Всем доброго дня!
Сегодня я хотела бы поднять важную тему в психотерапии такую как-работа с тревожностью у клиентов. Очень много людей испытывают тревожность при посещении сеанса у психотерапевта или психолога-консультанта, это совершенно естественная реакция, учитывая личный и эмоциональный характер терапии, которая формируется при наличии различных факторов, которые я обозначу позже. Снятие тревожности у клиентов на сеансе – важная задача, которая требует индивидуального подхода и использования различных техник.
Те, кто из нас обращался за психологической помощью прекрасно помнят свои ощущения, среди которых могла быть тревожность. У моих клиентов, основными фактороми являлся выход из зоны комфорта и страх перед незнакомым человеком раскрыться, проявить свою слабость, раскрыть истинного себя и показать свою уязвимость. Для меня,например, это также является основными факторами.
Итак, факторы, влияющие на формирование тревожности:
Личностные факторы:
- Предрасположенность к тревожности: Люди с уже существующей тревожностью (например, генерализованным тревожным расстройством, социальной тревожностью, паническим расстройством) более склонны к переживанию тревоги перед и во время сеансов.
-Зависимости: Клиенты,находящиеся в стадии алкогольной и другими видами зависимостями часто находятся в состоянии повышенной тревоги, особенно при прохождении реабилитации.
-Первый опыт терапии: Первый сеанс часто самый тревожный из-за неизвестности и страхом перед тем, чего ждать от терапии.
-Страх осуждения или оценки: Опасение быть осужденным психологом или терапевтом за свои мысли, ценности, чувства или поведение;
-Стыд и чувство вины: Клиентам порой очень тяжело говорить о личных проблемах, особенно если они связаны со стыдом или виной;
-Сомнения в эффективности терапии: Неуверенность в том, что терапия поможет в решении проблем.
-Негативный предыдущий опыт терапии: Если предыдущий опыт терапии был негативным (например, создалось ощущение, что специалист не слушал, не понимал, осуждал, переходил границы) либо сам сеанс проходил с нарушениями.
-Перфекционизм: Стремление у клиента к совершенству и идеальности, правильности исполнения "роли клиента" и в соответствии с этим формирование тревоги по поводу достижения быстрых результатов.
-Трудности с выражением эмоций: Людям, которым сложно говорить о своих чувствах будет сложно на сеансе и на этом фоне уровень тревоги может быть повышен;
-Страх потери контроля: Раскрытие личной информации может восприниматься как потеря контроля над ситуацией и собственной уязвимостью.
-Опыт травмы: Люди, пережившие травму, могут испытывать сильную тревогу при обсуждении травматических событий.
-Страх столкнуться с неприятными чувствами: Терапия часто требует столкновения с болезненными эмоциями, что может вызывать тревогу и желание избегать сеансов.
-Низкая самооценка: Люди с низкой самооценкой могут испытывать большой страх быть отвергнутыми или не понятыми терапевтом.
2.Факторы, связанные с терапевтом/терапевтическим процессом:
-Недостаток эмпатии или понимания со стороны терапевта: Если клиент чувствует, что терапевт его не слышит, не понимает либо эмоционально не вовлечен.
-Недостаточная ясность в отношении методов и целей терапии: Непонимание того, что происходит и куда движется терапия, может усилить тревогу.
-Слишком быстрый темп терапии: Если терапевт слишком быстро погружается в сложные темы либо поверхностен это может вызвать тревогу и сопротивление.
-Конфронтационный стиль терапевта: Слишком прямой или конфронтационный стиль ведения терапии может быть пугающим и вызывать защитную реакцию у клиента.
-Недостаток навыков или опыта у терапевта: Отсутствие профессиональной авторитетности в лице терапевта, ощущение, что терапевт некомпетентен, может не только усилить тревогу, но и сформировать недоверие.
-Нарушение этических терапевтических правил: Отсутствие профессиональных границ, неуместные комментарии, вопросы или поведение терапевта.
