Классифицировать, как и вписать в рамки, творчество этого художника совершенно невозможно. Затея обречена на провал. Он либо запаздывал, либо опережал свое время, всегда оставаясь одиноким художником.
Мастер любил "Божественную комедию" Данте, искренне считая, что провел всю свою жизнь в чистилище, ощущая "раздражение, происходившее из диссонанса жизни и окружающих со святой Истиной". Погружаясь в творчество художника, можно услышать вопль раскаявшегося грешника, взывающего к правде...
Знакомьтесь...Николай Николаевич Ге - русский живописец, работавший не только в жанре портрета, но и в историческо-религиозной живописи, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, выступавший против "мелководья передвижнических тем", считая, что "остроумие бытовых картин - не живая мысль и не спасет художника".
Выдающийся мастер, отличающийся какой-то своей внутренней честностью, добротой, светом и удивительной любовью в ближнему без каких-либо условий и ограничений.
Николай родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Своей необычной фамилией художник был обязан деду, который был французским дворянином - Matieu de Gay, бежавший в Россию от Великой французской революции. Отец Ге уже носил русское имя и отчество, даже воевал против армии Наполеона. Матери своей Николай не знал от самого раннего детства, она умерла от холеры, свирепствующей в тех краях. Отец женился вторично, но сыновьями не занимался, переложив эту обязанность на плечи бабушки и крепостной няньки. Человеком он был волевым, успешным и довольно жестоким.
В своих мемуарах художник будет вспоминать о том, как любимая нянька прятала побои барина, как пороли солдат до смерти, а надзиратель бил воспитанников квадратной линейкой, выкручивая уши...все это зародило в будущем художнике желание бороться с несправедливостью, жестокостью и самодурством. Ге-старший со временем продаст свое поместье в Воронеже и перевезет семью в Подольск. А в 1841 году Николая отправят учиться в Первую Киевскую гимназию.
Старшие братья будущего художника проявляли интерес к точным наукам, сам же Николай с интересом рисовал. Свои первые уроки юноша брал у учителя рисования Федора Беляева. Он пробовал акварель и масляные краски, внимательно рассматривая картины, эскизы, гипсовые слепки. После гимназии Николай по настоянию отца поступает на физико-математический факультет университета Киева.
Через некоторое время, с помощью старшего брата, будущий художник переводится на математический факультет Петербургского университета. Он продолжает изучать живопись, пропадая в залах Эрмитажа, наслаждаясь творениями великих мастеров. Юноша покорен работами Карла Брюллова.
Я стремился из провинции сюда, чтобы увидеть этого удивительного человека – Брюллова. (Из воспоминаний Николая Ге)
Мэтра юноша так и не застал, но своим отчислением с математического факультета и поступлением в Академию художеств, бросил вызов самой судьбе. Великий Карл Брюллов покинул этот мир в 1852-м году, но все еще бродил в воспоминаниях натурщиков, студентов, современников. Никто не уходит бесследно. Человек жив до тех пор, пока жива память о нем...и в своих ранних работах Николай Ге с большой любовью и невероятным почтением перепевал кумира...
В свои студенческие годы Николай жил крайне бедно. Отец-помещик присылал малые крохи, а писать на заказ он отказывался, искренне веря в то, что это не идет на пользу творчеству. К сложившейся ситуации художник относился совершенно спокойно, считая личный комфорт признаком эгоизма. Ге стал ярым поклонником Белинского и Чернышевского, мечтая, в свободное от творчества время, о справедливом общественном строе...и как ни странно это звучит - влюбляется заочно!
Пармен Забелло - друг Николая по киевской гимназии. Он учился на скульптора в Академии художеств. Друзья снимали общую квартиру, носили один фрак на двоих и так получилось, что наш молодой художник пристрастился читать письма от сестры Пармена. Затем испросил позволения написать самому. Завязалась переписка...
Николай понял, что нежно и страстно влюблен... Анна стала светлым ангелом, его несбыточной мечтой...схожесть интересов, желаний, вкусов... Однажды он увидел ту, о которой столько мечтал бессонными ночами...ту, которая виделась ему древней жрицей, девой морской или крестьянкой в ярком сарафане... Он улыбнулся и нежная ее рука легла в его руку...сомнений не было... Не возможно обмануть сердце - оно пело...казалось, что знакомы они целую вечность... Николай и Анна обвенчались, чтобы прожить долгую жизнь вместе.
А тем временем молодой художник пишет свои академические работы в историко-мифологическом ключе. И есть в них что-то сродни Караваджо - контрастное освещение. Луч рассекает темноту, акцентируя внимание зрителей, заставляя пробудиться и увидеть очень важное, значимое. За картину "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила" художник получит золотую медаль и право заграничной поездки. С молодой женой Ге отправится в Италию и проживет там целых тринадцать лет. В этой прекрасной стране появятся на свет и их дети.
