Найти в Дзене
Будни в Петербурге

Куинджи: Не только "Лунная ночь на Днепре", но и удивительный человек

Многие, вероятно, уже слышали, что в Русском Музее идет масштабная выставка, посвященная Архипу Куинджи. Я на ней еще не была, решила посетить позже, когда спадет массовый ажиотаж. Как схожу, то обязательно поделюсь впечатлениями. А пока предлагаю вспомнить о Куинджи не только как о гениальном художнике, но и как о человеке. 24 июля 1910 года в своей квартире на Васильевском острове в окружении семьи скончался Архип Иванович Куинджи. Трудно представить человека в России, который бы не слышал это имя или не был бы знаком с картиной, прославившей его, - "Лунная ночь на Днепре". Но насколько хорошо мы знаем самого человека, стоявшего за этим шедевром? Думаю, не очень. А ведь он был весьма неординарной личностью: яркой, талантливой, но при этом с множеством загадок в биографии, первая из которых - спорная дата его рождения. Считается, что Архип Иванович родился в 1841 или в 1842 году. Или даже 1843-м. Точную дату никто не знает. Сам художник об этом не распространялся, а документов, котор
Оглавление

Многие, вероятно, уже слышали, что в Русском Музее идет масштабная выставка, посвященная Архипу Куинджи. Я на ней еще не была, решила посетить позже, когда спадет массовый ажиотаж. Как схожу, то обязательно поделюсь впечатлениями. А пока предлагаю вспомнить о Куинджи не только как о гениальном художнике, но и как о человеке.

Архип Куинджи. Иллюзия света - выставка в Русском Музее идет до 30 марта 2026 года
Архип Куинджи. Иллюзия света - выставка в Русском Музее идет до 30 марта 2026 года

24 июля 1910 года в своей квартире на Васильевском острове в окружении семьи скончался Архип Иванович Куинджи.

Трудно представить человека в России, который бы не слышал это имя или не был бы знаком с картиной, прославившей его, - "Лунная ночь на Днепре". Но насколько хорошо мы знаем самого человека, стоявшего за этим шедевром? Думаю, не очень. А ведь он был весьма неординарной личностью: яркой, талантливой, но при этом с множеством загадок в биографии, первая из которых - спорная дата его рождения.

Художник без даты рождения

Считается, что Архип Иванович родился в 1841 или в 1842 году. Или даже 1843-м. Точную дату никто не знает. Сам художник об этом не распространялся, а документов, которые бы точно подтвердили год, не сохранились.

Родился он в местечке Карасу (Карасевка) Мариупольского уезда в семье грека-ремесленника. Рано осиротев, Архип воспитывался в нищете у дяди и с юных лет был вынужден браться за любую работу: пасти гусей, подрабатывать на местных стройках, таскать кирпичи, чистить сапоги. До 10 лет он успел окончить лишь несколько классов начальной греческой школы, а о полноценном образовании не могло быть и речи. При этом мальчик постоянно рисовал. Он находил холсты повсюду: на песке, на стенах, на обрывках бумаги.

Один из его доброжелателей, присмотревшийся к его рисункам, посоветовал Архипу обратиться к Ивану Айвазовскому, жившему тогда в своем имении под Феодосией. Чтобы тот взял его к себе в ученики. Однако встреча с великим маринистом принесла 14-летнему мальчонке лишь разочарование. Иван Константинович дал понять, что обучать его лично он не намерен, и вместо этого посоветовал Архипу ехать в Петербург и попытаться поступить в Академию Художеств.

Вернувшись в Мариуполь, Куинджи начал работать у местного фотографа ретушером фотографий, продолжая рисовать в свободное время. Но спустя десять лет, когда ему было 24 года, он все же уехал в Петербург штурмовать Академию Художеств...

Немного отвлекусь и напомню, как назывался Ретушер в 19 веке. Он назывался Светописец. Вот эта светопись, видимо, очень сильно повлияла на будущего художника. Где он только не был ретушером. И в Таганроге, и в Одессе, и в Петербурге...