-Неадекватная обратная связь: Отсутствие адекватной обратной связи (положительной или конструктивной) может заставить клиента сомневаться в себе, терапевте либо терапии.
-Сложности в терапевтическом альянсе: Если клиент чувствует, что у него нет надежного альянса с терапевтом, например, доверия либо безопасности.
Факторы, связанные с контекстом терапии:
-Финансовые сложности: финансовые сложности клиента при оплате терапевтических услуг, например, при высокой цене сеанса либо невозможности оплаты вовсе.
-Стигма, связанная с психическим здоровьем: Опасение осуждения со стороны окружения если оно узнает о посещении терапии, что может привести к формированию ощущения стыда и тревоги.
-Местоположение и обстановка: Неудобное местоположение, некомфортная или незнакомая обстановка в кабинете терапевта.
Доступность терапии: Сложности с доступом к терапии (например, удаленность, транспортная доступность, отсутствие условий для онлайн-сессий (оборудование, интернет, и т.д)
-Неудобное время сеанса: Если время сеанса не подходит клиенту (например, из-за работы или семейных обстоятельств)
-Факторы, связанные с конкретной темой сессии:
-Обсуждение травматических событий: Обсуждение травматического события в жизни клиента чаще всего приводит к повешенной тревоги и может создавать сопротивление.
-Конфликты в отношениях: Обсуждение проблем в отношениях с партнером, семьей или друзьями, особенно если они в кризисной стадии. Например, процесс развода.
-Принятие сложных решений: решений, связанных с работой, личной жизнью или здоровьем. Например, смена работы, развод, тяжелое заболевание.
Что можно сделать для снижения тревожности.
-Выбрать терапевта, с которым Вам комфортно: Важно найти терапевта не только который будет обладать профессиональной авторитетностью, но и с которым Вы будете чувствовать себя в безопасности и которому Вы доверяете.
-Обсудить свои опасения с терапевтом: Открыто обсудить с терапевтом свои переживания, страхи,опасения и тревогу по отношению к терапии, это может помочь терапевту лучше понять Ваши потребности и адаптировать терапию.
-Узнать больше о терапии: Чем больше Вы узнаете о процессе терапии, тем меньше будет неизвестности и страха перед ней.
-Использовать техники релаксации: Например, можно задействовать дыхательные упражнения, медитацию или легкую спортивную нагрузку.
Быть терпеливым: Терапия - это небыстрый процесс, и результаты могут быть не мгновенными. Важно быть терпеливым и помнить, что Вы делаете все возможное.
-Фокусироваться на позитивных моментах: Отмечайте даже небольшие успехи в терапии и напоминайте себе о причинах, по которым Вы начали терапию.
-Подумать о тестовом сеансе или консультации: Многие терапевты предлагают короткие бесплатные консультации, чтобы потенциальные клиенты могли познакомиться с ними и оценить, насколько им подходит определенный специалист.
Понимание этих факторов помогает как клиентам, так и терапевтам лучше справляться с тревожностью и создавать более эффективную и безопасную терапевтическую среду. Клиенту важно осознавать свои страхи и делиться ими с терапевтом, а терапевту – проявлять эмпатию, предоставлять четкую информацию и адаптировать подход к потребностям клиента.
Стратегии и методы в терапии по снижению тревожности
-Установление раппорта: Первостепеное установление прочных, доверительных отношений с клиентом. Это включает в себя проявление эмпатии, активное слушание, уважение и безусловное принятие.
-Объяснение процесса терапии: Чёткое объяснение структуры сеанса, правил (четко прописанных в терапевтическом договоре) и ожидаемых результатов помогает клиенту понимать, что происходит, и тем самым снижает тревогу, страх и неопределенность.
-Четкое определение и согласование целей: Четкое определение и уточнение целей терапии вместе с клиентом,что позволяет ему почувствовать контроль и вовлеченность в процесс.
-Создание атмосферы безопасности и конфиденциальности: Клиент должен не испытывать опасений и понимать, что может открыто выражать свои мысли и чувства, не опасаясь осуждения, а также распространения конфиденциальной информации.
