение. И в православии, и в католической традиции Мария при этом изображается справа, а Гавриил – слева. Указующий перст Гавриила направлен вверх, туда, где левитирует в светящемся сиянии Сын Божий.
Расположение рук и ног Спасителя предполагает предстоящее распятие, но отсутствие креста, свободное парение расширяют временные и смысловые рамки сюжета. В этюде лица персонажей не выписаны, но пластикой Мария Дали близка Марии с фрески Сандро Боттичелли (1445-1510) ("Annunciation", 1481).
Но в большей степени образ Марии со скрещенными на груди руками (правая поверх левой) перекликается с образом из "Страшного суда" Микеланджело (1475 - 1564) на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
То же можно сказать и о фигуре Иисуса: поднятая правая рука, нарочитая телесность Христа Буонарроти, не скрываемая даже драпировками, и вскинутая в отчаянии, закрывающая лицо правая рука полностью обнажённой фигуры Христа Дали.
Если взглянуть хотя бы на первый круг персонажей вокруг Христа и Марии, отсылка к творению Микеланджело станет ещё явственнее.
Сальвадор Дали идёт по следам великого мастера: Микеланджело на фреске алтарной стены изобразил обнажённые тела и праведников, и грешников, не скрыв даже гениталии, за что подвергся критике отдельных духовных лиц.
Ссылка на "Страшный Суд" Сикстинской капеллы Апостольского дворца, где и в наше время проходят конклавы - это, безусловно, ссылка на Ватикан, и она не случайна, ведь именно здесь проходил Второй Ватиканский собор, вдохновивший Дали. Этим и продиктовано множественное "цитирование" образов и деталей. Так на самой картине "Вселенский Собор" фигура Иисуса вписана в арку собора Святого Петра.
Кстати, торжественная церемония закрытия Второго Ватиканского собора прошла 8 декабря 1965 года именно на площади перед базиликой Святого Петра, которая является центральным и наиболее крупным сооружением Ватикана.
Одежды персонажей выписаны мазками, подобными лучам света или морозным узорам на окнах. Сам Сальвадор Дали определяет эту манеру как «refregados» или «chafarrinados» («пятна или точки») Диего Веласкеса (1599 - 1660), многие картины которого, отличавшиеся свободными мазками, вибрирующими на свету, будто прорвались из 17 века в 19-й, в эпоху импрессионистов.
Сальвадор Дали будто выстроил мост времени от Веласкеса до Жоржа Матьё (1921-2012), представителя ташизма, направления в абстрактной живописи и графике, зародившегося в период 1950-1960-х годов.
Как отмечено в описании Музеев Ватикана, картина относится к
«ядерно-мистическому» периоду творчества художника, где классические
темы слились с гиперреалистичными, парящими образами.
Искусствоведы советуют встать перед картиной ровно по центру, а затем двигаться вбок, чтобы увидеть, как плавающие формы будто отделяются от полотна и парят в пространстве.
Третья работа Сальвадора Дали, представленная в Музеях Ватикана - картина "Ангельский пейзаж" (Angelic Landscape), созданная в 1977 году маслом на холсте. Она же, как назвал её сам Сальвадор Дали, "Мягкий монстр в ангельском пейзаже". Размер картины - 76×101 см.
Картина - дар короля Испании Хуана Карлоса Первого, преподнесённый Ватикану в 1980 году.
"Мягкий монстр в ангельском пейзаже" явно восходит к к знаменитым "Великому мастурбатору" (1929) и "Постоянству памяти" (1931).
В том же 1977 году появляется работа не только со схожим названием, но и близкими образами - "Мягкие черепа с жареным яйцом без тарелки, ангелы и мягкие часы в ангельском пейзаже".
В 1977 году Дали исполнилось 73 года. Рука художника, державшая кисть, перестала быть твёрдой и точной: стали сказываться возраст и болезни. "Мягкий монстр" и "Мягкие черепа" стали своеобразным воплем плоти, теряющей силы и молящей о спасении.
Гибнущая плоть и божественное спасение. На переднем плане бесформенная масса "мягкого монстра", рассечённая, иссечённая, надорванная, ещё лежит на твёрдом постаменте. Но и он треснул, покрыт сколами и уже крошится.
На заднем плане - уходящий в бесконечную перспективу ангельский пейзаж.
На переднем плане разыгрывается трагедия разлагающейся плоти - на заднем плане, в недосягаемой дали, брезжит свет спасения. В лимонно-желтых облаках, утонувших в фиолетовых тенях, в голубоватой дымке, перемешанной с лимонным неоном, девять ангелов.
Четверо, взявшись за руки, исполняют танец. Слева в группе танцующих фигура, держащая в правой руке белый объект. Держащая его так, как держат свечу или цветок. Белый цветок. Возможно, белую лилию — символ Благовещения.
Ангел, находящийся от Мягкого монстра дальше всех, нарушает законы перспективы, и тем самым приковывает к себе внимание.
Этот ангел изображён в стремительном движении в сторону Мягкого монстра. Похожий персонаж есть и на картине "Мягкие черепа с жареным яйцом без тарелки, ангелы и мягкие часы в ангельском пейзаже". И у того, и у другого в левой руке костыль - поддержка и опора как для немощной человеческой плоти, так и для немощной человеческой души.
Ближе всего к монстру находится ангел, протягивающий единорогу его рог. Единорог - один из символов чистоты и целомудрия в христианской религии. Его часто изображали рядом с Девой Марией на картинах, представляющих момент Благовещения.
Девять лёгких, целомудренных, готовых воспарить ангелов - полная противоположность распластанному монстру, не способному подняться. Их участь - чистота, полёт и свет, удел монстра - немощь, тяжесть и страдание. Мягкий монстр не может встать и присоединиться к танцу, стать частью мира духа, куда стремится душа. Он уже слишком тяжел и мягок. Однако свет "ангельского пейзажа" падает и на него, даря если не надежду, то хотя бы утешение.
В образе Мягкого монстра, помимо личных плотских и духовных проблем и переживаний самого Сальвадора Дали, можно рассмотреть и образ человека XX века - человека, изломанного комплексами, страхом и неверием, но все же жаждущего "ангельского" света.
Читайте на моём канале статью "Музей Лувр в Абу-Даби. ОАЭ" https://dzen.ru/a/Z5DTkpB94S5prVko?share_to=link
Подписывайтесь на мой канал https://dzen.ru/samalena?share_to=link