Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Роберт Льюис Стивенсон увидел доктора Джекилла и мистера Хайда во сне

Роберт Льюис Стивенсон прожил на свете 44 года, а мог прожить еще меньше. У его деда по материнской линии были больные легкие, это перешло по наследству к его матери, а затем и к нему самому. Он считался чахоточным, но современные биографы полагают, что у него была либо бронхоэктатическая болезнь, либо саркоидоз легких (а самый красивый диагноз, поставленный в 2000 году - «наследственная геморрагическая телеангиэктазия»). Не туберкулез, но тоже совсем, совсем ничего хорошего, особенно учитывая состояние медицины во второй половине XIX века. В его биографии много раз встречаются слова «он был на грани смерти», но каждый раз ему удавалось выкарабкаться. Смерть настигла его 3 декабря 1894 года в его доме на Самоа, когда он, по одной версии, открывал бутылку вина, а по другой, более экзотической, - готовил майонез для салата; причиной сочли апоплексический удар, но, может, это стало очередным проявлением той самой чертовой телеангиэктазии. И все же жизнь его была насыщенной: он много путеш
Оглавление
   Исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона GLOBAL LOOK PRESS
Исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона GLOBAL LOOK PRESS

Роберт Льюис Стивенсон прожил на свете 44 года, а мог прожить еще меньше. У его деда по материнской линии были больные легкие, это перешло по наследству к его матери, а затем и к нему самому. Он считался чахоточным, но современные биографы полагают, что у него была либо бронхоэктатическая болезнь, либо саркоидоз легких (а самый красивый диагноз, поставленный в 2000 году - «наследственная геморрагическая телеангиэктазия»). Не туберкулез, но тоже совсем, совсем ничего хорошего, особенно учитывая состояние медицины во второй половине XIX века.

В его биографии много раз встречаются слова «он был на грани смерти», но каждый раз ему удавалось выкарабкаться. Смерть настигла его 3 декабря 1894 года в его доме на Самоа, когда он, по одной версии, открывал бутылку вина, а по другой, более экзотической, - готовил майонез для салата; причиной сочли апоплексический удар, но, может, это стало очередным проявлением той самой чертовой телеангиэктазии.

И все же жизнь его была насыщенной: он много путешествовал (хотя из-за слабого здоровья ему это было противопоказано) и написал несколько классических книг.

«Остров сокровищ»

В 1876 году Стивенсон по-настоящему влюбился в американку Фанни Ван де Грифт Осборн, которую встретил во Франции. Она была замужем (хотя отдалилась от супруга из-за его измен) и была на десять с лишним лет старше своего ухажера. Через три года она написала ему, что разводится, и что тяжело заболела. Он рванулся к ней в Америку. От поездки его всячески отговаривали; она и впрямь оказалась ужасной, учитывая его здоровье. Стивенсон маялся в каюте для пассажиров второго класса на пароходе «Девония» (а сначала хотел ехать в третьем классе, специально чтобы изучить жизнь бедняков - это бы его просто убило), потом через всю Америку ехал из Нью-Йорка в Калифорнию, - и там свалился в предсмертном состоянии, его чудом выходили добрые люди. У него еще и не было достаточно денег, он питался в долг, а потом жил на 45 центов в день (это, конечно, были более солидные деньги, чем сейчас, но все-таки...)

«Странный и мучительный отрезок моей жизни. Согласно всем правилам, смерть казалась неизбежной, по спустя некоторое время мой дух снова воспрял в божественном бешенстве и стал понукать и пришпоривать мое хилое тело с немалым усилием и немалым успехом» - писал он. Фанни он встретил разведенной и вполне здоровой, женился на ней и привез в родную Шотландию вместе с 12-летним сыном Ллойдом, ставшим его пасынком.

Вот этот Ллойд, с которым Стивенсон подружился, и стал причиной создания «Острова сокровищ». Сначала писатель, чтобы развлечь мальчика, сочинил для него историю о спрятанных драгоценностях и карте, благодаря которой их можно найти. Потом всерьез сел за работу. Другу он писал: «Если моя книга не заинтересует детей, что ж, значит, с тех пор, как я был школьником, они совсем испортились. Ты удивишься, узнав, что это сочинение о пиратах, что всё начинается в пабе «Адмирал Бенбоу» на побережье Девона, что речь идет о карте, сокровищах, мятеже и брошенном корабле... Это довольно глупо и ужасно забавно – и я хочу, чтобы моя книга о пиратах была лучшей, какую только можно найти».

