Найти в Дзене

Загадка Красного Здания в романе «Град обреченный» братьев Стругацких.

Приветствую вас мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о замечательном романе Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный», а если еще точнее, то о деле Андрея Воронина, которое ему пришлось расследовать, когда он был на должности следователя, и это, конечно же, загадочное Красное Здание. Я думаю, что пересказывать сюжет нет никакого смысла, так как читателей у братьев очень много, знакомы с этой вещью все, кому нравятся работы Аркадия и Бориса. Поэтому приступим. У меня нет цели навязывать вам свое видение книги, я лишь хочу поделиться мнением после прочитанного. Возможно, оно кому-то будет интересно. Как мы знаем, братья Стругацкие в своих произведения очень часто, если не всегда, поднимают остросоциальные вопросы, давая по ним свою точку зрения, выраженную в неком авторском замысле, или просто транслируя действительность, оставляя все рассуждения на голову читателя. Многие приемы и образы, которые они используют в своих произведениях, не случайны. Так, в романе «Град обреченный» е
«Опустошение и гибель на пути их; они не знают пути мира, и нет правосудия на стезях их, они сами искривили свои пути; никто, ходящий по ним, не знает мира. Потому-то и далеко от нас правосудие, и правда не доходит до нас; мы ожидаем света, но вот тьма; ждем сияния, но ходим во мраке; ощупываем стену, как слепые, и ощупью ходим, как безглазые, в полдень спотыкаемся, как в сумерки, в темноте, как мертвецы». Исаия, 59, 2-4, 6-10
«Опустошение и гибель на пути их; они не знают пути мира, и нет правосудия на стезях их, они сами искривили свои пути; никто, ходящий по ним, не знает мира. Потому-то и далеко от нас правосудие, и правда не доходит до нас; мы ожидаем света, но вот тьма; ждем сияния, но ходим во мраке; ощупываем стену, как слепые, и ощупью ходим, как безглазые, в полдень спотыкаемся, как в сумерки, в темноте, как мертвецы». Исаия, 59, 2-4, 6-10

Приветствую вас мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о замечательном романе Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный», а если еще точнее, то о деле Андрея Воронина, которое ему пришлось расследовать, когда он был на должности следователя, и это, конечно же, загадочное Красное Здание.

Я думаю, что пересказывать сюжет нет никакого смысла, так как читателей у братьев очень много, знакомы с этой вещью все, кому нравятся работы Аркадия и Бориса. Поэтому приступим.

У меня нет цели навязывать вам свое видение книги, я лишь хочу поделиться мнением после прочитанного. Возможно, оно кому-то будет интересно.

Аркадий и Борис Стругацкие.
Аркадий и Борис Стругацкие.

Как мы знаем, братья Стругацкие в своих произведения очень часто, если не всегда, поднимают остросоциальные вопросы, давая по ним свою точку зрения, выраженную в неком авторском замысле, или просто транслируя действительность, оставляя все рассуждения на голову читателя.

Многие приемы и образы, которые они используют в своих произведениях, не случайны.

Так, в романе «Град обреченный» есть таинственное «Красное Здание», в котором пропадают люди. Лишь некоторым везет из него выбраться ценой синяков и шишек или переломанных рук и ног. Главный герой, Андрей Воронин, тоже попадает в этот дом и играет там с Великим Стратегом в шахматы фигурами, которые олицетворяют реальных людей. Для Воронина – это его друзья или люди, которых он знал, но их больше нет в живых, для Великого Стратега – это его окружение, которым он верховодит каждый день как ему вздумается.

