Найти в Дзене

Подробно о практике йога-нидра

Йога-Нидра — это уникальная техника, разработанная Свами Сатьянандой Сарасвати, сочетающая элементы классической йоги, психологии и тантрических практик. Название «Йога-Нидра» состоит из двух слов: Дословно сочетание слов «Йога-Нидра» можно перевести как «единение, сопряжение через сон». Йога-Нидра – это состояние глубокого расслабления, не только телесного, но также и ментального и эмоционального. Следствием такого полного и глубокого расслабления становится погружение сознания в особое состояние между сном и бодрствованием, при полном сохранении сознательного контроля. Св.С. Сарасвати называет это состояние гипнайогическим, или, собственно – Йога-Нидрой. Это состояние характерно тем, что: восприимчивым к усвоению различной новой информации; Св.С. Сарасвати о целях Йога-Нидры пишет следующее: «…Предварительная цель йога-нидры – расслабить тело и ум. Вторая цель – отделить себя от тела и ума…» Используя такой мощный и высокоточный инструмент как состояние сознания между сном и бодрство
Оглавление

Что такое практика Йога-Нидры

Йога-Нидра — это уникальная техника, разработанная Свами Сатьянандой Сарасвати, сочетающая элементы классической йоги, психологии и тантрических практик.

Название «Йога-Нидра» состоит из двух слов:

  • «йога» – которое можно перевести с санскрита как упряжь, сопряжение, союз, единство
  • «нидра» – в переводе с санскрита - сон.

Дословно сочетание слов «Йога-Нидра» можно перевести как «единение, сопряжение через сон».

Йога-Нидра – это состояние глубокого расслабления, не только телесного, но также и ментального и эмоционального. Следствием такого полного и глубокого расслабления становится погружение сознания в особое состояние между сном и бодрствованием, при полном сохранении сознательного контроля.

Св.С. Сарасвати называет это состояние гипнайогическим, или, собственно – Йога-Нидрой.

Это состояние характерно тем, что:

  • разрывается связь между воспринимающим умом и чувственными каналами, что, по сути, является состоянием пратьяхары – отвлечением чувств от привязанности к внешним и внутренним образам, возникающим в уме вследствие восприятия;
  • вследствие отвлечения ума от чувств, ум становится однонаправленным и исключительно

восприимчивым к усвоению различной новой информации;

  • происходит естественное осознанное взаимодействие со слоями подсознательной и бессознательной психики;

Св.С. Сарасвати о целях Йога-Нидры пишет следующее: «…Предварительная цель йога-нидры – расслабить тело и ум. Вторая цель – отделить себя от тела и ума…»

Используя такой мощный и высокоточный инструмент как состояние сознания между сном и бодрствованием, Йога-Нидра является высокоэффективным средством достижения двух основных целей:

  1. достижение и уверенное закрепление на пятой ступени пути классической восьмиступенчатой йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали Пратьяхаре, а также дальнейшее продвижение по пути сосредоточения сознания в Дахране, Дхьяне и Самадхи;
  2. очищение кармы (через осознанное взаимодействие с бессознательным) – это цель, полностью поддерживает первую цель – продвижение к Самадхи;
-2

В качестве второстепенных целей, или даже скорее побочных эффектов от практики Йога-Нидры, можно назвать следующие:

  • управление окружением и событиями своей жизни посредством санкальпы.

Здесь можно отметить, что направленность санкальп зависит от практикующего:

  • если он идёт путём Йоги – эффекты санкальп, скорее всего, будут направлены на продвижение по этому пути,
  • если практикующий живёт мирской жизнью – эффекты санкальп будут направлены на достижения личного благополучия;
  • укрепление здоровья как физического, так и психического, посредством снятия стрессов, телесных зажимов, психоэмоциональных блоков;
  • укрепление памяти, накопление знаний;
  • интеграция обоих полушарий мозга
  • повышение творческих способностей;
  • личностный рост и преобразование всей личности.
-3

Суть метода

Суть метода Йога-Нидры сводится к следующему – посредством нескольких специальных техник, применяемых в строго определённой последовательности, перевести сознание практикующего в состояние «между сном и бодрствованием». И уже в этом состоянии сознания практикующий учится произвольно входить и удерживать сознание в пратьяхаре, осознанно погружать санкальпу в бессознательную психику, а также прорабатывать и очищать бессознательную психику от физических и психоэмоциональных блоков.

