Найти в Дзене

Исторические причины появления европейских университетов

Киселев И.В. Российский государственный социальный университет Россия, г. Москва E-mail: ya.i-007@yandex.ru Аннотация Автор рассматривает три ключевые причины возникновения институтов высшего образования в Европе. Культивирование античных традиций обучения, необходимость преобразования классической модели обучения и хаотичность, неорганизованность академического процесса явились объективными факторами строительства европейской архитектуры высшего образования. Ключевые слова: история, Европа, университет Появление вузов в Европе отмечается различными причинами. По мнению автора, первой из таких причин явилось продолжение античных традиций обучения. Например, Константинопольский университет, созданный в 856 г. на основании Привилегии византийского императора Михаила III, предоставлял обучающимся заниматься медициной, правом, риторикой и философией. В данном нормативном правовом акте содержались декларативные нормы о необходимости обучения и познания в соответствии с традициями предков.

Киселев И.В.

Российский государственный социальный университет

Россия, г. Москва

E-mail: ya.i-007@yandex.ru

Аннотация

Автор рассматривает три ключевые причины возникновения институтов высшего образования в Европе. Культивирование античных традиций обучения, необходимость преобразования классической модели обучения и хаотичность, неорганизованность академического процесса явились объективными факторами строительства европейской архитектуры высшего образования.

Ключевые слова: история, Европа, университет

Появление вузов в Европе отмечается различными причинами. По мнению автора, первой из таких причин явилось продолжение античных традиций обучения. Например, Константинопольский университет, созданный в 856 г. на основании Привилегии византийского императора Михаила III, предоставлял обучающимся заниматься медициной, правом, риторикой и философией. В данном нормативном правовом акте содержались декларативные нормы о необходимости обучения и познания в соответствии с традициями предков.

Второй причиной явилась необходимость преобразования классической модели обучения. В XI – XII вв. создание европейских вузов определялось объективной потребностью в проведении научных исследований, а существовавшие на тот момент церковные школы по своей структуре и внутренней организации, а также содержанию образования не позволяли перейти на качественно новый уровень развития образовательного процесса. Например, в соответствии с Буллой Authentica Habita императора Фридриха Барбароссы от 1158 г. первому университету, которому юридически разрешалось проводить научные исследования являлся Болонский университет.

В течении двух столетий (XII – XIV вв.) в Болонье научные методы исследования были применены во многих науках в том числе в праве. Учёными и практиками Ирнерием и Одфруом и др. преподавателями университета, были разработаны кодексы канонического права, а также некоторые законы вольных городов. Популярность научных и методических подходов теоретиков и практиков Болонского университета была закреплена созданием специальной юридической школы принцессы Матильды, графини Тосканы и Ломбардии. В Падуанском университете впервые были апробированы научные методики в астрономии и медицине.

Третьей причиной явилась хаотичность европейского образования. Так, в период с V по IX вв. в Европе существовали церковные и монастырские школы, которые обучали, прежде всего, священнослужителей и монахов. Специальных учебных заведения для остальных категорий людей не существовало. Более того, в указанных учебных заведения основным предметом являлись теология и богословие, когда общественные реалии того времени требовали изучение других отраслей знаний. Например, в учредительных документах университетов Комплутенсе, Неаполя, Саламанки и др. были закреплены формулировки следующие формулировки liberum exercitium, cognita novum Scientia, novum magistrorum, scientia requirit novas leges, aperire novum iter in Universitates educationem et Scientia. В соответствии с Буллой Authentica Habita от 1158 г., Буллой епископа Фолкеса тулузского от 1229 г. «Об основании университета в г. Тулуза», Грамотой Короля Филиппа II в 1200 г. Парижскому университету, Грамотами Короля Генриха III от 1231 г. Кембриджскому университету, Нортгемптонскому университету от 1261 г. и др. вузы именовались «stadium generale» - место (учебное заведение), куда были приглашены студенты из разных стран (не только из местного района или региона).

В течение XIII в. этот термин приобрел более точное, но все же неофициальное значение как место, где собирались студенты любого феодального либо городского владения, и обучались не только искусству, медицине и теологии. В период с XIII по XIV вв. дефиниция «stadium generale» была инкорпорирована в большинство учредительных документов европейских университетов.