Рим, Флоренция...переезды, путешествия...зарисовки, пейзажи, портреты, исторические картины из жизни Древнего Рима...художник пробует, нащупывает свою тропинку в мире искусства, но понимает, что ускользает из его рук высокая творческая цель. Он ищет нравственный идеал, живую, дышащую форму. Весну и лето художник с этюдником проводит в самых живописных местах Италии, исследует побережье, поднимается в горы. И чувствуется легкая взволнованность, озаренность, внутренняя свобода письма.
В своих работах Ге использует чистые цвета, пишет с натуры, стремясь уловить дыхание жизни и передать его своими стремительными мазками. Он осознанно стремится к свободе, сбрасывая оковы академизма и ограничений. Но приходит ясность от того, что сказать более в живописи нечего. Художнику хочется вернуться в Россию и открыто заявить: "А показать-то мне вам нечего, уважаемые дамы и господа!" Николай Ге погружается в разочарование своей идеальной мечты...
Он обращает свой взор к религии, начинает читать Евангелие, увлекается библейскими историями и историей христианства.
Озарение!
Пробуждение!
Осмысление!
Путь есть, и он понятен как никогда! В 1861 году художник начинает писать плотно "Тайная Вечеря" буквально на одном дыхании.
И вдруг я увидел там на горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот Тот, в слове Которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Николай Ге
В 1863 году Николай Ге с картиной "Тайная вечеря" возвращается в Петербург. Работа имела огромный успех, но ее также рьяно ругали. Общество разделилось на два лагеря. Художнику сразу дали звание профессора Академии, а приобрести картину захотел сам император Александр II.
Николай Ге передал евангельский сюжет как реальное событие - отступничество от учителя, раскол единомышленников и протест против учения Христа. Совершенно новая и непривычная расстановка акцентов в самой картине. Иуда уходит опознанным, на него устремляются взоры апостолов Петра и Иоанна.
Огромная тень уходящего показана зрителям четко очерченными границами, ее очертания напоминают огромного и рогатого козла, сидящего боком...сама же фигура предателя видится ангелом с крыльями...вот только какого? Быть рядом с источником света, но выбрать тьму...и свершается то, что должно свершиться...
На следующий год художник вновь уедет в Италию, проживет там несколько лет, продолжая писать пейзажи и портреты. Он раскроется как портретист, очень тонко показывая характер, настроение и темперамент человека, передавая его только в любви. Он не анализирует своих моделей, а смотрит на них глазами доверчивого влюбленного и зритель этого не может не чувствовать, не замечать.
Картина не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины... взглянул, и все, как Ромео на Джульетту и обратно... Николай Ге
Во Флоренции Николай Николаевич пишет картину "Вестники Воскресения" и в феврале 1867 года отправляет ее в Санкт-Петербург для Императорской Академии художеств. Однако полотно показали в 1868 в Москве на выставке Московского общества любителей художеств. Совет Академии же усмотрел в картине разночтение с евангельским повествованием.
Летящая, вся в свету Мария Магдалина спешит с радостной вестью о воскрешении Спасителя. Художник четко обозначил два мира - возлюбивших Христа и очень равнодушных...новая христианская история и языческий мир, уходящий к закату. Контуры Марии напоминают взлетающую птицу, ей нужно только расправить крылья, только для русского искусства второй половины XIX века такая интерпретация оказалась очень дерзкой и немыслимой. Картина провалилась, а Магдалину критики нарекли "то ли сорокой, то ли ласточкой". А художник лишь на пару десятков лет опередил появление символизма в европейской живописи.
Картину Николая Николаевича "В Гефсиманском саду" посчитали "неумелой" и "до дерзости небрежной". Только сейчас мы понимаем какой глубокий замысел и смысл отразил в ней художник. Величайшая трагедия, одиночество и безысходность сконцентрированы в каменной фигуре Христа. Сама природа подчеркивает внутреннее состояние Иисуса. Нависающие над головой ветви, отплетенные паутиной, придающие работе особый драматизм. Готовность к земным страданиям, внутренняя борьба с обычным страхом и проявление божественной силы... Лишь луч света - символ присутствия Бога-отца концентрирует зрителя на проходящем разговоре. В образе Христа Николай Ге видел идеального человека, которого он давно искал в своем творчестве. Поэтому свое восхищение художник старался показать публике. Но нужно ли было ориентироваться на ее мнение? Может быть просто творить и создавать то, чего мир еще не видел...?
В 1870 году Николай Николаевич с семьей возвращается окончательно в Россию. Начинается новый этап его жизни и творчества. К протесту четырнадцати молодых художников против академических правил он отнесся одобрительно. Более того, Николай Ге сблизился с передвижниками и стал одним из учредителей Товарищества. Его назначили казначеем.
На первой выставке была представлена картина художника "Петр I допрашивает царевича Алексея", которая просто сорвала аплодисменты. Ге стал первым художником, который смог показать исторический конфликт с точки зрения психологии. Здесь нет ни жестов, ни большого количества фигур...лица Петра и Алексея станут центральным смыслом картины.
