Сегодня отец Гавриил (Ургебадзе) — один из самых любимых святых для множества людей. О преподобном Самтаврийском чудотворце написано и рассказано немало. Сегодня хочется снова вспомнить несколько особенных моментов из его удивительной жизни.
Этот непредсказуемый старец порой устраивал танцы прямо на улице, чтобы обличить людей в равнодушии к спасению души. Он мог внезапно начать браниться и с палкой в руках погнаться за кем-нибудь. Известен случай, как он бегал за одной монахиней, смиряя её таким необычным способом. А она, убегая, лишь радостно кричала:
«Я не боюсь, не боюсь, батюшка любимый!».
И ведь она действительно не боялась, потому что знала: в сердце отца Гавриила живёт безграничная любовь.
Юродство
Конечно, в нашем мире нелегко постичь подвиг юродства. Но именно в этих, на первый взгляд, странных поступках и заключалась его сила: своими «чудачествами» старец открывал людям путь к Богу. К большому сожалению, многие по-настоящему осознали это лишь после его ухода. Недаром однажды он с горечью заплакал и произнёс:
«Меня так никто и не понял в Грузии...».
Ещё он мог протянуть монахине вино со словами: «Вот, пей, оно отравлено!». И та, что пила, проявляла истинное послушание. Таким образом старец проверял глубину веры и готовность сестры к служению Богу.
Любите Господа
Как-то раз старец поднялся на амвон, произнёс всего одну фразу:
«Любите Господа!»
— и горько зарыдал.
Его плач был таким пронзительным, что весь храм плакал вместе с ним. В те мгновения многие ясно осознали, что рядом с ними стоит живой святой, великий подвижник. Эти слёзы искреннего покаяния заставляли каждого остановиться и задуматься о собственной жизни.
Гроб
Случалось, что старец на глазах у всех ложился в гроб и начинал петь. Так он пытался отрезвить людей, напомнить им, что беззаботная жизнь не вечна, и каждому однажды предстоит лечь в гроб и предстать на Страшном Суде. Хотя многих в тот момент пугал вид старца в гробу, сегодня они вспоминают об этом с пониманием величия его подвига.
Иногда старец мог даже бранными словами обратиться к священникам.
На их недоумение он лишь отвечал:
«Я сумасшедший!».
Но позже выяснялось, что таким образом он обличал их тайные грехи, о которых, как им казалось, никто не знал. После таких «представлений» отца Гавриила многие из них исправляли свою жизнь.
Сжёг портрет Ленина
Один из самых известных его поступков произошёл 1 мая 1965 года. Во время праздничной демонстрации отец Гавриил сжёг огромный 12-метровый портрет Ленина, который висел на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и начал проповедовать собравшимся о Христе. За это его жестоко избили и поместили в изолятор КГБ. На допросах он объяснял свой поступок просто:
«Нельзя боготворить человека».
Вот что рассказывал сам отец Гавриил о событиях после сожжения портрета:
«Ко мне подослали сотрудника тюрьмы. Он сказал, что у него дома есть икона, он хочет её принести. Мне было открыто, что ему поручили принести изображение неодетой женщины. Я ответил, что это ваша „икона“, потому что вы служите сатане и держите такие „иконы“ дома! Он удивился, что я заранее знал об этом.
На следующий день он всё-таки принёс, но я отправил её обратно, не взглянув. Когда коварством ничего не добились, а пребывание в изолированной камере меня не сломило, я был переведён к другим заключённым в общую камеру. Каждый вечер меня водили на допросы: „Если ты сумасшедший, почему не сжёг изображение Христа?!" — кричали они.
Перед моим мысленным взором предстали тогда Светицховели и Самтавро — женский монастырь, краса Грузии. Было ясно, что я должен пожертвовать собой, как святой мученик Або Тбилели. Его пытали арабы, меня же коммунисты мучают. Буду мучеником, взойду на крест. Чего же мне бояться?!
„Господи, — молился я, — неужели пожертвуешь мной?! Ты же, как воздух, всюду! И как совесть всюду в человеке, так и Ты, Господи!“
И просил я у Господа, чтобы Он призрел на меня. И Господь благословил меня и дал мне силы. Я верю, что мои страдания были во имя величия Христа и во славу Его вечной любви и сострадания к людям.
Мне сказали:
— Сними крест и отдай нам!
— Крест я сам не сниму. Если сможете, снимите сами, — ответил я.
Пытались, но не смогли снять крест. Задавали вопросы, я же проповедовал.
— Сумасшедший! — говорили про меня, но с интересом слушали.
Там был один следователь по фамилии Цинцадзе. Хороший человек был.
Спросили, почему сжёг портрет Ленина.
— Почему сжёг? „Слава великому Ленину"? Слава украшает Христа Бога, вы же славу приписали дьяволу!»
Все эти «чудачества» старца не были случайны. Это был осознанный подвиг юродства Христа ради, о котором говорит Писание: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».
Спасение
«Бог велик, милосерд! Терпи! Терпи, дорогой!»
— часто говорил старец.
Он знал, что над всеми нами есть Бог, и не нужно искать помощи где-то ещё. Сегодня мы часто слышим, как люди «разговаривают с космосом» или увлекаются оккультизмом. Но отец Гавриил напоминал: только Бог помогает и спасает. Подобные практики не дают ничего, кроме разрушения души, а путь у нас один — к Господу.
Давайте же будем следовать словам отца Гавриила: хранить мир между собой и жить, делая добро. Ведь даже самое маленькое доброе дело имеет огромный вес. Кто знает, что в итоге перевесит на чаше весов на Страшном Суде? А отец Гавриил знал и учил:
«В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введёт туда, а любовь покажет Бога».
Я буду с вами!
А ещё отец Гавриил оставил нам удивительное завещание:
«Где вы меня не будете ждать, я всегда буду с вами, повсюду. В беде, в нищете, в богатстве, хоть где, а я буду с вами. Я буду со всеми вами! Кто будет молиться, кто попросит меня, я всегда буду с ним. Что бы ни случилось, прошу, не оставляйте Бога! А я буду молиться о вас! Я всегда буду с вами, даже когда вы не ожидаете прихода моего к вам, хоть меня и не увидите».
Преподобный Отче Гаврииле, Самтаврийский чудотворец, моли Бога о нас!
Слава Богу за всё!
Подписывайтесь на наш Телеграм канал