Примерно так и оказалось. Стивенсон работал довольно быстро (ему мешали только приступы болезни), начал публиковать главы по мере их написания в детском журнале; потом книга вышла отдельным изданием, и принесла ему популярность и деньги. Даже премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон признавался, что читал роман ночью: не мог уснуть, было интересно, что произойдет дальше. (Стивенсон, относившийся к Гладстону критически, заявил, когда об этом узнал: «Лучше бы старик занимался государственными делами»).

Интересно, что потом несколько островов боролись за честь называться прототипом острова сокровищ. Например, Норман, входящий в состав Виргинских островов, Исла де Пинос близ Кубы (его действительно в течение трех веков постоянно посещали пираты), шетландский остров Унст, похожий на остров сокровищ очертаниями, крошечный остров Фидра в шотландском заливе Ферт-оф-Форт, который Стивенсон часто видел в детстве, отдыхая на побережье...

«Приключения принца Флоризеля»

Эти рассказы публиковались в журналах с 1877 по 1880 год (до, во время и сразу после американской авантюры), но слава к ним пришла позже, когда они вышли отдельной книгой. В оригинале сборник называется «Новые сказки 1001 ночи» (New Arabian Nights) - это название в России мало кому известно. Хорхе Луис Борхес, большой поклонник Стивенсона, замечал, что принц Флоризель бродит по улицам Лондона переодетым, инкогнито, так же, как бродил по улицам Багдада халиф Гарун-аль-Рашид.

По числу адаптаций первый рассказ из сборника, «Клуб самоубийц», может посоперничать с «Островом сокровищ»: первый, четырехминутный фильм вышел в 1909 году и был поставлен знаменитым Дэвидом Уорком Гриффитом, который через несколько лет произведет в кинематографе революцию. Потом фильмы и телефильмы снимали в Германии, США, Чехии, даже в Чили (нам, конечно, лучше всего известна советская версия с Олегом Далем и Донатасом Банионисом). А по «Алмазу раджи» для британского телевидения в 1979 году даже специально была написана опера!

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Стивенсона завораживало сочетание в человеке добропорядочности и склонности к преступлениям. Вообще, сочинять он начал очень рано, в детстве, - и подростком написал пьесу о краснодеревщике Уильяме Броуди, достопочтенном гражданине, члене городского совета Эдинбурга, который оказался взломщиком и грабителем (ему нужны были деньги на азартные игры и на любовниц).

Еще Стивенсона глубоко потрясла история с его знакомым учителем французского языка Эженом Шантрелем: он, как выяснилось, отравил опиумом как минимум свою жену (а, возможно, и еще нескольких человек в Великобритании и Франции). Когда его судили, Стивенсон старался не пропускать заседаний и был ошеломлен ходом процесса, на котором открывались все новые доказательства.

А еще через несколько лет ранним утром ему приснился сон. Он закричал, Фанни разбудила его, а он рассердился: «Зачем ты это сделала? Мне снилась такая прекрасная страшная история!» Во сне он увидел три ключевые сцены повести, а еще осознал центральную идею: ученый сознательно ставит на себе опыт, а потом опыт полностью выходит из-под контроля. Доктор Джекилл оборачивается чудовищем: «обычные люди представляют собой смесь добра и зла, а Эдвард Хайд был единственным среди всего человечества чистым воплощением зла».

Стивенсон писал так быстро, как никогда. Его пасынок Ллойд много лет спустя вспоминал: «Не думаю, что когда-либо кто-то осуществлял подобный литературный подвиг. Я помню это, словно все случилось вчера: Льюис спустился вниз в лихорадке, прочитал почти половину книги вслух, а затем, пока мы еще не могли отдышаться, снова исчез и начал писать... Сомневаюсь, что первый черновик занял у него хотя бы три дня». Правда, говорят, что Фанни раскритиковала этот черновик, и Стивенсон его сжег - чтобы тут же написать новый вариант (это заняло у него не больше недели).

Повесть эта, считающаяся одним из лучших и самых серьезных произведений Стивенсона, изучена литературоведами и психологами вдоль и поперек. Среди ее поклонников был Владимир Набоков, включивший «Доктора Джекилла» в список книг, о которых читал лекции в Корнеллском университете. Лекция завершалась словами: «В смерти Стивенсона на Самоа в 1894 году есть нечто, странным образом перекликающееся с темой вина и темой преображения в этой его фантастической повести. Он спустился в погреб за бутылкой любимого бургундского, откупорил ее на кухне и вдруг крикнул жене: «Что со мной? Что за странное чувство? Мое лицо изменилось?» - и упал. Кровоизлияние в мозг. Через два часа его не стало. Мое лицо изменилось? Протягивается загадочная тематическая связь между последним эпизодом жизни Стивенсона и роковыми преображениями в его восхитительной книге».

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Денис КОРСАКОВ

Д
Денис КОРСАКОВ
Журналист