Найти в Дзене
частные суждения

Перспективы развития боевых беспилотников.

Дисклеймер: всё нижеследующее является исключительно дилетантскими рассуждениями на основе открытой информации. Автор не претендует на предвидение реальной эволюции беспилотных боевых устройств и не имеет доступа к перспективным разработкам в данной области. Ещё совсем недавно, буквально пять лет тому назад, типичный боевой беспилотник гордо реял в вышине над полем боя, посылая на головы каких-нибудь моджахедов управляемые бомбы и ПТУРы. Сейчас это ФПВ-дрон, шустро летающий на сверхмалой высоте и взрывающийся при обнаружении подходящей цели. Причём нередко вместо радиоканала управляемый через оптоволокно. К последнему вынуждают системы РЭБ противника, давящие каналы управления дронов мощными помехами. Каким же будет боевой дрон в будущем? Самым уязвимым местом современных дронов является канал управления, не зря же его заменяют на казалось бы устаревшую проводную связь, разве что на новых материалах, то бишь оптоволокне. Но такое решение является паллиативом, оно сокращает максима

Дисклеймер: всё нижеследующее является исключительно дилетантскими рассуждениями на основе открытой информации. Автор не претендует на предвидение реальной эволюции беспилотных боевых устройств и не имеет доступа к перспективным разработкам в данной области.

Беспилотник «Глобал хок», фото из сети.
Беспилотник «Глобал хок», фото из сети.

Ещё совсем недавно, буквально пять лет тому назад, типичный боевой беспилотник гордо реял в вышине над полем боя, посылая на головы каких-нибудь моджахедов управляемые бомбы и ПТУРы. Сейчас это ФПВ-дрон, шустро летающий на сверхмалой высоте и взрывающийся при обнаружении подходящей цели. Причём нередко вместо радиоканала управляемый через оптоволокно. К последнему вынуждают системы РЭБ противника, давящие каналы управления дронов мощными помехами. Каким же будет боевой дрон в будущем?

Дрон на оптоволокне, фото из сети.
Дрон на оптоволокне, фото из сети.

Самым уязвимым местом современных дронов является канал управления, не зря же его заменяют на казалось бы устаревшую проводную связь, разве что на новых материалах, то бишь оптоволокне. Но такое решение является паллиативом, оно сокращает максимальную дальность полёта и в целом это не самое удобное техническое решение. Как же совместить дальность радиоуправления с помехозащищённостью оптоволокна? В принципе могла бы помочь лазерная система передачи данных, но у неё тоже хватает недостатков. Главный из них — дрон должен быть на расстоянии прямой видимости от оператора.

Принцип ретрансляции сигнала.
Принцип ретрансляции сигнала.

Эту проблему в принципе можно решить, если использовать часть дронов в качестве ретрансляторов. Причём такой дрон-ретранслятор может висеть на большой высоте, недосягаемый для вражеской ПВО, при этом он сам может устанавливать лазерные каналы связи с дронами на большой территории. Ему нет нужды быстро перемещаться, так что он может быть, к примеру, аэростатной схемы, с винтами для коррекции положения в пространстве. Принцип установления контакта со своими дронами весьма прост — дрон-ретранслятор сканирует местность маломощным лучом и при получении ответа (для чего достаточно элементарного зеркального катафота на верхней поверхности дрона, с которым нужно установить связь) посылает связной луч на приёмник луча этого дрона.

Катафот, он же уголковый отражатель.
Катафот, он же уголковый отражатель.

Однако у лазеров оптического и инфракрасного спектра есть свои недостатки. Они могут быть увидены противником (поскольку их излучение рассеивается водяными каплями или аэрозолями, оказавшимися на пути луча), к тому же при плотной облачности, тумане или сильном задымлении связь может прерваться. Поэтому оптимальным видится не оптический, а радио-лазер (разер). Разеры давно известны, они появились даже раньше, чем оптические лазеры, а при правильно выбранной длине волны мелкие частицы воды, пыли и дыма для радиолуча препятствием не станут.

Активная защита, коллаж из сети.
Активная защита, коллаж из сети.

Сам боевой дрон также в будущем претерпит изменения. Сейчас такой дрон как правило имеет контактный взрыватель, поскольку взрыв небольшого заряда (большой фпв-дрон не унесёт) эффективен только в непосредственной близости. Но в будущем получат распространение системы ближней защиты от дронов, скорее всего схожие с «активной защитой», то есть сбивающие любой подлетающий близко объект направленными зарядом шрапнели. Поэтому следующий этап развития ударных дронов потребует от них поражать цели дистанционно, без непосредственного контакта.

Мина направленного действия МОН-50.
Мина направленного действия МОН-50.

В принципе эта задача не такая уж сложная, достаточно расположить на дроне заряд направленного действия — либо по принципу ударного ядра, для поражения бронированных целей, либо аналог мины «клеймор» (или советской МОН-50), метающий в заданном секторе поражающие противника элементы. Но это для самых малых дронов, модели покрупнее могут нести на себе некий аналог одноразового гранатомёта. Вполне возможно также появление дронов с дистанционно управляемым снайперским ружьем, автоматом или пулемётом.

Дрон с автоматом, фото из сети.
Дрон с автоматом, фото из сети.

Однако тут возникает иная проблема. Дрон сам по себе лёгкий и к тому же висит в воздухе, не имея твёрдой опоры. Отдача от каждого выстрела будет непредсказуемо смещать прицел любого оружия, размещённого на дроне. Для снайперской винтовки, стреляющей одиночными, это не слишком критично, можно после каждого выстрела снова наводить дрон на выбранную мишень. А вот автоматический огонь с лёгкого дрона результативным заведомо не будет. Придётся либо применять какую-то систему стабилизации дрона в воздухе, а значит сам дрон станет больше и массивнее, либо изобретать специально для такого дрона малоимпульсное оружие с компенсацией отдачи.

Один из вариантов противодроновой системы, фото из сети.
Один из вариантов противодроновой системы, фото из сети.

Как бы то ни было, дроны будущего смогут поражать свои цели на расстоянии как минимум в десятки метров. Что потребует установки на боевых машинах помимо упоминавшейся активной защиты также и некоего упрощённого аналога полноценного ПДО (противодроновой обороны), которое должно сбивать дроны противника на дистанции в сотни метров. Что в свою очередь вызовет увеличение дистанции поражения оружия, установленного на дронах или же применения дронами мер борьбы с таким ПДО. «Борьба снаряда и брони» перейдёт на новый уровень, как это всегда бывает в боевых системах.