Т.е. в итоге практикующий Йога-Нидру обучается трём основным, базовым навыкам:

  • глубокое телесное расслабление;
  • остановка деятельности ума;
  • актуализация и удержание сознания в пратьяхаре

Когда базовые навыки освоены, дальнейшая практика ведёт к актуализации высших состояний сознания – Дахрана, Дхьяна и Самадхи

Последовательность этапов развёртывания метода Йога-Нидры можно схематично представить следующим образом:

  • переключение ума с внешней на внутреннюю направленность (ограничение внешнего восприятия; приглушение ощущений/ чувств; ограничение ментального конструирования)
    Техники:
    Релаксация, Ротация сознания, Сознательное дыхание, Актуализация противоположных ощущений/чувств, Осознание тела, Визуализации;
  • занять ум деятельностью, исключающей ментальное конструирование и концентрацию
    Техники:
    Релаксация, Ротация сознания, Сознательное дыхание, Актуализация противоположных ощущений/чувств, Осознание тела, Визуализации;
  • настройка осознанного канала взаимодействия сознательной и бессознательной психики
    Техники:
    Внутреннее пространство (Чидакаша Дхарана), Визуализации;
  • актуализация и удержание сознания в пратьяхаре
    Техники: Внутреннее пространство (Чидакаша Дхарана);
  • проработка глубинных физических и психоэмоциональных блоков, погружение санкальпы в бессознательную психику
    Техники:
    Визуализации, Санкальпа;
  • плавный переход к бодрствующему сознанию
    Техники:
    Завершение;
-4

Вариации практики

Т.к. психофизическая система «Человек» – это именно система, т.е. целостность, упорядоченная структура, то в силу этой её упорядоченности имеется усреднённая, оптимальная последовательность техник осознанного погружения сознания в какое-либо определённое состояние. В данном случае рассмотрим оптимальную последовательность актуализацию состояния «между сном и бодрствованием», состояния пратьяхары.

Полная последовательность применения техник погружения сознания представлена Св. С. Сарасвати следующим образом:

  • Подготовка – Шавасана; Общие инструкции, настройка на практику; Подготовка Санкальпы;
  • Расслабление – варианты техник расслабления физического тела
  • Санкальпа-1 – заявление о своём Намерении
  • Ротация сознания – варианты перемещения внимания по определённой последовательности точек тела
  • Осознание тела – техники осознания «периметра» своего тела
  • Сознательное дыхание – варианты техник осознанного дыхания
  • Актуализация противоположных ощущений/чувств – варианты техник актуализация противоположных ощущений и/или чувств
  • Внутреннее пространство-1 (Чидакаша Дхарана) – варианты техники созерцания экрана внутреннего пространства и актуализации состояния пратьяхары (внутреннего наблюдателя)
  • Визуализация – варианты техник визуализации
  • Внутреннее пространство-2 (Чидакаша Дхарана) – варианты техники созерцания экрана внутреннего пространства и актуализации состояния пратьяхары (внутреннего наблюдателя)
  • Санкальпа-2 – погружение Намерения в бессознательное
  • Завершение – варианты техники возвращение к бодрствующему сознанию
-5

Имеющееся разнообразие вариаций можно свести к трём основным категориям:

1. Варианты по длительности одного занятия.

Кроме полной последовательности длительностью до 40 минут существует и сокращённая последовательность длительностью до 20 минут.

Сокращённая последовательность применения техник погружения сознания представлена

Св. С. Сарасвати следующим образом:

  • Подготовка – Общие инструкции, настройка на практику;
  • Санкальпа-1 – Подготовка Санкальпы; заявление о своём Намерении
  • Ротация сознания – варианты перемещения внимания по определённой последовательности точек тела
  • Осознание тела – техники осознания «периметра» своего тела
  • Актуализация противоположных ощущений/чувств – варианты техник актуализация противоположных ощущений и/или чувств
  • Визуализация – варианты техник визуализации
  • Санкальпа-2 – погружение Намерения в бессознательное
  • Завершение – варианты техники возвращение к бодрствующему сознанию

2. Варианты содержания каждой техники.

Вариантов каждой техники Св. С. Сарасвати даёт довольно обширное количество. Можно всё разнообразие каждой техники свести к нескольким категориям:

  • Санкальпа. Условно, весь объём всевозможных намерений можно распределить внутри системы координат с осями:

Ø Мирское (личное благополучие) / Духовное (продвижение по избранному духовному пути);

Ø Общее (имеющее общечеловеческую ценность – здоровье, например) / Конкретное (что-то очень личное, например телефон конкретной модели);

Ø Простое (выраженное одним словом) / Сложносоставное (выраженное коротким словосочетанием или коротким предложением, и подразумевающее, что для осуществления данного утверждения необходимо обеспечить выполнение ещё ряда сопутствующих условий, что-то в духе желания старого нищего одинокого слепого: «Я хочу увидеть, как мои внуки играют алмазами на седьмом этаже моего дворца!»)

