Найти в Дзене

Дворец Меншикова в Ораниенбауме.

Дворцовые истории и уникальность. Меншиковский дворец в Ораниенбауме окутан тайнами из глубины веков - единственный полномасштабный дворец в стиле Петровского барокко, равняющийся вехами основанию города. В период оккупации в 1941 году, удалось удержать плацдарм, называемый Ораниенбаумским. Невзрачный малозаметный памятник в виде противотанковых сооружений в центре Ломоносова: Исторические метаморфозы, затронувшие отделку и декор в связи со сменой владельцев, постараюсь донести. Посещение ограничено. Попасть можно лишь в составе организованной группы в определенный час. Начало публикаций о дворце на канале, ссылка в конце. Продолжая экскурсию, заглянем в Малиновую гостиную, Концертный зал, Большой кабинет и покои фаворитки императора Петра Третьего Елизаветы Воронцовой. Дворец в настоящее время полностью не отреставрирован. Наследник престола Пётр Фёдорович и графиня Елизавета Воронцова. Из числа царственных наследников престола первым владельцем дворца был Пётр Фёдорович. Как
Оглавление

Дворцовые истории и уникальность.

Меншиковский дворец в Ораниенбауме окутан тайнами из глубины веков - единственный полномасштабный дворец в стиле Петровского барокко, равняющийся вехами основанию города.

-2

В период оккупации в 1941 году, удалось удержать плацдарм, называемый Ораниенбаумским.

Невзрачный малозаметный памятник в виде противотанковых сооружений в центре Ломоносова:

-3

Исторические метаморфозы, затронувшие отделку и декор в связи со сменой владельцев, постараюсь донести.

Посещение ограничено.

Попасть можно лишь в составе организованной группы в определенный час.

Начало публикаций о дворце на канале, ссылка в конце.

Продолжая экскурсию, заглянем в Малиновую гостиную, Концертный зал, Большой кабинет и покои фаворитки императора Петра Третьего Елизаветы Воронцовой.

  • Дворец в настоящее время полностью не отреставрирован.

Наследник престола Пётр Фёдорович и графиня Елизавета Воронцова.

Из числа царственных наследников престола первым владельцем дворца был Пётр Фёдорович.

-4

Как известно, после опалы А. Д. Меншикова дворец перешёл в государственную казну до 1743 года. Императрица Елизавета Петровна вернула дворцу статус царской резиденции, подарив племяннику великому князю Петру Фёдоровичу.

Великий князь переделал второй этаж под собственные и парадные залы, интерьеры первого этажа выделил любимой фаворитке графине Елизавете Воронцовой. Помещения сохранили название «Воронцовская половина» и включают зал Дианы, Опочивальню и Золотой кабинет. Средоточием помещений являлось «большое зало» в центре с камином и зеркалами в золоченых рамах.

Зал выполнен в бело-голубых тонах с лепной росписью, в углу на видном месте - бюст знаменитой фаворитки Людовика Пятнадцатого Марии Дюбарри.

-5

Зал назван именем богини Дианы, связанной с охотой, лунным светом и целомудрием, символически покровительствовавшей фавориткам французского королевского двора.

Потолок украшает лепной плафон, где на нежно-голубом фоне изображена аллегорическая сцена «Диана и Актеон». Предположительно относится к второй половине восемнадцатого века.

Покои Воронцовой отличались богатой позолотой, мебелью из красного дерева, наборным клёново-дубовым паркетом, цветовой декор задавал зелёный тон - убранство кровати, шелковые обои и такого же цвета шторы.

Из спальни фрейлины с пристроенным чуланчиком вела в Опочивальню Великого князя винтовая лестница.

-6

При Екатерине Второй на «Воронцовской половине» обустроили Кавалерскую. Потом несколько раз меняли назначение - сначала Кафешенская и хозяйственные помещения, потом запасные парадные кабинеты при Екатерине Второй и Макленбург-Стрелецких.

-7

-8

-9

-10

В зале Дианы проводится выставка европейского фарфора восемнадцатого-девятнадцатого в.в

-11

-12

-13

Золотой кабинет связывался с опочивальней и служил будуаром для фрейлины Е. Воронцовой.

-14

Малиновая гостиная.

Владелица дворца супруга Павла Первого императрица Мария Фёдоровна. Фото автора.
Владелица дворца супруга Павла Первого императрица Мария Фёдоровна. Фото автора.

-17

Малиновая гостиная находится на втором этаже Центральной части дворца на месте одного из двух Парадных приёмов князя Александра Меншикова. Сохранились описания помещения: стены задекорированы натуральной кожей с золотым и серебряным тиснением, резные панели в нижней части стен из бука. Десюдепорты и потолки украшала лепнина на вое нную тематику. Стоял стол и 23 стула для гостей.

Для Светлейшего князя заказали и привезли кресло, изготовленное из породы черного дерева с белой бархатной обивкой «древесного» рисунка. Встроили камин на голландский манер с изразцами.

На стене в золочённой раме висел портрет Петра Первого. Вся богатая обстановка подчёркивала парадность зала и назначение.

Александр Данилович придерживался передовых европейских взглядов во всех областях, начиная с обустройства страны и заканчивая деталями дворцовых покоев.

Придворный архитектор Ф. Растрелли изменил назначение и дизайн парадных приёмов и обустроил Столовую для наследника и его супруги Екатерины Алексеевны. Пожалуй, единственное место во дворце и резиденциях, где Екатерина Алексеевна общалась с мужем.

