Найти в Дзене
Философия f/5.6

Nikkor 20/4 :: самый маленький сверхширик на зеркало

Свою первую цифрозеркалку Nikon D50 я купил в 2006 году с китовым объективом 18-55/3.5-5.6 G ED. Объектив хороший, а за свою тогдашнюю цену около $100 просто великолепный. Он был достаточен для съёмки большинства прогулочных сюжетов и непритязательных портретов. Но старый плёночный опыт принудил меня поискать фикс-ширик с малыми габаритами. В 2009 году посчастливилось приобрести один из знаковых никоновских фиксов, о котором тепло отзываются многие фотографы-плёночники. Nikkor 20/4 отличается от остальных ретрофокусных сверхширокоугольников (СШ – всё, что короче 24мм) необъяснимо малыми габаритами. Объектив размерами похож на полтинник. Я не припомню ни одной другой двадцатки на зеркало с кадром 24х36 какого-либо бренда, с высотой 35,5мм от посадочной поверхности до среза фильтродержателя. Для удобства использования я снял «заячьи уши». Nikkor 20/4 версий K (с заячьими ушами и без Ai-зацепа) выпускался с 1974 по 1977 годы; а с зацепом и ушами менее года – с марта 1977 по январь 78 год

Свою первую цифрозеркалку Nikon D50 я купил в 2006 году с китовым объективом 18-55/3.5-5.6 G ED. Объектив хороший, а за свою тогдашнюю цену около $100 просто великолепный. Он был достаточен для съёмки большинства прогулочных сюжетов и непритязательных портретов. Но старый плёночный опыт принудил меня поискать фикс-ширик с малыми габаритами.

В 2009 году посчастливилось приобрести один из знаковых никоновских фиксов, о котором тепло отзываются многие фотографы-плёночники. Nikkor 20/4 отличается от остальных ретрофокусных сверхширокоугольников (СШ – всё, что короче 24мм) необъяснимо малыми габаритами. Объектив размерами похож на полтинник. Я не припомню ни одной другой двадцатки на зеркало с кадром 24х36 какого-либо бренда, с высотой 35,5мм от посадочной поверхности до среза фильтродержателя. Для удобства использования я снял «заячьи уши».

Nikkor 20/4 версий K (с заячьими ушами и без Ai-зацепа) выпускался с 1974 по 1977 годы; а с зацепом и ушами менее года – с марта 1977 по январь 78 года. Мой экземпляр №131409 первого месяца выпуска – март 77-го. Оптически он мне нравится уже с открытой диафрагмы, хотя хроматические аберрации в углах есть, но они заметно меньше, чем у китового 18-55. Минималка 0,3м; ход фокусера около 140°, 7 лепестков диафрагмы. Благодаря нечётному количеству лепестков ночная съёмка со штатива на диафрагме f/11 - f/16 даёт 14 лучиков вокруг источников света. Следующей двадцаткой Никона стал более крупный объектив 20/3.5, выпускавшийся с декабря 1977 и по сентябрь 84 года. Такой же диаметр под фильтр, но высота объектива больше. Тоже хорошая двадцатка, её хвалят.

Собственно для цифрокропа, чтобы получить ЭФР 30мм, я Nikkor 20/4 и брал. Он достаточно удобен для съёмки на улицах города. Как правило, закрываю диафрагму до f/8, чтобы добиться достаточно большой ГРИП и хорошей резкости, но не получить длинную выдержку. Хотя им можно смело фотографировать с выдержкой 1/15". Редко найдётся сюжет, который не поместится в горизонтальный кадр. Виньетирование, характерное для многих сверхширокоугольников, способствует тому, что небо на цифре получается весьма сочным. Яркие цвета этого объектива сразу были мною замечены.

Вот что пишут о Nikkor 20/4 зарубежные источники:

### Вопреки обычной практике, когда следующая версия объектива делалась более светосильной, в данном случае наблюдается исключение. Новая двадцатка (Nikkor 20/4 K), сменившая в 1974 году Nikkor 20/3.5UD, была темнее. Это было сделано для того, чтобы обеспечить компактность и малый вес объектива (210 грамм против 390 у 20/3.5UD). Угол обзора в 94 градуса достигался использованием 10 линз в 8 группах и с возможностью TTL-замера ( Nikkor-O 2.1 cm f/4 1959 года был, фактически, шкальным – использовать его можно было только с поднятым зеркалом и с дополнительным видоискателем в „горячем башмаке“). Диаметр резьбы под светофильтр Nikkor 20/4 был значительно уменьшен – 52мм против 72мм у предыдущей версии.

Оптические аберрации, характерные для широкоугольников, удалось свести к минимуму, обеспечив высокую резкость без ухудшения контраста, что непросто сделать у объектива ретрофокусной схемы. Для уменьшения „зайцеловкости“ применено многослойное просветление (NIC – Nikon Integrated Coating). У Nikkor 20/4, к счастью, почти нет проблем с ореолами и засветками, так что бленда вам не понадобится. При таком широком угле и большой ГРИП, двадцатка, наравне с 15мм и 18мм объективами, хороша для съёмки в помещениях и для пейзажа с эффектом присутствия и отменной детализацией.

Как и другие подобные широкоугольники, Nikkor 20/4 даёт большую ГРИП и потому мало нуждается в фокусировке начиная с диафрагмы f/5.6. При использовании реверсивного макроадаптера BR-2, объектив обеспечивает 12-кратное увеличение – одно из самых высоких среди никоновских объективов (достигается масштаб 2,6:1). Этому интересному и вполне доступному „стеклу“ предшествовал весьма светосильный non-AI Nikkor 20/2.8 – выставочный прототип, демонстрировавшийся на Фотокине в 1976 году, но так и не пошедший в серию. ### конец цитаты.

Под этот замечательный Nikkor 20/4 я почти сразу купил свой первый плёночник Nikon F2 со 100% видоискателем в котором кадр виден таким, каким он будет на плёнке. На кадре 24х36 объектив позволяет очень близко подходить к зданиям и, за счёт сильных перспективных искажений, получать дополнительный динамизм фотографий. Широкий угол нещадно валит вертикали; я специально не правлю геометрию фотографий, чтобы показать, как будет выглядеть фотография на бумаге.

Так как задняя линза невелика, «зайцы» ловятся не очень большие. Контровый свет объектив держит неплохо. Для съёмки городской архитектуры Nikkor 20/4 очень хорош; широкий угол обзора позволяет включить в кадр много неба и одновременно не порезать ноги людей на ближнем плане.

Объектив заставляет уделять много внимания композиции кадра, тщательно следить за его границами, применять диагональные построения; желательно чем-то заполнять передний план. Фотографирую объективом на диафрагмах f/5.6 - f/8, фокусер, за редким исключением, выставлял на бесконечность. На чёрно-белой плёнке Nikkor 20/4 тоже хорош.

На современных полнокадровых цифротушках этот сверхширик используют многие фотолюбители. Как отмечают некоторые из них, Nikkor 20/4 не так великолепен, как 14-24/2.8, но гораздо более удобен для пейзажной фотографии. Как правило, купившие хороший экземпляр Nikkor 20/4 редко с ним расстаются.

Статья написана без использования нейросетей.
Автор текста: Елизаров Сергей [necster].
Фотографии автора, если не указано иное.