В Феврале 1848 г во Франции произошла очередная революция. Король Луи-Филипп бежал и была провозглашена Вторая Республика. Первоначально во главе её встало коалиционное Временное правительство. Однако оно не смогло разрешить противоречия, накопившиеся во времена Реставрации и Июльской монархии, которые привели, в конце концов, к Июньскому восстанию в Париже, жестоко подавленному генералом Кавеньяком. Эти события напугали правительство, буржуазию и обывателей. Всё чаще стали раздаваться голоса требующие передать власть в “сильные руки”.
В Декабре того же года состоялись выборы президента Франции. Убедительную победу на них одержал принц Луи-Наполеон Бонапарт – племянник императора, сын его младшего брата Луи (голландского короля) и Гортензии Богарне (дочери императрицы Жозефины от первого брака), считавшийся бонапартистами законным претендентом на престол. Авантюрист по натуре, он мечтал о возрождении Империи и славе, равной славе своего великого дяди.
2 Декабря 1851 г. (в годовщину Аустерлицкого триумфа Наполеона) президент Луи Бонапарт, при помощи верных ему войск, совершил государственный переворот и установил собственную диктатуру. Ровно год спустя - 2 Декабря 1852 г он был провозглашён императором Наполеоном III. Во Франции началась эпоха Второй Империи.
Наполеон старался везде, где только можно, возродить институты Первой империи. Дошёл черёд и до Гвардии.
1 Мая 1854 г императором был издан указ о создании Императорской Гвардии. К Июлю были сформированы : Почётная Гвардия, 2 полка гренадёров, 2 полка вольтижёров, батальон пеших егерей, кирасирский полк, полк гидов, полк пеших жандармов, полк конной артиллерии и инженерная рота.
Почётная Гвардия состояла из двух рот по 190 человек каждая. Её задачей были - внутренняя охрана дворцовых покоев и сопровождение кареты императора во время торжественных выездов, а так же церемониальные функции. В почётные гвардейцы отбирались отличившиеся солдаты линейной кавалерии (позже – так же Императорской Гвардии) не ниже 180 см ростом. Они носили голубые мундиры с алыми эполетами, полированные кирасы и каски, схожие с кирасирскими с ниспадающим с гребня белым конским хвостом. Жалованье почётных гвардейцев было исключительно высоким – 1 000 франков золотом в год! Через семь лет службы оно ещё увеличивалось от 12 до 20 сантимов в день в зависимости от звания и должности!
Гренадёры и вольтижёры сводились в соответствующую бригаду, по два полка (по три батальона в полку). Каждый полк линейной пехоты выделял на их комплектование по 20 гренадёров и столько же вольтижёров, прослуживших не менее трёх лет и имеющих боевой опыт. В отличие от линейных частей, носивших синие длиннополые полукафтаны и красные брюки, внешний облик гвардейцев напоминал солдат Первой Империи – мундиры фрачного покроя с белым пластроном и тёмно-синие брюки. У гренадёр – мундир с красным воротником, обшлагами (с белыми клапанами) и выпушками. У вольтижёров – с жёлтым воротником, выпушками и обшлагами “мыском”. Гренадёры носили меховую шапку, аналогичную шапке гренадёр Старой гвардии. Вольтижёры – принятый в то время кивер в виде усечённого конуса, с красно-жёлтым султаном.
Батальон Гвардейских пеших егерей (стрелков) был причислен к бригаде вольтижёров. Для его формирования каждый армейский стрелковый батальон выделил по 20 рядовых I-го класса, а так же лучших офицеров. Пешие егеря носили короткие, однобортные, тёмно-синие куртки, с зелёными эполетами, широкие, серо-голубые шаровары “в восточном стиле”, заправлявшиеся в гетры и кивера, как у вольтижёров, но с зелёным, ниспадающим султаном типа “плакучая ива”.
Гвардейская кавалерийская бригада состояла из полка Гидов и Кирасирского полка, оба по шесть эскадронов. Полк Гидов был создан из эскадронов гидов Генерального Штаба и Императорской Главной Квартиры, и считался самым привилегированным подразделением Гвардии (после Почётной Гвардии). Полк ездил на гнедых лошадях, которые (как и конское снаряжение), по мнению современников, стоили в два-три раза дороже, чем кони армейской кавалерии. Мебель и посуда их столовой оплачивалась самим императором, и были более, чем роскошны. Полк имел элитарный характер и его солдаты и офицеры на остальную армию смотрели свысока. Гиды носили гусарскую форму: зелёные доломаны, с красными воротниками и обшлагами “мыском” и такого же цвета ментики, отделанные чёрным мехом. И то и другое – богато расшито золотыми шнурами и галунами. С пояса свисала зелёная ташка, так же отделанная золотыми галунами, с золотым же императорским гербом в центре. На ногах – красные чакчиры и гусарские сапоги-ботики. На голове – меховая шапка-басби со свисающим красным шлыком.