Большую роль художник отвел, как всегда, свету, который заливает фигуру царевича. Его участь решена, он уже находится в царстве теней. Лицо и фигура императора энергичны, наполнены силой, волей, решимостью. Сидящий Петр заставляет под напором своего взгляда согнуться тщедушную фигуру Алексея. Здесь нет ни правых, ни виноватых - у каждого своя правда. Художник просто очень тонко смог прикоснуться к боли...
Во время писания картины "Петр I и царевич Алексей" я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал… Николай Ге
Это высказывание художника говорило о многом и прежде всего о разочаровании. Ни одна историческая личность для Николая Ге не смогла стать идеальной.
Следующие исторические картины ("Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы" и "А. С. Пушкин в селе Михайловском") художника были приняты зрителями очень равнодушно и не вызвали сильного восторга. Ге понимает, что это не совсем то, в чем хотелось бы ему выразиться. Он принимает совсем неожиданное решение, а именно: продает имущество в столице и покупает хутор в Черниговской губернии, в котором проживет с семьей почти восемнадцать лет, до самой своей смерти.
Лев Толстой станет для Николая Николаевича совершенно особенным человеком. Их будет связывать очень теплая дружба. Ге откажется от наёмного труда, вернется к обычной и простой еде, увлечется сельским хозяйством и даже выучится печному делу, выкладывая печи простым крестьянам. На его портретах появятся мужики, бабы, дети. Но основной и ведущей темой его творчества станет евангельская истина, которую мог видеть только сам художник - последние дни Христа. Только никто - ни зрители, ни критики, ни соратники по цеху - не были готовы принять его манеру письма. Полотна снимали с выставок, их отказывался покупать Павел Третьяков...да что уж, даже Крамской скажет: "Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич!"
Картина "Что есть истина?" стала провальной. Она оскорбила чувства верующих. Император Александр III назвал ее отвратительной. Христос - фигура не центральная, он в тени и выглядит совсем не как богочеловек. Центральная роль отведена Понтию Пилату - человеку, приговорившему к смерти Христа. До Ге никто не трактовал эту известную сцену подобным образом. Видение художника было новаторский и крайне неординарным. Даже Третьяков купил картину лишь после гневного письма Льва Толстого.
Ни "Распятие", ни "Голгофа" не пришлись ко двору и не нашли одобрения у современников. Николай Николаевич старался всю свою жизнь писать того Христа, который жил в его огромной творческой душе. Он не подгибался под вкусы или желания публики, вот поэтому никогда не работал на заказ. Художник не выпускал из рук своей свободы. "Распятие" не выставляли официально, Ге показывал ее на квартирах друзей, которые соглашались приютить "крамольную" работу.
Я первый раз видел (наконец!) изображение этой страшной трагедии во всем ее несолганном и неприбранном ужасе. Я долго не мог уйти от картины и никогда потом не забыл первого несравненного впечатления. Сколько тысяч картин «приличных» и «никого не оскорбляющих», сколько целых галерей и музеев я отдал бы за одну эту картину, оскорбляющую огромные толпы людей, публики, чуть не всех и каждого! Лев Толстой
Николай Николаевич Ге пройдет совершенно удивительный, невероятный, головокружительный путь от академического классицизма до невыносимой боли и трагической страсти в картинах, посвященных финальным дням Христа. Его язык станет экспрессивным, свободным, все правила и каноны будут разрушены.
Нет преград!
Нет ограничений!
Забыта шлифовка Академии!
Художник совершил грандиозный прорыв, который прочувствуют и осознают лишь в XX веке. Он уйдет из этого мира совершенно внезапно: вернулся из города на хутор, почувствовал себя плохо и в тот же вечер умер. Николаю Николаевичу Ге было всего шестьдесят три года.
Его неповторимый стиль, эмоциональная выразительность и внутренняя экспрессия сделали картины значимыми и совершенно невероятными. Николай Ге - это символ стремления к свободе, истине и красоте...в этом и есть его уникальность. Каким же был этот удивительный человек?
Всюду вносил с собой этот бодрый человек своё особое настроение; настроение это можно назвать высоконравственным весельем. При взгляде на его красивую, стройную фигуру, прекрасные благородные черты лица, открытую голову философа вас обдавало изяществом. И вы невольно приходили в хорошее расположение духа. Когда же раздавался его приятный, задушевный голос, всегда мажорного тона, вы невольно и уже на всё время беседы с ним чувствовали себя под обаятельным влиянием этого в высшей степени интересного художника... (из воспоминаний Ильи Репина)
Он просто чувствовал то, что не видели другие. Толпа глупа и требует жертв. А с жестокостью нужно бороться, если хочешь принести в мир радость. Эту истину Николай Николаевич Ге чувствовал кожей, поэтому писал, сметая на своем пути все запреты...его творчество очень чистое, искреннее, которое поймут, но гораздо позднее...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))