Т.о. несмотря на кажущуюся простоту, составление Санкальпы можно вывести на уровень искусства.

· Ротация сознания.

Имеется две основных разновидности, условно – «Круговая» и «Маятником»

Ø Круговая: движение по кругу с правой стороны на левую, потом снизу вверх и снова вниз

Ø Маятником: движение справа налево между симметричными участками тела

· Осознание тела.

Имеется три основных разновидности, которые можно произвольно комбинировать в рамках одного занятия:

Ø Тело-пол;

Ø Тело-воздух (осознание поверхности кожи);

Ø Соприкасающиеся участки тела (губы, веки и др.)

Актуализация противоположных ощущений/чувств.

Здесь можно выделить по три пары противоположных ощущений и чувств. Можно их использовать в любой комбинации.

Ø Ощущения: Тяжесть-Лёгкость; Тепло-Холод; Боль-Удовольствие;

Ø Чувства: Радость-Печаль; Восторг-Отвращение; Гнев-Страх

Визуализации.

Наибольшая вариативность представлена в этой технике. Можно выделить три основные категории:

Ø Сюжетные – последовательность символов в форме сюжетного рассказа, с основным символом в кульминации – Парк-храм; Гора; Парящее тело; Колодец-океан; Межбровный центр; Золотое яйцо; и др.

Ø Потоковые – произвольный поток отдельных, не связанных между собой, символов

Ø Системные – поддержка пути Йоги, т.е. визуализация символов, являющихся традиционными представлениями о структурной надстройке в виде «тонких» тел – ОМ (символ/звук), асаны, чакры, каналы, энергии, ауры и т.д.

3. Варианты для возрастных групп.

Есть отдельный вариант Йога-Нидры для детей, учитывающий особенности их психического развития.

-6

Ценность в современном мире

Современный темп жизни создаёт повышенные требования к организму, приводя к хроническому стрессу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, депрессии и снижению иммунитета.

Йога-Нидра служит отличным способом профилактики и реабилитации, помогая восстановить ресурсные запасы организма и укрепить нервную систему.Основные преимущества практики включают:

  • Улучшение качества сна.
  • Повышение устойчивости к стрессовым факторам.
  • Укрепление иммунной системы.
  • Улучшение когнитивных функций и концентрации.
  • Нормализацию артериального давления и сердечного ритма.
  • Снижение тревожности и депрессивных состояний.

Кроме того, Йога-Нидра доступна любому возрасту и уровню подготовки, её можно практиковать самостоятельно, на курсах или с использованием аудиозаписей опытных преподавателей.

Св. С. Сарасвати в своей книге «Йога Нидра» свидетельствует о успешно проведённых экспериментах и использования Йога-Нидры в качестве терапевтического средства при излечении различных психических расстройств, бессонницы, наркомании и алкоголизма, некоторых хронических болезней, для облегчения боли.

Также Йога-Нидра показана при беременности и для лиц пожилого/старческого возраста как терапевтическое средство для преодоления специфических комплексов психологического характера, связанных с изменяющимися физиологией.

Вот что о контексте современной ситуации пишет Св. С. Сарасвати:

«…в контексте современной ситуации, когда человечество страдает от многих болезней и жалоб, связанных со стрессами, можно сделать вывод о том, что современные болезни происходят от чрезмерного отождествления души с сомой или материальным телом, где посредником выступают сенсорные каналы, что и приводит к нервному истощению, изнеможению и даже к значительному ухудшению здоровья.

Йога-Нидра эти деструктивные психосоматические тенденции весьма эффективно устраняются противоположным соматопсихическим путем. Психосоматический баланс восстанавливается спонтанно благодаря высвобождению закрепощенной праны (жизненной силы, нервной энергии), которая отвлекается от сенсорных каналов и ощущений в состоянии пратьяхары и привлекается к перенапряженным тканям, железам и органам для их оздоровления и омоложения…»

Неизменной же ценностью Йога-Нидры остаётся прямая направленность на продвижение по пути духовного совершенствования (актуализация самадхи). В наши дни эта ценность приобрела новое качество в связи с высокой информационной проницаемостью общества. Теперь жемчужина сокровенных знаний о высших состояниях сознания и о пути, ведущему к ним, доступна огромному числу людей на планете. Теперь, по большому счёту, отпала необходимость в преодолении внешних препятствий на пути к вершинам духа (например, таких как поездка в другую страну) и можно сразу сосредоточиться на решении вопросов внутреннего сопротивления движению по избранному пути.

Автор: Дмитрий Сергеев.
Ближайший курс
«Йога-нидра и техники осозанного расслабления»