В числе первых донских горноспасателей в предыдущих статьях упоминался Радулов. Найти информацию о его биографии оказалось непростой задачей. В качестве основы примем на веру сведения, приведенные в статье «К 25-летнему юбилею Федора Васильевича Радулова», опубликованные в журнале «Безопасность труда в горной промышленности», добавив собственные рассуждения.
Профессия спасателя требует не только хороших теоретических и специальных знаний, но и других качеств: хорошего здоровья и набор разнообразных мастеровых навыков и качеств. Таким самородком, «ремесленником» спасательного дела, и был Радулов. Роль таких сотрудников в спасательном деле не менее, а порой и более важна, чем интеллектуалов, в лице горных инженеров.
Итак, Радулов родился в начале 1880-х в крестьянской семье в селе Корсунь Скотоватской волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, что около поселения Горловка. Село было основано выходцами с северных Балкан (православных Валахии), переселенных в эти места Екатериной II. В метрических книгах Вознесенской церкви села Корсунь за 1857-1863 годы упоминается крестьянин с «погонялом» Радул, возможно, это предок нашего героя.
Учился в училище (школе), где и какого типа неизвестно. Каким-то образом поступил в штейгерскую школу С.С.Полякова. Почему так неопределенно и пессимистично? Потому что училище было частным и платным, хотя училищу оказывалась помощь Обществом Южно-Русской каменноугольной промышленности (в чём ведении оно находилось) и Съездом горнопромышленников юга России. В основном учились в нём дети дворян и купцов, число крестьян не превышало 10 %. Курс обучения был четырехгодичным (3 года теории и 1 год практики). Учеба была суровой школой жизни, по воспоминаниям современников окружающий мир был грубый, вечно пьяный и развратный. Тем не менее, Радулову удалось в 1900 году окончить училище и получить квалификацию штейгера.
После окончания училища работал на шахтах Донбасса на различных штейгерских должностях. В этот период впервые столкнулся со спасательными работами на рудниках. В декабре 1905 года участвовал в спасательных работах при вспышке метана на шахте № 12 Григорьевского рудника Екатериновского общества (бывших печально известных Рыковских копей) где погибло 8 человек. Действовали спасатели в те времена самоотверженно, но часто без средств защиты органов дыхания. При его непосредственном участии было спасено 3 человека. Видимо из-за ощущения беспомощности при спасении, ему пришло осознание необходимости организации специальных команд. Возможно, он пересекался с И.И.Федоровичем, который накануне аварии проходил службу в вышеуказанном обществе. С его ли подачи или нет, Радулова пригласили на должность помощника заведующего Макеевской центральной горноспасательной станции, открытой в 1907 году.
Большая часть работ по обустройству первой станции, вопросы практических занятий по обучению спасательному делу, легли на его плечи. Что делалось на новой станции, мы рассказывали в предыдущих выпусках, не будем повторяться. При самой крупной катастрофе в России на Макарьевском руднике в 1908 году, Радулов возглавил спасательную команду из 12 человек (. На трех парах лошадей, прибыли через полтора часа на рудник и, спустившись в шахту, приступили к спасательным работам. Работы продолжались непрерывно три дня, в сложных условиях удушливого воздуха. При непосредственном участии Радулова было спасено из 1-го уклона несколько шахтеров, а в следующие 2 дня были обнаружены и спасены еще 13 чел. Подробнее об этой аварии, можно ознакомиться в соответствующей статье.
В его послужном списке участия в ликвидации аварий «макеевского периода» не только самая «кровожадная», но и самая продолжительная. Тушение пожара в 1909 году на руднике И.Д.Кукса и Н.И.Чурилина Власовского горного района продолжалось более трех месяцев.
Его работа в должности помощника заведующего Макеевской спасательной станцией была оценена и замечена. И он был назначен заведующим Боково-Хрустальской центральной районной спасательной станции, которая располагалась на донской земле в арендованных помещениях возле поселка Боково. Станция начала работать с 1911 года. Через три года под его руководством осуществлено строительство собственных зданий принадлежащих Совету Съезда около железнодорожной станции Криндачевка и переезд Боково-Хрустальской станции на новое место. Заведовал он ей, до революции и после, конечно, с учетом периода деградации и хаоса из-за гражданской войны. То, что он остался «у руля» станции после гражданской войны, было предопределено его социальным происхождением. Начальником Криндачевской районной станции (старое название Боково-Хрустальская, г. Крачный Луч) он был до 1924 года. В этот период примечательны две аварии.
Первая, 26 апреля 1917 года в 4 часа дня на шахте «Вера» Боково-Княгиневского рудоуправления возник пожар в трубном ходке уклона, который быстро распространился на машинную камеру уклона и насосную. В нижней части уклона аварией было застигнуто 32 человека. Была вызвана спасательная команда Боково-Хрустальской спасательной станции под руководством Радулова. Несмотря на явную опасность, грозившую спасателям, им удалось приступить к тушению пожара. Благодаря своевременному вентиляционному маневру, спасателям удалось вывести из шахты 21 человек и вынести 2 погибших от удушья. К сожалению, на следующий день шахту пришлось изолировать, похоронив в ней 9 человек (из них 7 пленных австрийцев). Вскрыли шахту только 15 мая.