Техники и стратегии на сеансе:
Обучение техникам релаксации:
Дыхательные упражнения: Глубокое диафрагмальное дыхание, дыхание по квадрату (когда вы вдыхаете, задерживаете дыхание, выдыхаете, и снова задерживаете дыхание на одинаковое количество времени) и другие техники помогают снизить физиологическую активацию тревоги.
Прогрессивная мышечная релаксация (ПМР): Последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц.
Визуализация: Направление внимания на приятные и расслабляющие образы.
Когнитивная реструктуризация (когнитивно-поведенческая терапия, КПТ):
Выявление и анализ негативных автоматических мыслей: Помощь клиенту в распознавании и анализе его тревожных мыслей.
-Оспаривание негативных мыслей: Подвергание сомнению доказательств, поддерживающих и опровергающих негативные мысли.
-Разработка более реалистичных и адаптивных мыслей: Помощь клиенту в создании более сбалансированных и позитивных взглядов.
Экспозиция (КПТ):
Иерархия тревоги: Составление списка пугающих ситуаций, начиная с наименее тревожной и заканчивая самой тревожной.
Постепенное столкновение с пугающими ситуациями: Практика экспозиции в реальной жизни или в воображении, начиная с наименее тревожных ситуаций и постепенно продвигаясь к более сложным.
-Предотвращение избегания: Важно помочь клиенту оставаться в тревожной ситуации до тех пор, пока тревога не начнет снижаться.
Майндфулнесс (осознанность)
-Медитации: Наблюдение за дыханием, ощущениями в теле или мыслями без осуждения.
-Практика осознанности в повседневной жизни: Привлечение внимания к настоящему моменту во время выполнения обычных дел.
-Принятие: Вместо борьбы с тревогой, учиться принимать ее как временное состояние.
-Эмоционально-фокусированная терапия (ЭФТ): Исследование первичных эмоций: Помощь клиенту в выявлении и проживании более глубоких, первичных эмоций, лежащих в основе тревоги.
-Изменение дезадаптивных эмоциональных реакций: Работа с дезадаптивными эмоциональными схемами, которые поддерживают тревогу.
Системная семейная терапия.
-Изучение семейных паттернов: Анализ того, как семейные отношения влияют на тревожность клиента.
-Улучшение коммуникации в семье: Помощь семье в развитии более здоровых и поддерживающих способов общения.
-Использование метафор и story-telling: Использование историй и метафор для косвенного обращения к тревоге и стимулирования размышлений.
Сократовские вопросы: Задавание вопросов, побуждающих клиента самостоятельно исследовать свои мысли, чувства и убеждения.
Важные аспекты работы психотерапевта
-Индивидуальный подход: Нет универсального метода, который подходит всем. Терапевт должен адаптировать свои методы к потребностям и особенностям каждого клиента.
Оценка уровня тревоги: Перед началом терапевтической сессии важно оценить уровень тревоги клиента чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию. Инструменты оценки, такие как шкала тревоги Гамильтона (HAM-A) или шкала тревожности Бека (BAI).
-Регулярный мониторинг: Важно отслеживать прогресс клиента и корректировать терапию по мере необходимости.
-Саморегуляция терапевта: Работа с тревожными пациентами может быть эмоционально утомительной.Терапевт должен отслеживать свое эмоциональное состояние и избегать выгорания.
-Направление к другим специалистам: В некоторых случаях может потребоваться консультация с психиатром или направление к другим специалистам (если тревога сильно выражена или есть подозрение на другие расстройства).
-Обучение навыкам самопомощи: Важно научить клиента техникам, которые он может использовать самостоятельно для управления тревогой вне сеансов терапии.
В заключение, снятие тревожности на сеансе психотерапии - это комплексный процесс, требующий от терапевта эмпатии, профессиональных знаний и индивидуального подхода к каждому клиенту. Комбинируя различные техники и стратегии, психотерапевт может помочь клиенту снизить уровень тревоги, развить навыки самопомощи и улучшить качество его жизни.