Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Зачарованные клады и ушлые мошенники

Кто из нас не мечтал в детстве найти клад? Обнаружить тайник с горшком золотых монет среди древних развалин. Отыскать сундук с драгоценностями, спрятанный бежавшим купцом. Наткнуться на карту сокровищ, открыв потрепанный томик на книжном развале. Вырастая, мы оставляем эти мечты в детстве – среди прочих несбыточных фантазий о собственном будущем. Но зуд кладоискательства проходит с возрастом не у всех. И те, кто по-прежнему мечтает о сокровищах, берут в руки металлоискатели и отправляются на охоту, доверившись дорогой технике и не думая о сверхъестественном.

В прежние времена всё было иначе – люди верили, что каждый клад охраняет нечистая сила и поднять сокровища из земли не так-то просто! Для этого требовалась разрыв-трава – только с её помощью можно сломать магическую защиту. Но траву эту в обычной лавке было не сыскать, являла она себя людям один раз в году – в ночь на Ивана Купала: распустится огненным цветком на несколько минут, а затем исчезнет до следующего года. Если проморгал, то оставалась одна надежда – дятлы. Надо найти гнездо лесного стукача и закрыть его куском железа, а внизу под деревом расстелить простынь. Увидит дятел, что путь ему в гнездо закрыт и отправится за волшебною травою. Тут уж не зевай! Прилетит птица обратно – поднимай крик, чтобы она перепугалась и выронила добычу тебе на простынь. Как напишет позже гениальный Крылов: “Сыр выпал, с ним была плутовка такова”.

Зачарованные клады привлекали всякого рода мошенников, словно яркий свет мошкару: они торговали фальшивыми травами, подложными документами, поддельными картами, липовыми историями, дутыми отговорами… В истории остался характерный случай, произошедший во владениях графа Строганова в 1851 году. Один из его крепостных крестьян рассказал доверчивым мастеровым о месте, где зарыт богатый клад под охраной нечистой силы – местного лешего. За клад, по словам хитрого крепостного, леший требовал полторы тысячи рублей, ведро хлебного вина и рыбный пирог в десять фунтов. К операции под кодовым названием “деньги, вино, пироги” крестьянин подготовился основательно: приглядел лесной уголок, зарыл окованный железом ящик и устроил в зарослях “лёжку”. Придя в указанное место, мастеровые обнаружили ящик, но вскрыть не успели, услышав голос “лешего”, обещавшего им немедленную смерть. Испуганные кладоискатели убежали и в другой раз принесли 447 рублей ассигнациями, ведро вина и рыбный пирог. “Леший”, не выходя из кустов, подношение принял, но заявил, что в данный момент клад выдать не может: месяц ещё молодой, в такое время и до увечья недалеко. Как вы можете догадаться, когда месяц состарился, никакого клада доверчивые мастеровые не обнаружили.

“Подобные обманы, – уверял современник обманщика, сибирский писатель Евгений Кузнецов, – …повторялись не один раз. Случалось и так, что в вырытых из земли ящиках находили, вместо денег, мелкие камни или разбитые стекла. Обманы выполнялись столь хитро, что кладоискатели редко уверялись в них и чаще относили свои неудачи к тому, что при вскрытии клада не соблюли сами какого-либо условия… и оттого деньги превратились в камни или стекла”1.

-2

Евгений Васильевич Кузнецов-Тобольский, автор книг "Воздушные страхи Тобольска в старину” и “Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири”.

Собирая материал для второй книги, Евгений Васильевич читал старинные рукописи, ходил по собраниям газет, беседовал со старожилами. Среди прочих обнаружились материалы о необычной находке в Тобольском окружном полицейском управлении. В марте 1889 года разбирали там вещественные доказательства по старым делам и нашли каменный крест размером в шесть вершков (чуть больше 25 см) с надписью, требующей жертвы двух младенцев:

“...вместо нашей казны по завету нашему положите в ту яму двух младенцев, то во избавлении их положите на каждую голову по двести монетов, но не звонкой, а бумажной царской для вечной потехи стражам нашим, а без исправного завета и к казне к нашей не приступайте, ибо наши стражи страшны и люты, чего делают рабам противно их не видно, а за свое будут стоять крепко; по вынятии сего заветного креста и завета готового ищите отговорщика, а отговорщик должен знать как показано на семи главах сего креста, как сделать завет…”.

Иными словами, это был “кладный крест" – ключ к заколдованному кладу для отговорщика. Только он знал, как правильно расшифровать выбитые на семи гранях находки буквы и точки. Кладные предметы не были редкостью во времена Пугачева. В Вятском музее, например, хранится камень, обнаруженный в 1879 г. на территории Фаленского района. Надпись очень похожа, но более милостива. Вместо человеческой жертвы требовались петух и полотно:

“...вместо нашей казны положите по завету нашему 30 аршин тонкова холста да каждого полуаршин по три монеты да черного петуха над сим холстом и деньгами станут стоять сторожа строчные годе понайдению нашей поклажи в ту яму положите исправной и завета по наиден то сего камня ищите отговорщика и отговорщик знает управляться с нашим со сторожами. Слушаться отговорщика. Кладена поклажа 1774 году мая 4 числа”.

Но вернемся в Тобольск.

Кладный крест, словно нарочно для возбуждения вражды, был найден на меже (границе) двух деревень. Ничего бы не произошло, если бы нашёл его кто-то один и скрытно унёс домой. Но в тот момент по обе стороны межи находились крестьяне, и они тут же затеяли спор, на чьей территории сделана находка. Спор перерос в драку: и с той, и с другой стороны нашлись кулачные бойцы, не раз ходившие стенка на стенку. Теперь они дрались не ради забавы, а яростно и зло – дело едва не дошло до смертоубийства. По прошествии пары дней полиция учинила допрос всем участникам событий, находку изъяла и передала в архив. А уже оттуда в 1889 году она попала к хранителю тобольского музея Николаю Александровичу Лыткину. Увы, когда Кузнецов-Тобольский, отыскав в подшивках старых газет эту любопытную историю, обратился в музей, креста там уже не было, а хранитель вышел в отставку. Его дальнейшая судьба осталась Кузнецову неизвестной.

А что касается креста – кто знает? – быть может, нашёлся среди жителей Тобольска окаянный “отговорщик”, способный позаимствовать музейный экспонат и совершить кровавый обряд, чтобы потом чахнуть над златом.

__________

Читайте также на моем канале о легендах сибирских городов: https://dzen.ru/a/aRO0PkXQYXLOmlJ0

__________

1 –Кузнецов-Тобольский [Е.В.] Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири (Тобольск, 1896).

На заставке поста использована картина Эдварда Хьюза (1851-1914)