Самоучка с талантом

Главным стимулом добиться известности была любовь. В 17 лет в родном Мариуполе он влюбился в 9-ти летнюю гречанку Веру Кетчерджи, девушку из богатой семьи. Для нищего сироты, каким был в то время Архип, одна только мысль о сватовстве к дочери богатого купца казалась несбыточной мечтой. Именно эта несбыточность и подтолкнула его к действиям.

Чтобы добиться руки девушки, нужно было совершить что-то поистине невероятное и выдающееся. Он хотел добиться признания, стать кем-то, чье имя будет звучать весомо. И этим "невероятным" стало решение отправиться в Петербург - город возможностей, город искусства, город, где мечты могли обрести реальность.

"Вид Исаакиевского собора при лунном освещении", 1869, художник Архип Иванович Куинджи. Картина находится в Смоленском Государственном художественном музее
"Вид Исаакиевского собора при лунном освещении", 1869, художник Архип Иванович Куинджи. Картина находится в Смоленском Государственном художественном музее

Но путь к успеху в Петербурге оказался не так то прост.

Главной целью молодого художника было поступление в Императорскую Академию художеств. Однако двери этого престижного учебного заведения не распахнулись перед ним с первого раза. Дважды он проваливал экзамены. И только с третьего раза его зачислили, но не как обычного студента, а как вольнослушателя. Это означало, что он мог посещать занятия и учиться, но не имел всех прав и привилегий полноправного студента. Тем не менее, это был огромный шаг к его мечте.

Образцового ученика из Куинджи не получилось. Он часто прогуливал занятия и не проявлял рвения к академическим работам. В этот же учебный период он познакомился с влиятельными художниками-передвижниками, в числе которых были Иван Крамской, Илья Репин и Виктор Васнецов. Вскоре его имя стало звучать в художественных кругах, а успех на выставках-передвижников настолько вдохновил и укрепил веру в себя как художника, что он покинул Академию спустя два года. Полноценного художественного образования Куинджи по итогу так и не получил.

"На острове Валааме", 1873. Первая работа Куинджи, которую купил лично Павел Третьяков, а Ф. М. Достоевский назвал ее "Национальным пейзажем". Картина находится в Третьяковской галерее в Москве
"На острове Валааме", 1873. Первая работа Куинджи, которую купил лично Павел Третьяков, а Ф. М. Достоевский назвал ее "Национальным пейзажем". Картина находится в Третьяковской галерее в Москве

История любви, скромности и благотворительности

Через несколько лет упорной работы Архип Иванович Куинджи получает известность и начинает выручать приличные деньги за свои работы. Его полотна стал покупать лично коллекционер Павел Третьяков, что стало лучшим подтверждением его таланта. Воодушевленный успехом, Архип возвращается в Мариуполь, чтобы сделать предложение возлюбленной, но получает отцовский отказ, мотивированный нестабильностью финансового положения жениха. Несмотря на это, Вера обещает ждать его сколько потребуется.

Куинджи снова уехал в Петербург, жил впроголодь, много работал. Спустя три года, обретя финансовую уверенность, Куинджи вновь вернулся за Верой. Они обвенчались в 1875 году, когда художнику было уже 34 года, а девушке - 21. Любовь оказалась на всю жизнь.

Гречанка Вера Кетчерджи и Архип Куинджи. Единственное дошедшее до нас изображение Веры - небольшой карандашный набросок, сделанный Архипом Ивановичем в 1875 году, вскоре после их свадьбы
Гречанка Вера Кетчерджи и Архип Куинджи. Единственное дошедшее до нас изображение Веры - небольшой карандашный набросок, сделанный Архипом Ивановичем в 1875 году, вскоре после их свадьбы

Куинджи был необыкновенным человеком, и жена, похоже, ему соответствовала. Слава художника уже гремела по всему миру, ассоциируясь с гением живописи и невероятными ценами на его полотна, но при этом семья жила очень скромно.

