Найти в Дзене
Дыхание Севера

Сергей Сюхин: Художник, который пришёл из Гипербореи

В мире современного искусства, где ценятся эпатаж и провокация, он выглядит белой вороной. Его не интересуют инсталляции из теста или шокирующие перформансы. Он уверен: хлеб — сакрален, а задача художника — «возвышение души человека». Он — Сергей Сюхин. Заслуженный художник России, который не просто рисует Север, а является его живым голосом, его плотью и кровью. Его история — это загадка о том, как мальчик из исчезающей деревни сумел не просто стать успешным, а превратить память о своем «маленьком уголке» в вечное искусство, выставлявшееся по соседству с Мунком и Сальвадором Дали. Пророчество отца Судьба Сергея Сюхина была предопределена с самого начала. Он родился в 1952 году в селе Пучуга Архангельской области — в месте, которое сегодня называют «исчезающим». Но его рождение было отмечено удивительным знаком. Он появился на свет на старой родительской кровати, под самодельной репродукцией «Богатырей» Васнецова, которую его отец-фронтовик намалевал красками на обычной клеёнке. Отец,
Оглавление

В мире современного искусства, где ценятся эпатаж и провокация, он выглядит белой вороной. Его не интересуют инсталляции из теста или шокирующие перформансы. Он уверен: хлеб — сакрален, а задача художника — «возвышение души человека». Он — Сергей Сюхин. Заслуженный художник России, который не просто рисует Север, а является его живым голосом, его плотью и кровью.

Его история — это загадка о том, как мальчик из исчезающей деревни сумел не просто стать успешным, а превратить память о своем «маленьком уголке» в вечное искусство, выставлявшееся по соседству с Мунком и Сальвадором Дали.

Пророчество отца

Судьба Сергея Сюхина была предопределена с самого начала. Он родился в 1952 году в селе Пучуга Архангельской области — в месте, которое сегодня называют «исчезающим». Но его рождение было отмечено удивительным знаком.

Он появился на свет на старой родительской кровати, под самодельной репродукцией «Богатырей» Васнецова, которую его отец-фронтовик намалевал красками на обычной клеёнке. Отец, занимавшийся смолокурением и пастушеством, часто говорил, выпив: «Одному из вас быть художником!» Это было больше, чем мечта — это было пророчество, которое младшему сыну «пришлось исполнять».

Пастух, влюблённый в космос

Его детство не было идиллической картинкой. С пяти утра девятилетний Сергей пас стадо. Но именно здесь, в бескрайних северных полях, к нему пришло чувство, которое он пронес через всю жизнь — чувство абсолютной свободы, которое, как он говорит, «будто вытаяло из космоса».

Он лазил на высоченные сосны не только за сладким сосновым соком, но и для того, чтобы увидеть мир с высоты птичьего полета. Оттуда, с вершины дерева, открывался не просто вид на его деревню, а «вселенское царство Севера». Именно этот опыт сформировал его уникальное восприятие мира — масштабное, космическое, где каждая травинка и муравей видятся частью огромного целого.

-2

Человек своей деревни vs «человек мира»

Сегодня, когда многие кричат о том, что они «люди мира», Сюхин отвечает просто и мощно: «Я — не человек мира. Я — человек своей деревеньки».

Вся его философия и все его творчество — это попытка прославить и показать миру тот самый «маленький уголок», что дал ему силу. Он не придумывает сюжеты. Мальчик, катающийся на льдине; парнишка, залезающий на дерево, чтобы увидеть горизонт — все это он сам. Его искусство — это врата в его собственную память, в его Пучугу.

-3

Сакральный пень и диалог с предками

Есть в его жизни место, которое многое объясняет. В его родной деревне есть сакральный пень, к которому он приходит всегда — «в слезах и от поражений, и от побед». Это место силы, где он ведет диалог с духом предков, с той самой землей, что его взрастила.

Эта связь с корнями для него — не метафора. Двери столетнего родового дома в Пучуге, через которые проходили его прадеды, он называет «вратами памяти». Он уверен, что они «хранят тайну всех поколений» и что каждая трещинка на них ему что-то шепчет.

-4

От Осло до «Золотого Витязя»

Его путь к признанию — вызов современным арт-трендам. В 90-е, когда в России было «не до картин», он поехал в Норвегию. Результат был ошеломительным: его работы выставлялись в одной галерее с Эдвардом Мунком и Сальвадором Дали, и он попал с ними в один каталог.

Но главное признание пришло к нему не на Западе. Его выставка «Врата памяти» была удостоена высшей награды Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь», девиз которого — «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». А сразу после этого его пригласили в московский Музей современного искусства. Это был ответ на вопрос, может ли искусство, основанное на традиции и духе, быть современным и актуальным.

-5

Бронзовые сказки Архангельска

Жителям Архангельска он известен прежде всего как скульптор, подаривший городу его дух. Это он создал того самого «Архангельского мужика», лихо оседлавшего налима; мудрого Бориса Шергина, протягивающего нам «живое слово»; и чудака Степана Писахова с авоськой сельди. Эти скульптуры на улице Чумбаровке — не просто памятники, а ожившие легенды, с которыми люди разговаривают.

Сергей Сюхин — это феномен. В мире, одержимом скоростью и новизной, он доказал, что главная сила — в памяти. Сила мальчика-пастуха, который однажды забрался на сосну и увидел не просто свою деревню, а целую Гиперборею, которую теперь несет в себе и дарит нам через свои «Врата памяти».

-6

На нашем канале ещё больше удивительных биографий людей, прославивших Архангельский Север!