Тем, кто хоть немного соприкасался с китайской культурой или проводил время в современной Поднебесной, наверняка мог слышать два интригующих термина — сяосан и эрнай. Для стороннего наблюдателя это всего лишь необычные китайские слова, но внутри страны они несут куда более глубокий смысл. За ними скрывается особая модель отношений, в которой «вторая женщина» в жизни мужчины занимает почти институционализированное положение и играет роль, не уступающую значимости официальной супруге.
И самое примечательное: для многих успешных мужчин Китая наличие такой спутницы — не повод для осуждения, а настоящая социальная необходимость.
Но кто же такие эти загадочные сяосан и эрнай?
В чём кроется разница между ними, и почему столь многие китайские мужчины стремятся обладать одной из них (помимо своей официальной жены)?
Давайте разбираться:
Краткий экскурс в историю китайских наложниц
Чтобы понять нынешнюю китайскую традицию содержания второй женщины, важно сначала обратиться к истории. На протяжении тысячелетий наличие нескольких жён или наложниц считалось в Китае нормой. И речь идёт не только об императорах, чьи гаремы насчитывали тысячи наложниц.
Даже мужчины среднего достатка во времена династий Сун (960–1279 гг.) и особенно Цин (1644–1912 гг.) могли позволить себе не одну супругу, а нескольких. Подобная практика считалась символом достатка и демонстрацией мужской силы.
Во времена династии Сун многожёнство постепенно становилось привычным для элитных кругов, а к эпохе Цин уже распространилось среди обеспеченных землевладельцев, торговцев и даже состоятельных крестьян.
Поэтому сама идея «нескольких женщин» — это не просто часть феодального прошлого, а глубокий культурный код, который не исчез даже после модернизации и перехода к современному обществу.
Китай сегодня: «вторая жена» как знак высокого социального статуса
Может показаться, что подобная традиция должна была раствориться в XX веке, вместе с последним китайским императором. Но нет — в Китае подобная практика не только сохранилась, но и обрела новую форму.
Сяосан и эрнай — реальные женщины, которых содержат успешные и состоятельные мужчины. Причём чем выше заработок мужчины, тем более привлекательной и статусной должна быть его «вторая жена».
От неё ожидают красоты, постоянной готовности быть рядом и (фактически) быть роскошной и яркой в присутствии мужчины. Она должна сопровождать его на важные мероприятия и тому подобное, чтобы с ней он чувствовал себя как завидный мужчина. Взамен эта женщина получает удобную и богатую жизнь: собственную квартиру, брендовую одежду, салонный уход, тренажёрные залы премиум-класса, путешествия, дорогие авто и сумки уровня Gucci.
Это негласный договор: она даёт мужчине yдoвoльствие и эмоции — он обеспечивает её высокий уровень жизни.
Юридически такие отношения ничем не закреплены — ни сяосан, ни эрнай не имеют статуса законной супруги. С точки зрения закона они — содержанки.
Но в общественном восприятии они выступают неким «призом» и своеобразным маркером «жизненного успеха» мужчины, который воспринимается обществом вполне естественно. В особенности это важно для мужчины, который добился чего-то в жизни.
То есть в Китае мужчина, у которого есть «вторая женщина», — это не измeнщик, а человек, сумевший доказать свою состоятельность. Очень часто даже официальная жена воспринимает "вторую жену" у своего мужчины как своего рода подтверждение его успехов и высокого социального класса.
Если в западной культуре подобная история стала бы причиной скандала, то в Китае часто вызывает уважение: если мужчина способен содержать двух женщин, значит он действительно силён и успешен.
Эрнай и сяосан: в чём именно разница между этими "неофициальными женами"?
Несмотря на то, что эти два понятия часто смешивают, в китайской культуре между ними есть отчётливое различие.
Эрнай (二奶)
Это классическая содержанка в привычном понимании этого слова. Она должна выглядеть как идеальный трофей — молодая, эффектная, роскошная. Лучше, если это какая-то модель или, например, телеведущая с только начавшейся и растущей популярностью.
Отношения строятся исключительно на финансовой выгоде: мужчина обеспечивает ей высокий уровень жизни, а она предоставляет эмоциональный комфорт, ceкcyaльные отношения и сопровождение на важных мероприятиях (в любое время по требованию мужчины).
Сяосан (小三)
Это более «привычный» многим вариант. Такая женщина чаще всего искренне влюблeнa в мужчину. Она хочет быть рядом не только из-за денег, но и из-за чyвcтв. В отличие от эрнай, здесь есть эмоциональная составляющая, пусть и не исключающая материальную поддержку.
Поэтому, хотя оба слова обозначают «вторую женщину», мотивация этих ролей отличается: одна строится на взаимовыгодном расчёте, другая — на реальных чувствах.
Во сколько китайцам обходится содержание «второй жены»?
Если представить, что иностранец решил понаблюдать за этим феноменом изнутри, то первое, что его поразит, — это стоимость содержания подобных жён.
Минимальные ежемесячные расходы на эрнай, по словам самих китайцев, начинаются минимум от 50 000 юаней (примерно 550 тысяч рублей). И это базовый уровень. Иначе это уже не эрнай, а сяосян, которая не ждёт от мужчины лишь деньги, но в целом тоже должна получать от него какую-то финансовую поддержку.
Однако чем выше статус женщины, тем выше сумма: элитная одежда, идеальный внешний вид, регулярные косметологические процедуры, путешествия, дорогие рестораны. Эрнай не может позволить себе выглядеть «обыденно». Это — часть представления о статусе мужчины.
Сяосан же может обойтись дешевле — иногда её содержание сопоставимо с обычными расходами на любoвницy. Но здесь многое зависит от обстоятельств и личности самой женщины. Но так или иначе, даже она должна быть достаточно эффектной, чтобы этому мужчине завидовали другие, как на работе, так и среди знакомых, друзей или родственников.
В этом и есть весь смысл этой второй жены.
А что же обычные мужчины?
Для большинства китайцев подобная модель недоступна. Рынок недвижимости перегрет до такой степени, что многим молодым мужчинам едва хватает средств на крошечную квартиру где-нибудь на окраине, не говоря уже о создании семьи и её содержании пропитанием и базовыми нуждами.
В результате миллионы мужчин остаются одинокими — без жены, без отношений, без перспективы.
А успешный мужчина с эрнай или сяосян (помимо официальной жены) становится для них символом недостижимого идеала: человеком, сумевшим подняться над обстоятельствами и подтвердить свою состоятельность.