Римское право явилось терминологическими источником средневекового образования. Применительно к организации учебного процесса канонисты и легисты использовали термин «universitas, collegium, corpus». Данные термины интерпретировались в римском праве как союз лиц (города, государства, общины, народа) или учреждение отдельных лиц (преподаватели и обучающиеся). Термин «universitas» означал «целостность, совокупность». В связи с этим, объединение (совокупность) преподавателей и обучающихся представляло собой научный корпус, коллегию или гильдию ученых и учеников. Впервые, термины «universitas» был употреблён в статуте Парижского университета в 1209 г. «universitas magistrorum et scholarium» (товарищество преподавателей и учащихся). В конце XIII в. - начале XIV в. в учредительных нормативных правовых актах университетов Монпелье (1289 г.), Коимбры (1290 г.), Комплутенсе (1293 г.), Лериды (1300 г.), Сапиенца (1303 г.), Перуджи (1308 г.), Флоренции (1321 г.) и др. термин «universitas» означал объединение учёных и учеников, обладающих академическими правами и обязанностями, в целях познания наук. В XIII в. были введены термины«baccalarius», «doctor», «magistrorum», «licentiam», «studens». В Булле Authentica Habita от 1158 г. было введено понятие «магистров», и «школяров» (scholar – первоначальное обозначение учащегося, понятие «студент» было введено позже).

Образовательная и научная корпорация не развивалась автономно. Наоборот, обязательным условием становления и развития средневековых университетов являлось академическое взаимодействие. Согласно Булле Authentica Habita от 1158 г., грамотам и декртеалам римских пап XIII в., Булле Папы Римского Григория IX «Parens scientiarum» от 1231 г. университетам были представлены гарантии защиты церкви, покровительства феодалов и королей, которые поддерживали и развивали академическое взаимодействие, студентам и преподавателям, которые путешествовали с целью приобретения знаний даровалась милость, а именно безопасность в путешествиях к местам, где они получали знания. В связи с этим, в период XIII – XIV вв. были изданы около 30 учредительных нормативных правовых актов. Спустя ещё три столетия - около 70. В них закреплялись обязательные положения о гарантиях и необходимости учёбы в разных университетах и землях. В связи с этим, на основании учредительных нормативных правовых актов светская власть издавала нормативные правовые акты о гарантиях защиты, покровительства обучающихся и преподавателей на чужих землях. В период XIII – XVIII вв. были изданы около 270 светских нормативных правовых актов, регулировавших вопросы академической мобильности. Вышеуказанные нормативные правовые акты повлекли издание локальных нормативных правовых актов. В период XIII – XVIII вв. европейскими университетами было издано более 1500 различных статутов, которые содержали материальные и процессуальные нормы об академической мобильности[1].

Список источников информации

1. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 130.

2. Липатникова Г. И. К истории факультета свободных искусств Пражского университета по статутам 14-15 вв. / Советское славяноведение. Минск, 1969. С. 32.

3. Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун. Сборник статей.– Л.: Наука, 1986. С. 44-52, 68-78.

4. Суворов Н.С. Средневековые университеты. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – С. 2.

5. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 244-258, 312-316, 330.

6. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 206-214.

7. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 156-170.

8. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 198-206.

9. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 220-228.

10. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 348-362.

11. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 402-408.

12. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 244-258.

13. Chartularium Universitatis Parisiensis. Denifle H. T I. Sorbone dicta. Paris. 1889. P. 434-450.

14. Statutes of Gregory IX. Translated by Dana C. Munro. University of Pennsylvania Press. Philadelphia. 1897. Vol. II: No. 3, pp. 7-11.

15. Boissier Р.Е. Le huitième centenaire de l'Université de Bologne, in «Revue des deux mondes», LXXXVIII, 1888. Р. 24-32.

16. Del Negro P. The University of Padua: eight centuries of history. Padova, Signum, 2003. P. 40-44.

17. Feingold M., Navarro V. Universities and science in the early modern period. Springer. Madrid. 2006. 208-212; Родина Л.Л., Николаева Н.В., Пономарёв А.И. Из истории университетов. Вестник СПбГУ. Сер. 4. Том 2 (60). Вып. 4. С. 410-417.

18. Frederick Barbarossa and the Schools of Bologna: Some Remarks on the «Authentica Kabila» H. Koeppler. The English Historical Review, Volume LIV, Issue CCXVI, 1 October 1939, P. 577–606.

19. Hyde J.K. Universities and Cities Medieval in Italy. // The University and the City. From Medieval Origins to the Present. Ed. by Thomas Beuder. N.Y.-Oxford: Oxford University Press, 1988. P. 13 – 21.

20. Kretzman N. The Cambridge history of later Medieval philosophy from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism, 1100-1600. Cambridge univ. press, 1982. – 48-50.

21. Rashdall H., The Universities of Europe in the Middle Ages. Volume II. Oxford, at the clarendon press. 1895. P.324-340.

22. Sanz N., Bergan S., «The heritage of European universities». 2nd edition, Higher Education Series. №. 7. Council of Europe, 2006. Р. 88-94.

23. Treadgold Warren. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, California: Stanford University Press, 1997. 68-74.

[1] Липатникова Г. И. К истории факультета свободных искусств Пражского университета по статутам 14-15 вв. / Советское славяноведение. Минск, 1969. С. 32. Пискорский В. К. Итальянские университеты. Казань, 1910. С. 30-34.