Найти в Дзене
Росгосцирк

Художник, что рисует цирк. Дейнека и его акробатки

Тема цирка почему-то редко поднималась в творчестве Александра Дейнеки. Несмотря на всю зрелищность, художник оставил нам лишь одну по-настоящему знаковую работу, посвящённую ему, — картину «Акробатки», написанную в 1931 году. Сейчас она находится в собрании Третьяковской галереи. Впрочем, и в ней он остался верен своей главной теме: Дейнека как никто другой умел воспеть тело нового, советского человека. Одна из ведущих тем Дейнеки — взаимодействие человека и пространства. В его работах часто встречается тема спорта, которая в аллегорическом звучании означает силу, здоровье и радость, а также символизирует физическую и духовную гармонию нового человека. Дейнеку не слишком занимает телесная красота в классическом, античном понимании. Такое тело бесполезно, художнику же важна его функциональность. Не бодибилдинг, а кроссфит: мышцы не цель, а средство. Красота — это движение, всегдашняя готовность быть быстрее, выше, сильнее. Такому стремлению чужда любая рефлексивность, тело должно бы

Александр Дейнека "Акробатки" (1931)
Александр Дейнека "Акробатки" (1931)

Тема цирка почему-то редко поднималась в творчестве Александра Дейнеки. Несмотря на всю зрелищность, художник оставил нам лишь одну по-настоящему знаковую работу, посвящённую ему, — картину «Акробатки», написанную в 1931 году. Сейчас она находится в собрании Третьяковской галереи. Впрочем, и в ней он остался верен своей главной теме: Дейнека как никто другой умел воспеть тело нового, советского человека.

Одна из ведущих тем Дейнеки — взаимодействие человека и пространства. В его работах часто встречается тема спорта, которая в аллегорическом звучании означает силу, здоровье и радость, а также символизирует физическую и духовную гармонию нового человека.

Дейнеку не слишком занимает телесная красота в классическом, античном понимании. Такое тело бесполезно, художнику же важна его функциональность. Не бодибилдинг, а кроссфит: мышцы не цель, а средство. Красота — это движение, всегдашняя готовность быть быстрее, выше, сильнее.

Александр Дейнека "Автопортрет" (1948)
Александр Дейнека "Автопортрет" (1948)

Такому стремлению чужда любая рефлексивность, тело должно быть эргономично, как совершенный инструмент: новый человек действует — стремительно, точно, красиво. А где потребуется эта сноровка — на стройке, в спорте или в бою, — страна решит.

Подписывайтесь на наш канал и нажимайте колокольчик – здесь очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!