Найти в Дзене

ИНСТИТУТ СТУДЕНЧЕСТВА В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ XVIII – XIX ВВ.

Киселев Игорь Васильевич Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ, Преподаватель, исследователь РФ, г. Москва E-mail: ya.i-007@yandex.ru АННОТАЦИЯ Первые законодательные упоминания о студентах содержались в Привилегии на академию. Учащийся академии, слушатель или православный прихожанин рассматривался как лицо, осуществляющее познание православных наук. Студент, выполнивший все академические требования учебного и организационного характера имел право на получение диплома, а также требования сдачи экзаменов для получения научных степеней и званий. Во второй половине XIX в. законодательно учреждалась система стипендий, студенты имели право на получение соответствующих выплат. Ключевые слова: высшее образование, студент, университет Полномочия должностных лиц были закреплены в зависимости от предмета правового регулирования и подразделялись на основные и вспомогательные, экономические, полицейские, судебные, учебные и др. Аналогичным образом были сформированы права и обязанности

Киселев Игорь Васильевич

Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,

Преподаватель, исследователь

РФ, г. Москва

E-mail: ya.i-007@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Первые законодательные упоминания о студентах содержались в Привилегии на академию. Учащийся академии, слушатель или православный прихожанин рассматривался как лицо, осуществляющее познание православных наук. Студент, выполнивший все академические требования учебного и организационного характера имел право на получение диплома, а также требования сдачи экзаменов для получения научных степеней и званий. Во второй половине XIX в. законодательно учреждалась система стипендий, студенты имели право на получение соответствующих выплат.

Ключевые слова: высшее образование, студент, университет

Полномочия должностных лиц были закреплены в зависимости от предмета правового регулирования и подразделялись на основные и вспомогательные, экономические, полицейские, судебные, учебные и др. Аналогичным образом были сформированы права и обязанности студентов.

Первые законодательные упоминания о студентах содержались в Привилегии на академию. Учащийся академии, слушатель или православный прихожанин рассматривался как лицо, осуществляющее познание православных наук. В законодательстве XVIII в. не предусматривалось ограничений на поступление в вузы. Для поступления необходимо было предъявить свидетельство об окончании гимназии и свидетельство о состоянии. В случае отсутствия соответствующих документов необходимо было сдать специальные экзамены [12, c. 286]. Согласно Регламенту Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге от 24 июля 1747 г. к поступлению в университет допускались все подданные Российской империи за исключением лиц положенных в подушный оклад. Плата за обучение не взималась. Обязательным правилом учёбы в академии являлось собственное содержание обучающегося [3, с. 730-739]. Проектом Московского университета от 12 января 1755 г. были закреплены первые академические права студентов. Так, студент имел право учиться, составлять сочинения, участвовать в диспутах, получать золотые и серебряные медали за успехи в учёбе [4, с. 284-294].

В соответствии с уставами Казанского, Московского и Харьковского императорских университетов от 5 ноября 1804 г. студенты могли заниматься науками. В указанных нормативных правовых актах содержалась норма о том, что данная деятельность должна «быть полезна себе и Отечеству, какой бы род жизни и какую службу не избрали». Студент, выполнивший все академические требования учебного и организационного характера имел право на получение диплома, а также требования сдачи экзаменов для получения научных степеней и званий. Студентам устанавливались обязанности по прослушиванию учебных курсов, проходить академические испытания. Дополнительные права предоставлялись студентам, которые учились за государственный бюджет. Малоимущим студентам представлялись привилегии относительно присутствия на лекциях, ведения учебных дневников, пользования профессорских консультаций и присутствий адъюнкта, обучения языкам. Обязанности заключались в обучении наукам и сдачи экзаменов [5, с. 570-626]. Отдельные обязанности были предусмотрены Правилами для учащихся в Дерптском императорском университете от 23 августа 1803 г. Круг обязанностей студентов делился на три категории:

1) к внешней публике

2) ко всем чиновникам университета

3) к самому себе [13, с. 119-139].

В период с 1810 по 1855 гг. в результате усиления надзорной деятельности Министерства народного просвещения по отношению к студентам вводились различные ограничения. Первые соответствующие нормы были закреплены в предложении Министерства народного просвещения от 6 сентября 1813 г. где вводились ограничения на приём абитуриентов, претендующих на учёбу в качестве казеннокоштных студентов. Соответствующим лицам предусматривалось предъявлять свидетельство свободных состояний [14, с. 223]. Согласно Высочайшему рескрипту от 19 августа 1827 г. к учёбе и слушанию лекций в университетах допускались только лица, имевшие финансовые источники для покрытия платы за учёбу [15, С. 71-73]. Указ Николая I от 9 ноября 1831 г. по вопросам абитуриентов не принимать в университеты тех, кто не имеет аттестата гимназии [16, С. 458-459].

