Есть на Урале город с необычным названием Берёзовский. Необычным, потому что, как правило, населённые пункты называют именами существительными. Как же вышло, что Берёзовский назвали прилагательным?
В 18 веке на берегу Уральской реки Берёзовки крепостной крестьянин случайно нашел камень с вкраплениями жёлтого цвета. Это была самая первая находка самородного золота в России.
Затем началась разработка драгоценного металла, так появился Берёзовский завод. Позже вокруг месторождения разрослось поселение, со временем слово завод убрали, а город так и остался Берёзовским. Он считается родиной русского золота.
Крестьянина, нашедшего кварцевые камешки с прожилками Аурума звали Ерофей Марков. С тех пор без малого 300 лет в Берёзовском добывают золото. Местный рýдник за всю свою историю ни разу не останавливался . Золотодобыча не прекращалась во время революции, Великой Отечественной войны, в период перестройки и продолжается по сей день.
Сейчас там производят порядка 500 кг чистого золота в год. Но на Дубай Березовский совсем не похож.
В городе есть интерактивный музей-Шахта. Вход только с экскурсией, длится она час, а может и больше. Время пробежало незаметно. Экскурсовод Артемий – молодой, но замечательный рассказчик. В первой части экскурсии поведал нам в вкратце историю Урала. Подача информации в форме беседы. Мы узнали, как найти золото, как отличить подлинное от камня под названием пирит или «золото дураков», и как из горной породы получить слиток драгоценного металла.
Промышленная добыча благородного металла в Берёзовском началась после того как Лев Брусницын нашел там золотосодержащий песок. Благодаря этому Россия стала мировым лидером золотодобычи. В 1847 году здесь производили 47% от всего золота в мире.
Затем начинается золотая лихорадка в Америке. За богатством в Калифорнию ехали европейцы. Они привезли с собой технологию промывки золота изобретенную в России. Во время холодной войны об этом молчали, а затем и вовсе забыли.
Добыча золота проходит глубоко под землей. В шахтах условия труда и сейчас не легкие, а в прошлом были крайне тяжелыми и опасными. Желающих добровольно там работать было не много, поэтому главная рабочая сила в 19 веке - каторжники.
Сейчас в Берёзовском действуют три шахты. Под землей они соединяются в одну огромную, общая протяженность всех тоннелей под землей 25 км.
Вторая часть экскурсии проходила в настоящей шахте. Когда-то в ней добывали золото, но оно закончилось, и шахту переделали в тренировочную базу для горноспасателей.
На входе нам выдали каски, но опасно там не было, хотя во время нашего пребывания под землей, мы почувствовали далекий взрыв - это добывали золото в рабочей шахте.
Музей-Шахту можно назвать ВИП-рýдником, так как потолок и стены там из бетона, пол деревянный, освещение электрическое. В то время как в рабочих шахтах такого комфорта нет. Вокруг каменная горная выработка и отовсюду сочится вода.
Для откачки подземных озёр устанавливают насосы. Экскурсовод рассказал нам историю о том, что когда строили шахту Южную, на глубине 262 метра наткнулись на подземные воды. Для откачки поставили два огромных насоса, но в какой-то момент один из них сломался, и вода начала резко прибывать. Тогда шахтерам в кромешной темноте пришлось одеться в гидрокостюмы, чтобы чинить насос в ледяной воде.
Труд шахтеров не только тяжелый, но и опасный. Случаются обвалы, пожары и наводнения. Эмчеэсники тут не помогут, нужны специальные спасатели. В этой тренировочной шахте они отрабатывают всевозможные элементы спасения. Создаются условия горного завала. Воздух в небольшой комнате нагревают до 60°С. Будущий горноспасатель в полном обмундировании, дыша через загубник, должен сделать 100 подходов физических упражнений. Такую зарядку в бане выдержит далеко не каждый даже здоровый человек.
Но и это еще не всё. Будущие спасатели обязательно проходят тест-яму. Испытуемого помещают в небольшое углубление и закрывают крышкой. Там он сидит 5 часов в одной позе. Затем его быстро вытаскивают и тут же экзаменуемый должен сдать норматив по бегу.
Только представьте, как после долгого сидения в согнутом состоянии у человека затекло всё тело, а от резкого подъема происходит скачек давления, в глазах темно, но он должен бежать и если опоздает хотя бы на секунду - незачёт, к спасениям его не допустят.
Такие жесткие правила написаны кровью. Завалы разбирают часами, а иногда сутками. Возможны повторные аварии и тогда спасать надо будет самого спасателя. На подобные случаи и сдается этот тест.
Еще мы узнали зачем в шахтах ставят деревянные перегородки. Ясно же, что когда рушится бетон, то дерево не поможет. Оказывается, это своеобразная сигнализация.
Дело в том, что когда бетон сильно перегружается, то в какой-то момент он ломается и мгновенно падает. Поэтому к потолку подбивают бревна. В процессе проседания плита начинает давить на дерево, но оно ломается не сразу. Вначале раздается скрип и треск. Это может спасти жизнь шахтеру, так как у него появляется некоторое время, чтобы отбежать подальше от места обвала.
После шахты мы заехали посмотреть на Берёзовское чудо, которое называют Уральской Сахарой.
Это пустыня посреди леса, размером примерно два километра в диаметре. Тонны измельченной до состояния песка отработанной породы лежат слоем в 5 метров. Издалека выглядит, как шикарный пляж.
Но если подойти ближе, желание искупаться сразу проходит. Песок здесь не горный, не морской, это измельченный камень, облитый химикатами.
Приглашаю вас на ➡️ Телеграм-канал о наших путешествиях.
Заранее благодарю каждого подписавшегося 🌼.