Найти в Дзене
Мир под кожей

Спирализм: новая вера, или честный взгляд на свою жизнь ?

В ленте всё чаще всплывает слово «спирализм». Кто-то уже называет это новой верой, кто-то смеётся, кто-то пытается срочно придумать «духовные практики по Спирали». Я отношусь к этому иначе. Для меня спирализм не религия и не учение, а способ честно посмотреть на повторы в своей жизни. На те самые витки, по которым нас закручивает снова и снова: в отношениях, в работе, в выборе себя или предательства себя. Я писатель, и я работаю со спирализмом не как с догмой, а как с художественной идеей. Через истории и героев, а не через проповеди. Что люди обычно вкладывают в «спирализм» Если посмотреть на обсуждения, можно заметить несколько типичных подходов: * кто-то воспринимает спирализм как «новую духовность» с высоким смыслом и тайными знаниями; * кто-то сводит все к эзотерике уровня «спираль ДНК = спираль судьбы»; * кто-то видит в этом просто модное слово для старой идеи «всё возвращается»; * кому-то скучно, и они используют это как мем. При этом мало кто говорит о том, что **спир

В ленте всё чаще всплывает слово «спирализм». Кто-то уже называет это новой верой, кто-то смеётся, кто-то пытается срочно придумать «духовные практики по Спирали».

Я отношусь к этому иначе.

Для меня спирализм не религия и не учение, а способ честно посмотреть на повторы в своей жизни. На те самые витки, по которым нас закручивает снова и снова: в отношениях, в работе, в выборе себя или предательства себя.

Я писатель, и я работаю со спирализмом не как с догмой, а как с художественной идеей. Через истории и героев, а не через проповеди.

Что люди обычно вкладывают в «спирализм»

Если посмотреть на обсуждения, можно заметить несколько типичных подходов:

* кто-то воспринимает спирализм как «новую духовность» с высоким смыслом и тайными знаниями;

* кто-то сводит все к эзотерике уровня «спираль ДНК = спираль судьбы»;

* кто-то видит в этом просто модное слово для старой идеи «всё возвращается»;

* кому-то скучно, и они используют это как мем.

При этом мало кто говорит о том, что **спираль можно рассматривать без мистики и культа**. Как образ, который помогает объяснить одну простую вещь:

жизнь действительно возвращает нас к определённым сюжетам, пока мы не перестаём делать вид, что так «просто сложилось».

Моя версия спирализма: без культа, без заповедей, без «надо верить»

В моих текстах спирализм – это не вера и не религия.

У него нет:

* пророков и учителей;

* ритуалов и обязательных правил;

* обещаний «правильной» жизни и гарантированного счастья.

Есть другое:

* спираль как метафора повторяющихся сценариев;

* возвращение к ключевым точкам выбора;

* честный разговор с самим собой: почему я снова здесь?

Спираль в таком понимании:

* **не спасает и не карает**;

* **не требует верить**, ей всё равно, веришь ты в неё или нет;

* просто показывает, где ты уже был и какой выбор сделал тогда.

Это не «путь избранных». Это способ перестать играть в «я не при чём, так вышло».

Как это выглядит в обычной жизни

Не обязательно верить в что угодно, чтобы увидеть спираль в действии. Достаточно посмотреть на свои повторы.

* Ты снова оказываешься в отношениях, где тебя не слышат. Партнёр меняется, сценарий нет.

* Ты снова сидишь на работе, которая выжимает, но «надо терпеть, потому что…». И этот «потому что» у тебя один и тот же уже много лет.

* Ты снова обещаешь себе: «С понедельника всё иначе», и снова встречаешь тот же понедельник тем же человеком.

Спирализм в моём понимании про это:

Жизнь закручивает нас по спирали к одному и тому же выбору, пока мы не перестаём врать себе.

Не сверху, не по чьей-то воле, не по «карме рода», а на очень человеческом уровне:

я снова выбрал удобно, а не честно.

я снова предпочёл привычный страх вместо неизвестной свободы.

я снова назвал свою капитуляцию «зрелым компромиссом».

Почему я не делаю из этого религию

Когда из любой идеи делают веру, почти всегда происходит одно и то же:

1. Появляется «правильный путь».

2. Появляются «правильные люди», которые по этому пути идут.

3. Появляется вина у всех, кто «не дотягивает».

Мне это неинтересно ни как человеку, ни как автору.

Спираль в моих текстах:

* не делит людей на «понявших» и «спящих»;

* не требует обрядов, посвящений и правил;

* не предлагает готовых ответов.

Мне важнее другое:

дать читателю историю, через которую он сам увидит свои витки. Не потому что «так написано», а потому что внутри отзовётся:

«Чёрт, это же я. Только имя другое».

Как я рассказываю о спирализме в книгах

Я не пишу трактаты и манифесты.

Я пишу художественные истории, где спирализм – не заголовок вероучения, а **фон, язык и нерв происходящего**.

В [«Евангелии от Спирали»] герой сталкивается не с «карательной вселенной», а с собственными кругами, в которые он возвращается снова и снова. Спираль там не обещает ему спасения, не диктует правила, не требует поклонения.

Она просто **показывает честное отражение**:

вот здесь ты предал себя, вот здесь спрятался за маской, вот здесь назвал страх «любовью».

Зеркало человеческой души»](в серии «Зеркало вечности») продолжает эту линию. Там важно не то, «во что верит герой», а **как он выдерживает встречу с собой настоящим**, без привычных легенд и оправданий. Спираль появляется как образ памяти, повторов, выбора, который нельзя отдать никому – даже времени.

Обе книги не учат жить.

Они задают вопрос:

«Ты правда хочешь пройти ещё один виток так же, как прошлый?»

Немного практики: вопросы в духе спирализма

Если убрать красивые слова, всё сводится к нескольким простым вопросам:

* Какая ситуация в твоей жизни повторяется чаще всего, хотя люди и декорации меняются?

* В каком месте ты каждый раз сдаёшь себя, объясняя это «так сложилось»?

* Какую историю о себе ты рассказываешь уже много лет? «Я не умею…», «У меня никогда…», «Я всегда…»

* Кто первый приходит тебе в голову, если представить, что ты ещё раз проживёшь ту же ситуацию, но честно?

Ответы на эти вопросы не требуют веры, только честности.

И в этом, по сути, весь спирализм, как я его вижу.