Вторая, пожар в 1918 году около динамитного склада на бывших Эрастовских копях.
Радулов был один из немногих спасателей, который прошёл весь путь основания и обустройства спасательной станции «с нуля», причем неоднократно. Это опыт был востребован и в советское время. При его активном участии строилась Горловская районная спасательная станция, а в 1925 году он назначен начальником Рутченковской районной спасательной станцией. Он заново построил как здание, так и поселок при ней. Кроме районной станции Федор Васильевич, занимался строительством и обустройством нескольких курируемых групповых и рудничных станций с жилыми домами при них.
Как опытный спасатель Радулов был на хорошем счету, за ряд удачно проведенных спасательных работ, был неоднократно премирован. Участник ряда съездов и конференций по горноспасательному делу и технике безопасности, но в отличие от Федоровича и Левицкого его фамилия не упоминается в отчетах. В 1927 году награжден юбилейным значком как старейший спасатель по случаю празднования 20-летия открытия Макеевской центральной горноспасательной станции и реорганизации последней во Всесоюзный научно-исследовательский институт НКТ СССР.
Советское время предъявляло новые требования к руководителям горноспасательного дела. Чтобы соответствовать им, 45-летнем возрасте Радулов поступает на Высшие инженерные курсы при Донецком горном институте (г.Сталино) и заканчивает их в 1930 году со квалификацией горного инженера.
К 1931 году, как начальник Рутченковской районной станции, Радулов курировал работу ещё 3-х групповых спасательных станций (Буденновской, Ново-Смоляниновской, Гришинской), 2-х рудничных станций I-го разряда (Петровской и Веткинской) и 3-х рудничных станций II-го разряда (Кураховской, Красноармейской, Шевченковской).
Из примечательных аварий «рутченковского периода», с участием Радулова следует отметить пожар на шахте №2/7 Лидиевка Краснотворческого рудоуправления, произошедшей в мае 1931 года. Благодаря своевременному применению Радуловым новейших самоспасателей, было спасено 6 человек.
В том же месяце, газами, прорвавшимися из доменной печи Сталинского завода, отравилось около 50 человек. Спасательному отряду Радулова удалось своевременно оказать им помощь, с минимальными потерями, не удалось спасти только 2-х человек.
В конце года (19 ноября), произошел трагический взрыв гремучего газа на обслуживаемой Рутченковской станцией шахте №31 Краснотворческого рудоуправления. Последствия были серьезные - 29 погибших шахтеров. В спасательных работах принимали участие несколько станций: районных (Рутченковская и Макеевская) и несколько групповых и рудничных. Значительную роль в ликвидации аварии играла Рутченковская станция, об участии Радулова, к сожалению, неизвестно. Расследование причин аварии выявило много нарушений Правил безопасности.
В следующем 1932 году, отряд Радулова около месяца участвовал в ликвидации пожара на на шахте №1 Щегловка (Макеевуголь). В октябре этого года при ликвидации пожара на шахте № 7 Петровского рудоуправления спасательный отряд под руководством Радулова выдал из лавы 9 человек, сильно отравившихся продуктами горения кабеля и угля.
В этом же году, Радулову выпала заслуженная честь во время учебной тревоги рапортовать и демонстрировать председателю ВЦИК СССР М.И. Калинину, посетившего Лидиевку, постоянную готовность горноспасательных отрядов Донбасса к катастрофам. Калинин остался доволен хорошей работой в отряде, руководимом Радуловым.
В 1932 году коллеги горноспасатели выразили в печати признательность Радулову за его 25-летний труд на благо горноспасательного дела. В их числе известные горноспасатели и лица горного надзора: Биленко, Фадеев, Тольский, Каверин, Амчиславский, Воротченко, Туснов, Сошников, Гармаш, Писарев, Левенец, Левицкий, Талалаев, Симонов, Кривченко, Гриндлер, Фесенко, Горячкин, Вершинин, Кочетков, Кутайцев, Лабора, Мутьянов, Чеканин.
После 1933 года информация о Радулове практически отсутствует. Причины неизвестны, но скорее всего, после военизации горноспасательного дела, которая произошла в 1933-1934 годах и последовавшей реформе, ему не нашлось места в новой структуре по возрасту. Отсутствуют сведения о дне его смерти и месте захоронения. Нет известий о его семейной жизни, за исключением следующего. В периодике упоминается А.Ф. Радулов, который был служащим газоаналитической лаборатории Шахтинской спасательной станции. Напечатал несколько статей в специальных изданиях (1933-1937 гг) и участвовал в ликвидации аварий. Возможно это сын нашего героя.
В заключение отметим, что Радулов - единственный спасатель, который отработал в профессиональной спасательной службе с момента её организации и как минимум 25 лет своей жизни. Не оставил он после себя печатных трудов, к счастью остались его фото, послужной список и память как об одном из пионеров горноспасательного дела на Дону и в России.