Это подтверждается даже выбором места для их свадебного путешествия. Вместо европейских курортов молодожены отправились на любимый художником остров Валаам. Это путешествие стало не только романтическим началом их совместной жизни, но и настоящим испытанием. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение, и супруги едва не погибли.

"Ночное", 1905-1908, художник Архип Иванович Куинджи. Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
"Ночное", 1905-1908, художник Архип Иванович Куинджи. Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Видимо, это событие стало поворотным моментом. Благополучно добравшись до берега, они пришли к выводу, что Господь сохранил им жизнь не просто так. С этого момента они решили сознательно отказаться от роскоши и все свои силы направить на благие дела. И слова не расходились с поступками.

Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным деньгам, был очень добрым и щедрым человеком. Приняв в 1894 году предложение возглавить пейзажную мастерскую Академии Художеств в звании профессора, он проявил себя как заботливый наставник. Он относился к своим многочисленным талантливым ученикам как к родным детям: возил на пленэры в Крым, по заграницам, угощал в ресторанах, помогал советом, щедро делился опытом и всегда оказывал материальную поддержку, никогда не требуя платы за обучение. Он верил в молодых художников и хотел, чтобы искусство развивалось.

Архип Куинджи заслужил признание при жизни. В 1894 г. он стал профессором пейзажной мастерской в Академии художеств. Художник по центру в окружении учеников
Архип Куинджи заслужил признание при жизни. В 1894 г. он стал профессором пейзажной мастерской в Академии художеств. Художник по центру в окружении учеников

Куинджи так же занимался благотворительностью. Жертвовал деньги на строительство школ, больниц, отправлял деньги неимущим и больным и помогал всем тем, кто нуждался в поддержке. Его ученик Николай Рерих писал о своем учителе:

"Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его..."
"Куинджи без всяких проповедей всю жизнь прожил со своею супругой Верой Леонтьевной без чьих бы то ни было услуг. С особым чувством каждый из нас, подходя к дверям, слышал рояль или скрипку в квартире, где жили эти двое...Помню его, конфузливо дающего деньги, чтобы передать их разным беднякам и старикам.."
"После дождя", 1879, художник Архип Куинджи. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
"После дождя", 1879, художник Архип Куинджи. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

После свадебного путешествия супруги поселились в Петербурге, на Васильевском острове. Обстановка их жилья всегда была очень скромной. Даже когда Куинджи стал настоящей звездой, в их доме не было ни дорогой мебели, ни антиквариата, ни предметов роскоши. Самой дорогой их вещью был рояль, на котором виртуозно играла Вера, а муж аккомпанировал ей на скрипке. Эти домашние концерты могли слышать только самые близкие друзья, например, Крамские.

"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь", 1890-1895. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь", 1890-1895. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

У пары не было детей, они жили вдвоем и почти без прислуги. Вера сама готовила нехитрые блюда, а их досуг состоял из посещения театра и путешествий. Друзей у Куинджи было не так много, но они были по-настоящему дороги. С Ильей Репиныи и Виктором Васнецовым они поддерживали тесные отношения, которые, по словам Веры, были "словно братья родные" до конца их дней.

Закат

Последние годы художника были омрачены болезнью и разочарованием. Ему казалось, что, несмотря на все его усилия, человеческий мир остался скверным местом. Что вся магия поселилась на его холстах, а в реальности у него не получилось совершить ни одного чуда. Летом 1910-го года Куинджи умер от воспаления легких в Петербурге. Пришедшие проститься с ним ученики, художники, которым он оказывал поддержку, нищие, которым не давал умереть от голода, точно знали, что чудес на счету у этого человека много.

Архип Иванович Куинджи был похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. В 1952 был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

"Красный закат на Днепре", 1905-1908, художник А. И. Куинджи. Картина принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке
"Красный закат на Днепре", 1905-1908, художник А. И. Куинджи. Картина принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке

А что же Вера? И что с наследством?