По поводу Красного Здания по интернету гуляет очень много точек зрения разных людей. Например, если фигуры, которыми играет Андрей Воронин, всем понятны, то по поводу Великого Стратега и идентификации его фигур не все так однозначно, высказываются все, и, бывает, что мнения рознятся, кого же он, прекрасный и непоколебимый, все-таки двигает по доске. Некоторые утверждают, что Великий Стратег – это И.В. Сталин, кому-то мерещится В.И. Ленин, но, конечно, как мне кажется, это был И.В. Сталин, потому что по тексту фигурирует конфликт в Корее, который прямо отсылает к И.В. Сталину. В фигурах Великого Стратега видят и Г.К. Жукова, и М.Н. Тухачевского, и С.М. Буденного, и Л.Д. Троцкого, кто-то вообще считает, что идентификация не имеет смысла. Именно к последним отношусь и я. Мне кажется, что Красное Здание, как и Великий Стратег с его фигурами – это лишь литературные образы, которые вызваны пробудить в нас некоторые чувства. Да, то что цвет здания красный и то, что описания фигур и самого Великого Стратега сделаны так, что начинают наводить на определенные мыли – это, конечно же, не случайность, а сделано сознательно, потому что работа эта уже написана поздними Стругацкими, которые потеряли веру в руководителей и чиновников СССР, а также в их идеи, которые они высказывали с трибуны. Хотя, Аркадий Натанович и Борис Натанович в своих интервью отнекивались от четких параллелей литературных образов с аналогами действительности, отдавая больше все на откуп фантазии читающих. Возможно, они так говорили специально.

Шахматная партия Андрея Воронина и Великого Стратега.
Шахматная партия Андрея Воронина и Великого Стратега.

Что же касается самого Красного Здания, то тут тоже не так все однозначно. Некоторые читатели считают, что это образ, олицетворяющий разум. Кто-то продвинулся в этой концепции еще дальше и определил Красное Здание как сон, порожденный разумом, в котором Андрей Воронин, напитанный провозглашающимися идеями в Советском Союзе, вдруг получает такой переворот мышления. Есть также точка зрения, что Красное Здание - это душевные глубины, в которых Андрей отказывается быть «солдатом единой армии». Для кого-то Красное Здание - это символическое выражение бессмысленного существования человека в целом и человека в частности. Но самой же распространенной точкой зрения является понимание Красного Здания как образа совести любого человека, перешагивающего порог этого дома. Об этом, кстати, говорит и Изя Кацман, который считает, что это не более чем «бред взбудораженной совести». Наставник же на это говорит Андрею вот что:

- Что ж, Кацман умен. Я надеюсь, с этим ты не будешь спорить?

Один из авторов, Борис Натанович Стругацкий, в своем интервью по Красному Зданию говорит так:

Не надо воспринимать Красный Дом как некое явление из области научной фантастики. «Град обреченный» не есть НФ. Это – притча. И Красный Дом не загадочный физический объект, а элемент притчи. Как Нос майора Ковалева или бал Воланда.

Конечно, я согласен с тем, что этот литературный образ призван частично открыть для нас главного героя с новой стороны, призван оголить перед читателем его душу и показать, что он из себя представляет в таких сложных вопросах. Но также мне кажется, что все не так уж просто и поверхностно, как думает большая часть читателей. Мне видится, что авторы добавили дом не только для того, чтобы раскрыть персонажа. На мой взгляд, тут ставится вечный и острый вопрос, что делать среднестатистическому человеку с таким вот Великим Стратегом, который есть в каждом государстве. Способен ли такой человек что-то противопоставить Великому Стратегу и как-то выпутаться.

