Как говаривал умышленно забытый философ XIX века, «закон — это воля правящего класса, возведённая в обязательное». И эта воля порой имеет довольно причудливые и противоречивые формы. Вы никогда не задумывались о том, почему статья 12.36.1 КоАП РФ запрещает водителям держать в руках телефон при движении автомобиля, но разрешает выпускать машины с огромными сенсорными экранами? То есть, чтобы просто прибавить печку, водителю придётся «взять в руки» встроенный в его современный авто смартфон и ткнуть в нужные кнопки. Сегодня вместе порассуждаем об этой странности в законодательстве.
Читайте также:
Когда чересчур модный
Современный автомобиль — это гаджет на колёсах. Тщательно воспитанный потребитель больше не оценивает машины по применённым в них техническим решениям, его не интересует управляемость, надёжность и даже бренд. Некоторым людям настолько всё это безразлично, что они выкладывают кругленькую сумму за автомобили, название которых не только никому неизвестны, но вызывают недоумение (Kaiyi, Soueast). Великий Автомобиль низводят до состояния бытовой техники.
Электронные помощники, сенсорные экраны, светодиодная подсветка и прочие игрушки в салоне автомобиля стали определяющими факторами при покупке машины. Отсутствие этих бессмысленных побрякушек или, наоборот, их наличие переводит автомобиль из одного класса в другой. При этом техническая часть не изменяется: двигатель, коробка, подвеска — всё одинаковое, разница в диагонали экранов.
Тут можно, а тут нет
Многие опытные и просто адекватные водители критикуют перевод на сенсорное управление базовых функций автомобиля. Основные причины недовольства — опасность и неудобство. ПДД запрещают водителям во время движения даже держать в руках смартфон, принуждая использовать систему хендсфри. За нарушение этого правила грозит штраф — 1500 рублей.
Дело нешуточное, ведь использование смартфона за рулём действительно мешает и действительно опасно. Без труда в интернете можно найти результаты натуральных исследований, которые доказали, что говорящий по телефону водитель или читающий какие-то сообщения по внимательности и скорости реакции мало чем отличается от пьяного.
Тогда логично возникает вопрос — почему отвлекаться на телефон нельзя, а на огромные сенсорные экраны, вмонтированные в приборную панель машины, можно? При этом если сравнивать уровень отвлечения водителя на смартфон и мультимедийный экран, то второй явно проигрывает. Ведь автопроизводители запихнули в этот сенсорный экран всё! Управление музыкой, климатом, навигацией, режимами движения и даже подогревом сидений. Использование этого экрана в движении — статья 12.36.1 КоАП РФ.
В тему:
Наслаждайтесь, рынок всё решил за вас
Водителям предлагают просто использовать всё это и не задавать лишних вопросов, да и мало у кого возникают эти вопросы. Более того, удивительным образом стали появляться и «правильные» исследования. Если раньше эксперты в один голос твердили, что автомобиль — средство повышенной опасности и водитель обязан быть внимательным и не отвлекаться на посторонние вещи, теперь появилось и другое мнение.
Некоторые исследователи стали публиковать данные о том, что разговоры и даже чтение соцсетей не особенно влияет на безопасность. Это раньше на каких-нибудь Audi выключались экраны при начале движения, что являлось стандартной функцией безопасности. Теперь всё иначе, особенно с китайскими брендами, которым кроме своих электронных игрушек больше нечего предложить покупателям.
В тему:
Выбор без выбора
Многие водители в России, как бы по инерции, имеют большой кредит доверия ко всем автопроизводителям, полагая, что они всё проверили и продумали. Но времена изменились. Опыт использования китайских машин, а других сейчас, считай, и нет, выявил множество проблем. Китайским автопроизводителям просто некогда тестировать всё, что они с огромной скоростью выпускают и продают.
Удобство, безопасность и законность использования всей этой красивой электроники под очень большим вопросом. Покупатели таких машин выступают в роли живых манекенов для многочисленных тестов экономных производителей. К огромному сожалению, статистики по реальным причинам ДТП на дорогах нет, что только на руку продавцам ссылающимся на отсутствие доказательств опасности модных технологий.