-18

Стены украсили шёлковыми обоями, повесили портьеры из шерстяной красивой ткани. Поменяли лепные украшения, добавили резные двери из бука и поменяли тематику десюдепортов, добавили зеркала в богатых золоченых рамах.

В 1790 году интерьерам вновь меняют назначение. На этот раз в них обустраивают Гостиную мужской половины дворца. Интерьеры создал П. Аргунов.

  • От этого времени сохранился наборной дубовый паркет.
  • И, наконец, то, что предстаёт перед взором посетителей сейчас, было оформлено и реконструировано в середине девятнадцатого века, когда владелицей дворца была великая княгиня Елена Павловна.

По проекту архитектора Г.-Г. Прейса подняли потолок, украсив лепниной с растительными мотивами. Для стен подобрали насыщенно малиновый шёлк, что дало название - Малиновая гостиная.

В Гостиной собиралась семья последних владельцев дворца герцогов Макленбург-Стрелицких.

На стенах портреты царственных особ и влиятельных владельцев дворца, личности которых известны: Мария Фёдоровна, молодая Екатерина Алексеевна, Пётр Федорович, Павел Петрович.

Неповторимы полотна кисти немецкого художника Баризьена, датируемые 1758 годом, с видами Ораниенбаумского дворца:

-19

-20

Мебель происходит из исторической коллекции Ораниенбаумского дворца: полушкаф, бюро, диванный гарнитур во французской технике «буль». Изящный круглый столик в технике «флорентийской мозаики» изготовлен на Петергофской гранильной фабрике с использованием мрамора, малахита, лазурита и яшмы в середине девятнадцатого века.

-21

Шифоньер в технике чёрного лака привезён по приказу Марии Фёдоровны из Михайловского замка (Япония, 18 век).

Следующее помещение: Концертный (Белый) зал.

-22

Концертный (Белый) зал особенный: из него открывается самый красивый вид на партерный французский парк.

  • Добавлю ко прочему- во времена Меншикова и Петра Третьего во французском партерном парке били фонтаны, сейчас звучит очень необычно, но факт.

При князе Меншикове центральная часть служила для торжественных приёмов, театральных действ, концертов и пышных балов.

Свет падал из полукруглых двухъярусных окон и дверей на черно-белый мраморный пол. Стены с пилястрами были отделаны росписью с имитацией мрамора и панелями с золочением и фамильными вензелями с инициалами Александра Меншикова. Две стены украшали картины с изображением императора и зеркала с узорными рамами в позолоте, подчеркивающие эпоху Петровского барокко.

-23

-24

Зал предназначался для Великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора и большого любителя музыки. Император сам обучился музыке и был неплохим музыкантом -самоучкой. Коллекция скрипок, которую он собрал, насчитывала более сотни и включала инструменты Страдивари, Амати.

-25

В зале находится одна из таких известных скрипок.

Из отделки эпохи хорошо сохранился паркет «звёздами» из клена и дуба работы И. Миллера.

Роскошные владения в первой половине девятнадцатого века перешли брату императора Михаилу Павловичу. По заказу его супруги великой княгини Елены Павловны архитектор Г. Э. Боссе создал блестящий образец парадного интерьера девятнадцатого века в стиле неорококо. С ее именем связана эпоха возобновления Ораниенбаума, как пышного великолепного пригорода. Горожане в знак признательности перед заслугами княгини назвали улицу в центре города ее именем - «Еленинская».

Окна верхнего ряда сделали полувальными. Балкон переделали в музыкальный.

-26

В работе принимали участие русские мастера - лепщики, столяра, резчики. В Белом зале находятся предметы убранства девятнадцатого века - два круглых стола из молочного стекла, жардиньерки, стулья и каминные экраны, люстра 1850 гг. Белый (Концертный) зал является одним из самых красивых и изысканных во дворце и наиболее запечатлевшим вкусы и предпочтения его первых владельцев.

Большой кабинет.

Сейчас о Большом кабинете, и об остальном в следующий раз.

-27

Начнём о назначении помещения со времён первого владельца. Здесь при А. Д. Меншикове располагалась к востоку от Центральной части вторая Парадная приемная, служившая для торжественных аудиенций.

-28
  • Называлась Восточной Передней для приёмов. Стены были украшены «золотой» кожей, камины-голландскими изразцами.
  • Из мебели выделялись большие часы с курантами в ореховом корпусе с венчающими их четырьмя золочеными фигурами.

В 1740 году при Петре Федоровиче помещение переименовало в Аудиенц-покои. Пол перестели, на этот раз сделав шахматный рисунок. Сохранился до наших времён красивый лепной плафон с узорами.

-29

На стене портрет Великой княгини Елены Павловны кисти художники Д.-Д. Кура, копия, оригинал в Русском музее. На верхнем фото портрет Павла Петровича с арапчонком, работы И. Крамского, копия с работы С. Торелли.

Обратите внимание на то, как развешены картины. Их поддерживает витой шелковый шнур с кистями, точно так же было при княгине. Макленбург- Стрелицкие владели дворцом до 1917 года. Это было самое богатое семейство в России, и они могли позволить обширную дорогую реконструкцию дворца, сохранившуюся до наших дней.

Важная информация для желающих посетить Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме:
10, 11 и 12 декабря дворец работает в тестовом режиме бесплатно.
О наличии билетов надо узнавать дополнительно.

Фото в статье сделаны автором канала.