Андрей Воронин и Красное Здание
Андрей Воронин и Красное Здание

Конечно, позиция Великого Стратега всем понятна. Она простая и в ней нет ничего противоречивого. Великий Стратег находится в суперпозиции, где все законы, все правила, придуманные, отредактированные им, работают на него же, где он охраняется сразу несколькими линиями обороны, на его стороне пешки, кони, слоны, ладьи, ферзь, и даже король не он, а кто-то, кто нужен до определенного момента. Великий Стратег – это собирательный образ человека, для которого в мире все является лишь средством достижения цели, и поэтому в нужный момент можно отказаться от всего, от друзей, от братьев и сестер, от родителей, от шестерок, которыми он управляет. Для настоящего Великого Стратега нет ничего сложного в этом мире, из любой ситуации можно выпутаться, потому что всегда можно предать каждого для достижения своих целей. Подсознательно для Великого Стратега нет никогда своего, есть только пешки и разменные монеты, и даже если сегодня пешке навесили медалей, и она стала ферзем, то в удобный момент надо низвергнуть и ее до уровня плинтуса. История знает множество необычайных взлетов и таких же триумфальных падений. Великий Стратег не досягаем еще и по той причине, что изначально от всех требует честной игры по его же правилам, по понятным причинам выиграть в такой ситуации не представляется возможным, но даже если запахнет жареным, то он откажется и от этих правил, переступит через все и пойдет дальше, оставив очередную жертву в дураках у разбитого корыта, и развалившаяся линия обороны, которая перекрывает стратега, будет снова выстроена в прекрасный рядок, снова прибегут марионеточные кандидаты в короли, ферзи, ладьи, слоны и кони. Справедливый вопрос, а почему они быстро выстроятся, а потому что перед ними будет линия из маргинальных пешек, и им этого будет достаточно, потому что первыми в жерло бросят не их. А что Великий Стратег? Великий Стратег займется своим делом, он будет играть, играть и делать из пешек коней, из коней слонов, из слонов ферзей и т.д., просто по той причине, что он может это делать, и ему нравится это делать.

Но как быть обычному человеку, который не способен на такую душевную циничность и черствость?

"А, может, мы вместе со стратегом? Плечом к плечу?"
"А, может, мы вместе со стратегом? Плечом к плечу?"

Очень нравится, как братья Стругацкие показывают иллюзию Андрея. Изначально он, как типичный обыватель, даже верит в то, что они заодно со стратегом.

…и тогда вдруг ослепительное озарение обрушилось на него. Ну конечно же, он никакой не противник великого стратега! Ну конечно же, вот в чем дело! Он его союзник, верный его помощник, вот оно – главное правило этой игры! Играют не соперники, играют именно партнеры, союзники, игра идет в одни-единственные ворота, никто не проигрывает, все только выигрывают… кроме тех, конечно, кто не доживет до победы…

Но по мере того, как у Андрея умирают фигуры, олицетворяющие мертвых, и приходит черед живых дорогих ему людей, а ими он уже жертвовать не готов, что-то надрывается в голове, как разорвавшийся нарыв. Мне тут еще почему-то представились люди, которые очень часто кричат речи во славу Великих Стратегов и их идей, голосят про «плечом к плечу, вместе с Великим Стратегом на коне», но только до тех пор, пока в обойму пулемета вставляются жизни других людей, которые им не знакомы и мало интересны, не их дети, не их родители и не они сами. В такие моменты да, вселенский подъем и горы по колено, но только дайте просто сидеть на своем милом диванчике.

Великому Стратегу что-то противопоставить сложно, так как все его, и все направлено на него. Он управляет на этой территории и ему решать, как быть дальше, кому умереть, а кому остаться в живых, но только до случая… Это кукловод, который дергает за ниточки и навязывает всем куклам свою «праведную» волю.

Великий стратег был более чем стратегом. Стратег всегда крутится в рамках своей стратегии. Великий стратег отказался от всяких рамок. Стратегия была лишь ничтожным элементом его игры, она была для него так же случайна, как для Андрея – какой-нибудь случайный, по прихоти сделанный ход. Великий стратег стал великим именно потому, что понял (а может быть, знал от рождения): выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится – отказаться и от них. Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника. Кто сказал, что короля надо беречь и уводить из-под шаха? Вздор, нет таких королей, которых нельзя было бы при необходимости заменить каким-нибудь конем или даже пешкой. Кто сказал, что пешка, прорвавшаяся на последнюю горизонталь, обязательно становится фигурой? Ерунда, иногда бывает гораздо полезнее оставить ее пешкой – пусть постоит на краю пропасти в назидание другим пешкам…
"Брови гениального партнера медленно приподнялись, коричневатые с крапинками глаза удивленно-насмешливо прищурились".
"Брови гениального партнера медленно приподнялись, коричневатые с крапинками глаза удивленно-насмешливо прищурились".