В 1909 году по инициативе Архипа Ивановича было создано Общество художников, названное его именем, которому он завещал все (!) капиталы, которыми владел: деньги, облигации, картины, крымские земли и поместье, три доходных дома в Петербурге на цели развития живописного искусства. За все это добро Общество должно было платить В. Л. Куинджи 2572 рубля ежегодно, что было более чем достаточно для спокойной жизни. Вера Леонтьевна согласилась с решением мужа. Ну а дальше, как на скачках.

  • Осень 1909 года - создано Общество имени А. И. Куинджи
  • Весна 1910 года - составлено завещание
  • Лето 1910 года - художник уходит из жизни, а у Общества осталось все наследство.
  • 1917-1918 год - капиталы были аннулированы. Облигации власть отменила, а деньги обесценились. Общество, как имеющее "вредное направление", вообще было лишено доступа к счетам. Деятельность Общества в годы Гражданской войны прошла в очень тяжелых условиях. Ему трудно было удержаться на плаву. Но оно все-таки уцелело. Петербургские квартиры впоследствии были национализированы, но картины и крымская земля остались.
  • 1921 год - жена художника Вера Леонтьевна Куинджи, купеческого рода, умерла от голода в Ленинграде (в те годы был Петроград).
  • Общество существовало до 1930-х годов. Продавало картины Куинджи, учреждало премии, покупало чужие картины, помогало художникам выжить. Ну а дальше оно спустило флаг, отдало картины в музеи и ушло в небытие. "Куинджисты" в 1931 создали обособленное объединение "Цех художников", и в связи с этим Общество им. А. И. Куиджи перестало существовать.

Странно все это

Мда. Не хотела я в эту статью вписывать такую унылую концовку. Все-таки, вспоминая художника, хочется думать о светлом. С другой стороны, мы же обсуждаем художника как личность. И вот странным мне все это кажется. Богатейший человек себя и любимую женщину всю жизнь содержит в аскетических условиях, на скромном "студенческом бюджете", зато ораву своих учеников держит на полном "не скромном" попечительстве.

На закате жизни все, чем владеет, дарит с барского плеча некоему Обществу. И даже жену решает содержать через Общество. По мне, так это все равно, что отдать свою женщину в чужие руки и лишить ее материальной поддержки. В итоге женщина умерла без гроша в кармане от голода, пока эти деятели продавали картины, помогая художникам выжить. Не складывается в голове картинка. Мне трудно поверить, что миллионер, возможно, по своей наивности оставил любимую жену ни с чем. Быть может, художник рассчитывал, что Общество посмотрит за женой, которая осталась одна? Что преданные ему художники, которым он всю жизнь давал деньги, не оставят его вдову?

В любом случае, есть ли вина братства художников в том, что так с Верой получилось, никто не знает. Подробности публицистам не известны. Но ясно одно: женщина, имеющая хотя бы что-то из картин мужа, могла иметь в свои 64 года гораздо больше шансов выжить в болезненном, голодном и холодном Петрограде. Кстати, про Веру вообще мало что известно в публичном пространстве. Даже портрет ее сохранился только один - на маленьком клочке бумаге. Великий художник никогда больше не рисовал свою жену. Не понятно почему. Она в его жизни была словно тень.

Признаюсь, что о художнике я мало знала, только какие-то базовые моменты. Но перед тем, как идти на ретроспективу, я решила углубиться в его биографию. И таким поступком была удивлена. Впрочем, это не главное. В любом случае с нетерпением жду возможности посетить выставку в Русском Музее. Надеюсь, она позволит мне лучше понять не только гения Куинджи-художника, но и человека. Ведь за каждым гениальным творением стоит уникальная личность со своими страстями, сомнениями, радостями и печалями.

А пока, вспоминая о нем, я хочу предложить вам поделиться своими мыслями об этом великом художнике. Что для вас значит имя Куинджи? Какие работы, кроме знаменитой "Лунной ночи на Днепре", вызывают у вас сильные эмоции?