Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

Л. Н. Толстой "Война и мир" Пьер Безухов

Пьер в своих исканиях истины пройдет этапы, сходные с теми, что прошел князь Андрей. Но пройдет в другое время и по-своему. Периоды активности и пассивности героев не совпадают: когда князь Андрей чрезвычайно активен в свой «аустерлицкий» период, когда он мечтает о подвиге и жаждет изменить ход истории, Пьер предельно пассивен, плывет по течению, легко поддается чужому влиянию (например, влиянию Василия Курагина, устраивающего его свадьбу со своей дочерью — красавицей Элен); когда князь Андрей замыкается в заботах о сыне и хозяйстве, Пьер, наоборот, очень активен, занят не только масонской благотворительностью, но и благоустройством своих крестьян в южных губерниях и т. д. Тем не менее, Пьер, как и князь Андрей, тоже переживает неудачную женитьбу на Элен Курагиной, неверность которой привела его к дуэли с Долоховым; он остается в покинутой жителями Москве, чтобы убить Наполеона и тем изменить ход истории и др. Но основное направление исканий Пьера Безухова все-таки иное, нежели у князя
Оглавление

Духовный путь Пьера Безухова. Сравнение с князем Андреем

Пьер в своих исканиях истины пройдет этапы, сходные с теми, что прошел князь Андрей. Но пройдет в другое время и по-своему. Периоды активности и пассивности героев не совпадают: когда князь Андрей чрезвычайно активен в свой «аустерлицкий» период, когда он мечтает о подвиге и жаждет изменить ход истории, Пьер предельно пассивен, плывет по течению, легко поддается чужому влиянию (например, влиянию Василия Курагина, устраивающего его свадьбу со своей дочерью — красавицей Элен); когда князь Андрей замыкается в заботах о сыне и хозяйстве, Пьер, наоборот, очень активен, занят не только масонской благотворительностью, но и благоустройством своих крестьян в южных губерниях и т. д. Тем не менее, Пьер, как и князь Андрей, тоже переживает неудачную женитьбу на Элен Курагиной, неверность которой привела его к дуэли с Долоховым; он остается в покинутой жителями Москве, чтобы убить Наполеона и тем изменить ход истории и др. Но основное направление исканий Пьера Безухова все-таки иное, нежели у князя Андрея: оно ведет не к разочарованию в жизни из-за отсутствия в ней идеала, а к постижению полноты бытия в силу «сопряжения» в нем всего со всем.

Сущность Пьера Безухова: «Всем, отделенным от Всего»

Пьер воплотил во всей полноте толстовское представление о человеке, сформулированное писателем лишь в конце жизни: «Я сознаю себя Всем, отделенным от Всего». Пьер — это крупная Личность с ослабленным Эго. И, как показал роман, это противоречие кажущееся. Наоборот, именно хрупкое Эго позволяет ему вырасти в Личность, ибо наделяет психологической тонкостью, способностью интуитивно и сердечно проникать в другие характеры. У него нет необходимости преодолевать свое Эго, как приходилось князю Андрею преодолевать гордыню и высокомерие, в том числе сословное. Пьер максимально открыт миру, и защитные перегородки отсутствуют.

Жизненное поведение Пьера, его отношения с людьми основаны на безграничном доверии. Он его испытывает ко всем и у всех его вызывает. Даже его слабости: чрезмерная наивность, которая позволила такому проходимцу, как Борис, обвести его вокруг пальца, и отсутствие сопротивления чужой воле, которое позволяло хищным Курагиным завоевывать его по всем фронтам, — все это издержки изначального доверия к миру. Пьер — явление максимально сущностное. У Пьера нет внешности. Это, разумеется, не значит, что у него нет портрета: каждый помнит, что он толст, неуклюж, носит очки и т. д. Но у него нет, например, той «внешности», что была у князя Андрея — красивого, аристократичного, с одних холодного, а с другими пленительного. Но, несмотря на это, Пьер так же влечет к себе все сердца. Он соприкасается с миром непосредственно, минуя оболочку «внешности».

-2

Философия жизни Пьера: «Я так»

Пьер своим существованием доказал, что душевная сложность вполне совместима с душевным здоровьем. То, что он незаконнорожденный, могло направить его по двум руслам — или ущемленности, уязвленности, озлобленности и т. д., или, напротив, свободы социальной прикрепленности и привести к самостоянию. Душа Пьера выбрала второй путь. «Вы из докторов?» — спросили его под Бородином. «Нет, я так», — ответил он. «Я так» — поэтому дружит с князем Андреем, но сдружился и с Платоном Каратаевым, поэтому разбирает шотландские манускрипты и ест с солдатами кавардачок, поэтому находится на вершине европейской мысли и любуется своими толстыми, грязными босыми ногами. Именно поэтому, что «я так», Пьер, в его нелепой белой шляпе, поставлен в центр Бородина, события отечественной истории не только важнейшего, но, по Л. Н. Толстому, и поэтичнейшего.

В органике своей личности Пьер — Все, осознание этой истины — важнейший опыт плена: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» А в своих духовных поисках Пьер стремится найти себя как часть Всего в «огромном, гармоническом целом»: его жизнь «имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Пьер своим существованием доказал почти невозможное: хороший человек может быть счастлив. Да, жизнь безмерно сложна, но она же и проста. В ней есть добро и зло, а люди бывают хорошие и плохие. Добро — и в этом уникальность книги Л. Н. Толстого — выходит на первый план повествования.

Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️