Повторю еще раз вопрос, но что же делать Андрею в таком случае? Герой спасается из ситуации бегством, но спасается ли? Ведь как мы знаем, у кого заканчивается время на обдумывание хода, тот проигрывает и теряет все фигуры, о чем нам напоминаю Аркадий и Борис, если мы забыли про это. Причем надо понимать, что «заканчивающееся время на ход» - это очередное правило Великого Стратега, которое защищает его и играет ему на руку до того момента, как мы понимаем, пока оно нужно и необходимо для осуществления его замыслов. Можно подумать, что Воронин переступает через правила своим отказом и бегством, но проблема в том, что фигуры остались на шахматной доске под властью Великого Стратега. Получается, что Андрей, проявив мягкотелость, не навязав своих правил игры, проигрывает. Все, как и в жизни... Можно бросить все, убежать, но будет ли это решением проблемы? Решение тут одно, отказаться от несправедливых, кровожадных правил Великого Стратега так, чтобы они не могли оказать влияние, но и навязать свою игру, чтобы партнер по игре не смог применить уже свои старые правила. Тогда, конечно, Великий Стратег будет переигран. Но что конкретно делать? У каждого человека ответ на этот вопрос должен быть свой, кто-то может отчаяться и понять, что лучше ему идти «плечом к плечу» со стратегом и вершить ЕГО «великие» дела, понимая свою беспомощность, мелкость, неспособность что-то навязать. Тут я предложу каждому подумать самостоятельно, найти свой выход, потому что неблагодарное это дело, что-то кому-то советовать, да и багаж опыта у всех свой. Даже многие интервью Аркадия и Бориса, которые я видел или читал, говорят о том, что братья не особо любили давать исчерпывающие ответы, каждый сам вершит свою судьбу. Мне кажется, что авторы закладывали этот вопрос в Красное Здание, хочется верить, что я тут что-то понял помимо основной темы с совестью и трансформацией личности.

Перед своим бегством из Красного Здания Андрей Воронин, сидя на порожках, вспоминает своего брата, Сергея Михайловича Воронина, который погиб под «розовым акварельным небом Кореи» за идеи Великого Стратега. Там, в этой далекой стране, Великий Стратег схлестнулся с другим Великим Стратегом Америки, развернулась нешуточная великая игра, борьба умов и стратегий, а брат остался там навсегда «со своим полным набором орденов Славы» и двумя письмами, отправленными на Родину маме и брату. Такие же герои были и со стороны Великого Стратега Америки, которые умирали за идеи капиталистического империализма, приободряемые громкими речами Бобов Хоупов, Джонов Уэйнов, Дэнни Томасов, Марленами Дитрих и др. (слонами, конями, ферзями, ладьями).

Аркадий и Борис Стругацкие.
Аркадий и Борис Стругацкие.

Стругацкие на то и Стругацкие, чтобы таким вот незатейливым элементом в виде Красного Здания убить сразу двух зайцев: раскрыть внутренние качества главного героя, его противоречия, оголить его понятия о совести, морали и нравственности, сделать героя более выпуклым литературным образом, а также поставить этот самый извечный вопрос – «Что же делать в таком случае?» Причем братья не дают четкого ответа, они лишь показывают, насколько хорош Великий Стратег, и в чем заключается его извечная сила, и почему он всегда будет на коне. По Андреям, как мне кажется, вывод должен быть таким, не надо придерживаться правил игры Великого Стратега, нужно в моменте суметь отказаться от его правил и пойти дальше, как сделал бы он со всяким Андреем.