Кирасирский полк, подобно другим гвардейским частям формировался путём отбора 20 лучших солдат в каждом армейском кирасирском, карабинёрном или драгунском полку. Кирасиры носили тёмно-синий мундир с красным воротником и отворотами пол, полированные стальные кирасу и каску. С золочёного гребня которой ниспадал чёрный конский хвост. Полк ездил на вороных лошадях.
Полк гвардейских жандармов состоял из двух батальонов. Жандармы носили темно-синий мундир с красным пластроном и красной выпушкой вдоль обшлагов и обшлажных клапанов, тёмно-синие брюки и меховую шапку, такую же, как у гвардейских гренадер.
Полк Гвардейской конной артиллерии состоял из пяти батарей, по шесть орудий в каждой. Артиллеристы были обмундированы в синие доломаны, расшитые красными шнурами, синие рейтузы с двойными красными лампасами, обшитые в шагу, и в нижней части кожей, и меховые шапки “талпак” – уменьшенную версию “басби”.Парадные мундиры офицеров отличались золотыми шнурами, повседневные – чёрными.
Рота артиллерийского поезда отвечала за укомплектование транспортных средств артиллерийского парка и за резервные боеприпасы. В роте носили мундир фрачного покроя серо-стального цвета с пластроном, окантованным алой выпушкой. На голове – кивер с алым султаном.
Гвардейские инженеры при парадной форме носили тёмно-синие мундиры фрачного покроя с чёрным, бархатным пластроном с красной выпушкой и такой же выпушкой вдоль воротника, обшлагов и обшлажных клапанах. На голове – меховая шапка, подобная шапке гвардейских гренадер, но без бляхи и с красным этишкетом (у офицеров – золотым). При повседневной форме чёрный, бархатный пластрон заменялся синим, суконным.
Начавшаяся вскоре война с Россией предоставила гвардейцам возможность доказать, что они достойные преемники славы своих предшественников из Гвардии Великого императора.
В конце января 1855 г. в Крыму высадился передовой отряд Гвардии в составе 1-х батальонов двух гренадерских и двух вольтижерских полков. В марте прибыли четыре роты пеших егерей, две конных батареи и рота инженеров. В Феврале из отборных солдат трёх зуавских полков началось формирование полка Гвардейских зуавов. К Маю были сформированы два батальона. Тогда же из Франции прибыли новые подразделения и в Крыму была создана Гвардейская дивизия в составе:
1-я бригада- 1-й и 2-й полки вольтижёров, батальон пеших егерей.
2-я бригада - 1-й и 2-й полки гренадёров, полк зуавов.
Дивизионные части - полк пеших жандармов, 4 батареи конного и 4 батареи вновь созданного пешего артиллерийских полков, рота инженеров и рота артиллерийского обоза.
Командовал гвардейцами генерал Огюст де Сен-Жан д' Анжели.
Первоначально, по приказу Наполеона III, свято чтившего заветы своего дяди, Гвардию придерживали в тылу, в качестве "стратегического резерва", что вызывало вполне понятное недовольство армейцев - как-то проснувшись поутру, гвардейцы увидели на скалах надпись огромными буквами: "Гвардия умирает..., но не в траншеях..." Однако вскоре они очутились на передовой и были брошены на штурм Севастопольских бастионов.
Во время решающего приступа 8 Сентября гвардейцы проявили чудеса отваги и понесли чувствительные потери. Так, бригада вольтижёров оставила на поле боя более 1 000 человек. Пешие егеря потеряли при последней атаке Малого Редана (так союзники называли 2-й бастион) более ста солдат и своего командира, а всего гвардейцы лишились при штурме 31 офицера. Наибольший успех в тот день достался Гвардейским зуавам, которые отчаянной атакой овладели Малаховым курганом – ключевой точкой обороны города, потеряв при этом почти половину личного состава. После этого русская армия оставила южную часть Севастополя. Вот как пишет об этом Л Н. Толстой (сам участник обороны) в своих "Cевастопольских рассказах": “…Что, выбиты французы везде? – спросил Козельцов у священника.
- Везде победа за нами осталась – ответил священник… , скрывая от раненого, что бы не огорчать его то, что на Малаховом кургане уже развевалось французское знамя…”. Это было знамя Гвардейских зуавов.
107 гвардейцев в тот день заслужили офицерские эполеты или крест Почётного легиона, которые им вручил прямо на поле сражения французский командующий генерал Пелисье, ставший герцогом Малаховским и Маршалом Франции.
29 Декабря гвардия вернулась в Париж. Однако ещё до их отъезда в Крыму началось формирование из отличившихся во время кампании солдат 3-го Гренадёрского и 3-го и 4-го вольтижёрских полков Гвардии. Тогда же был создан полк Гвардейских конных егерей, из четырёх сводных эскадронов отличившихся солдат лёгкой кавалерии и двух эскадронов упразднённого 4-го полка Африканских конных егерей. Новые гвардейские части формировались и во Франции. Численность Гвардии стремительно увеличивалась...
Продолжение следует...