В обозрении Дерптского императорского университета от 24 июня 1833 г. было отмечено систематическое нарушение внутривузовских правил и норм поведения и нежелательное влияние германских университетов на студентов данного университета [17, с. 590-611]. В связи с этим, указом императора от 4 июня 1838 г. «Правила для учащихся в Дерптском университете» студентом запрещалось организовывать тайные общества под страхом уголовного наказания, была предусмотрена дисциплинарная ответственность за неуплату кредитов. Помимо имеющихся наказаний в виде ареста, выговора, увольнения и отчисления, соответствующим нормативным правовым актом были введены два дополнительных наказания: Удаление (consilium abeundi) – отчисление студента с обязанностью покинуть город. Отчисленный студент помещался на «чёрную» доску университета. Однако, он имел право восстановиться по решению Министра народного просвещения через год после удаления. Изгнание (relegatio) – отчисление студента без права восстановления в вузах Российской Империи, а также иностранных вузах с которыми соответствующий университет находился в сношениях [18, с. 1348-1374].

В связи с тем, что во второй половине XIX в. законодательно учреждалась система стипендий, студенты имели право на получение соответствующих выплат. Стипендии представляли собой выплаты как государственного так и частного характера. Государственные стипендии выплачивались в основном казённокоштным студентам на содержание и обучение. Предусматривались выплаты своекоштным студентам только за отдельные успехи в учёбе. В качестве специальных способов студенческого премирования устанавливалось награждение медалями. Частная система стипендий устанавливалась в виде пожертвований физических и юридических лиц [19, с. 1227, 27-30, 120-124, 663-664]. Средняя стипендия была установлена в размере 25 руб. в месяц. Однако, её получали 15% студентов [1, с. 35]. В 1850–х гг. студенты имели право воспользоваться помещениями для пребывания - общежитие с наличием академического инвентаря [2, с. 133].

Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. закреплял право студентов на перевод во время учёбы из одного вуза в другой, возведения в учёные степени. Для получения диплома, а также учёной степени студент был обязан пройти соответствующие курсовые и итоговые (аттестационные) экзамены [6, с. 621–638; с. 398-401, 454-455, 983-1079; с. 137-154]. Общим уставом императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. были введены нормы, уточняющие право академического перевода. Если студент желал продолжить обучение в российском вузе, то соответствующее право могло быть реализовано только с разрешения правления вуза. Если студент переводился на факультет иностранного вуза, то помимо получения разрешения правления вуза, необходимо было представить аттестат зрелости или свидетельство. Студентам предоставлялось право получения медалей и почётных отзывов за учёбу в случае выполнения специальных академических заданий [7, с. 456-474].

Характерной особенностью законодательства XVIII– XIXвеков было введение юридической ответственности за нарушение правовых норм о высшем образовании:

- четырнадцатидневное заключение под стражу (ч. 2, § 154 устава Московского императорского университета) [8, с. 586];

- запрещение посещать вуз (§101 Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г.) [9, с. 633];

- отчисление студента (§102 Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г.) [10, с. 633];

- задержание студентов (§104 Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г.) [11, с. 633].

Таким образом, институт студенчества в российских университетах XVIII – XIX веках впервые стал регламентироваться в Привилегии на академию. Согласно Регламенту Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге от 24 июля 1747 г. к поступлению в университет допускались все подданные Российской империи за исключением лиц положенных в подушный оклад. Плата за обучение не взималась. Обязательным правилом учёбы в академии являлось собственное содержание обучающегося. В соответствии с уставами Казанского, Московского и Харьковского императорских университетов от 5 ноября 1804 г. студенты могли заниматься науками. Студент, выполнивший все академические требования учебного и организационного характера имел право на получение диплома, а также требования сдачи экзаменов для получения научных степеней и званий. Во второй половине XIX в. законодательно учреждалась система стипендий, студенты имели право на получение соответствующих выплат. Стипендии представляли собой выплаты как государственного так и частного характера.

Список использованной литературы

1. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 35.

2. Бунге Н. О современном направлении русских университетов и о потребностях высшего образования. // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 133.

3. ПСЗ. Том 12. С. 730-739.

4. ПСЗ. Том 14. С. 284-294.

5. ПСЗ. Том 28. С. 570-626.

6. ПСЗ. Том 38. С. 621–638; Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. Т. 2. С. 398-401, 454-455, 983-1079; Т. 3. С. 137-154.

7. ПСЗ. Том 4. С. 456-474.

8. ПСЗ. Том 28. С. 586.

9. ПСЗ. Том 38. С. 633.

10. ПСЗ. Том 38. С. 633.

11. ПСЗ. Том 38. С. 633.

12. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 286.

13. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 119-139.

14. Сборник распоряжений по министерству народного просвещения. Том 1. / Россия. М-во народ. просвещения. - СПб.: 1866. С. 223.

15. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 71-73.

16. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Александра I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 458-459.

17. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 590-611.

18. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 2. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 1348-1374.

19. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. Царствование Николая I / Россия. М-во народ. просвещения. - 2-е изд. - СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. С. 1227; Т. 3. С. 27-30, 120-124, 663-664.