Но еще Красное Здание нужно для того, чтобы показать, как в душе одного человека способны уживаться диаметрально противоположные вещи. Воронина нам рисуют совестливым человеком, который не готов в шахматной партии жертвовать живыми людьми. Многие читатели даже говорят, что в Красном Здании происходит «положительный надлом героя», после этого дома Андрей «выходит еще более совестливым». Но я с этим не соглашусь. Да, в шахматной партии главный герой выгораживает Вана, своего друга, из-под удара, и еще других людей из своего окружения, но уже после Красного Здания Воронину попадается Изя Кацман, которого он сначала арестовывает, а потом отдает в лапищи Фрицу Гейгеру (вчерашнему нацисту-гитлеровцу), чтобы из него выбили всю правду. Где же тут, спрашивается, «стал еще более совестливым»? Вера Андрея в чистоту Эксперимента, вера, которая крутится в его мозгу, как навязчивая идея, что все должно быть ради Эксперимента, так как Эксперимент не может быть плохим, эта самая вера подменяет преспокойно его совесть, и вот уже он готов на любые ужасные поступки, готов стать ближе с нацистом-гитлеровцем и даже не чурается методов работы своего отпетого друга, пускай методы плохие, но они же во славу Эксперимента. В тот самый момент, пока Фриц и Генрих Румер (кореш Фрица) ломают Изю, выбивают зубы Изе и переламывают ему руку, Андрей болтает с Наставником, а по факту со своим отражением, своим двойником, своей совестью, пытаясь убаюкать ее, и говорит, ведь это все не зря, а Наставник иронически мигает глазами, что дескать, конечно, не зря, ведь ради Эксперимента, а «Эксперимент есть Эксперимент».

И, получается, это можно расширить дальше, вера в идеалы Великих Стратегов, пусть тут уже и идеи экспериментаторов, ведь он вышел уже к этому моменту из Красного Здания, дает возможность перейти любые барьеры и забыть напрочь о совести и прочих шатких категориях, которые прежде всего заставляют проделывать человека работу над собой. Любую кровожадную идею можно согласовать с совестью. В душе обыкновенного человека способно поместиться все…

"- Ты взрослеешь, Андрей, - сказал он почти торжественно. - Медленно, но взрослеешь!"
"- Ты взрослеешь, Андрей, - сказал он почти торжественно. - Медленно, но взрослеешь!"

Андрей так и говорит Наставнику (своей совести):

- А тогда, если я даже не совсем уверен насчет Кацмана, все равно я поступил правильно. Мы не имеем права рисковать.

Цель оправдывает средства, вот что сквозит из этих слов.

И Наставник ему отвечает:

- Безусловно! – сказал Наставник. Он улыбался. Он был доволен Андреем, Андрей это чувствовал. – Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не ошибки опасны – опасна пассивность, ложная чистоплотность опасна, приверженность к ветхим заповедям! Куда могут вести ветхие заповеди? Только в ветхий мир.

Братья Стругацкие показали, как легко уживается «совесть для своих» и ужасные поступки, в которых свои перестают фигурировать, но которые «во благо» отвлеченной идеи или прочей пурги. Этот постоянный разговор, который происходит у каждого человека внутри, по мере очерствления может совсем прекратиться, и тогда Наставник не придет... Тут хотелось бы сделать отсылку еще и к Л.Н. Толстому, возможно, кому-то покажется неуместным, но он в одном своем труде тоже писал частично об этом, что любовь лишь только для своего окружения фактически сводится к корыстной любви себя любимого, в такой любви нет ничего выдающегося и высокого. Фактически это все та же зона комфорта для себя: делая только близким хорошо, мы делаем хорошо себе и больше никому.

Ну а у меня на этом все, я думаю, что тут есть то, о чем можно подумать всем…

С Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера.

Подписывайтесь, буду рад лайкам. Комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)

У меня есть свой Telegram-канал, там бывает очень интересно, подписывайтесь)

В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.

Также я есть еще и в ВКонтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.

Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным людям, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)

Берегите себя и своих близких!!!

Фэнтези
6588 интересуются