Дворцовые истории и уникальность.
Меншиковский дворец в Ораниенбауме окутан тайнами из глубины веков - единственный полномасштабный дворец в стиле Петровского барокко, равняющийся вехами основанию города.
В период оккупации в 1941 году, удалось удержать плацдарм, называемый Ораниенбаумским.
Невзрачный малозаметный памятник в виде противотанковых сооружений в центре Ломоносова:
Исторические метаморфозы, затронувшие отделку и декор в связи со сменой владельцев, постараюсь донести.
Посещение ограничено.
Попасть можно лишь в составе организованной группы в определенный час.
Начало публикаций о дворце на канале, ссылка в конце.
Продолжая экскурсию, заглянем в Малиновую гостиную, Концертный зал, Большой кабинет и покои фаворитки императора Петра Третьего Елизаветы Воронцовой.
- Дворец в настоящее время полностью не отреставрирован.
Наследник престола Пётр Фёдорович и графиня Елизавета Воронцова.
Из числа царственных наследников престола первым владельцем дворца был Пётр Фёдорович.
Как известно, после опалы А. Д. Меншикова дворец перешёл в государственную казну до 1743 года. Императрица Елизавета Петровна вернула дворцу статус царской резиденции, подарив племяннику великому князю Петру Фёдоровичу.
Великий князь переделал второй этаж под собственные и парадные залы, интерьеры первого этажа выделил любимой фаворитке графине Елизавете Воронцовой. Помещения сохранили название «Воронцовская половина» и включают зал Дианы, Опочивальню и Золотой кабинет. Средоточием помещений являлось «большое зало» в центре с камином и зеркалами в золоченых рамах.
Зал выполнен в бело-голубых тонах с лепной росписью, в углу на видном месте - бюст знаменитой фаворитки Людовика Пятнадцатого Марии Дюбарри.
Зал назван именем богини Дианы, связанной с охотой, лунным светом и целомудрием, символически покровительствовавшей фавориткам французского королевского двора.
Потолок украшает лепной плафон, где на нежно-голубом фоне изображена аллегорическая сцена «Диана и Актеон». Предположительно относится к второй половине восемнадцатого века.
Покои Воронцовой отличались богатой позолотой, мебелью из красного дерева, наборным клёново-дубовым паркетом, цветовой декор задавал зелёный тон - убранство кровати, шелковые обои и такого же цвета шторы.
Из спальни фрейлины с пристроенным чуланчиком вела в Опочивальню Великого князя винтовая лестница.
При Екатерине Второй на «Воронцовской половине» обустроили Кавалерскую. Потом несколько раз меняли назначение - сначала Кафешенская и хозяйственные помещения, потом запасные парадные кабинеты при Екатерине Второй и Макленбург-Стрелецких.
В зале Дианы проводится выставка европейского фарфора восемнадцатого-девятнадцатого в.в
Золотой кабинет связывался с опочивальней и служил будуаром для фрейлины Е. Воронцовой.
Малиновая гостиная.
Малиновая гостиная находится на втором этаже Центральной части дворца на месте одного из двух Парадных приёмов князя Александра Меншикова. Сохранились описания помещения: стены задекорированы натуральной кожей с золотым и серебряным тиснением, резные панели в нижней части стен из бука. Десюдепорты и потолки украшала лепнина на вое нную тематику. Стоял стол и 23 стула для гостей.
Для Светлейшего князя заказали и привезли кресло, изготовленное из породы черного дерева с белой бархатной обивкой «древесного» рисунка. Встроили камин на голландский манер с изразцами.
На стене в золочённой раме висел портрет Петра Первого. Вся богатая обстановка подчёркивала парадность зала и назначение.
Александр Данилович придерживался передовых европейских взглядов во всех областях, начиная с обустройства страны и заканчивая деталями дворцовых покоев.
Придворный архитектор Ф. Растрелли изменил назначение и дизайн парадных приёмов и обустроил Столовую для наследника и его супруги Екатерины Алексеевны. Пожалуй, единственное место во дворце и резиденциях, где Екатерина Алексеевна общалась с мужем.
Стены украсили шёлковыми обоями, повесили портьеры из шерстяной красивой ткани. Поменяли лепные украшения, добавили резные двери из бука и поменяли тематику десюдепортов, добавили зеркала в богатых золоченых рамах.
В 1790 году интерьерам вновь меняют назначение. На этот раз в них обустраивают Гостиную мужской половины дворца. Интерьеры создал П. Аргунов.
- От этого времени сохранился наборной дубовый паркет.
- И, наконец, то, что предстаёт перед взором посетителей сейчас, было оформлено и реконструировано в середине девятнадцатого века, когда владелицей дворца была великая княгиня Елена Павловна.
По проекту архитектора Г.-Г. Прейса подняли потолок, украсив лепниной с растительными мотивами. Для стен подобрали насыщенно малиновый шёлк, что дало название - Малиновая гостиная.
В Гостиной собиралась семья последних владельцев дворца герцогов Макленбург-Стрелицких.
На стенах портреты царственных особ и влиятельных владельцев дворца, личности которых известны: Мария Фёдоровна, молодая Екатерина Алексеевна, Пётр Федорович, Павел Петрович.
Неповторимы полотна кисти немецкого художника Баризьена, датируемые 1758 годом, с видами Ораниенбаумского дворца:
Мебель происходит из исторической коллекции Ораниенбаумского дворца: полушкаф, бюро, диванный гарнитур во французской технике «буль». Изящный круглый столик в технике «флорентийской мозаики» изготовлен на Петергофской гранильной фабрике с использованием мрамора, малахита, лазурита и яшмы в середине девятнадцатого века.
Шифоньер в технике чёрного лака привезён по приказу Марии Фёдоровны из Михайловского замка (Япония, 18 век).
Следующее помещение: Концертный (Белый) зал.
Концертный (Белый) зал особенный: из него открывается самый красивый вид на партерный французский парк.
- Добавлю ко прочему- во времена Меншикова и Петра Третьего во французском партерном парке били фонтаны, сейчас звучит очень необычно, но факт.
При князе Меншикове центральная часть служила для торжественных приёмов, театральных действ, концертов и пышных балов.
Свет падал из полукруглых двухъярусных окон и дверей на черно-белый мраморный пол. Стены с пилястрами были отделаны росписью с имитацией мрамора и панелями с золочением и фамильными вензелями с инициалами Александра Меншикова. Две стены украшали картины с изображением императора и зеркала с узорными рамами в позолоте, подчеркивающие эпоху Петровского барокко.
Зал предназначался для Великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора и большого любителя музыки. Император сам обучился музыке и был неплохим музыкантом -самоучкой. Коллекция скрипок, которую он собрал, насчитывала более сотни и включала инструменты Страдивари, Амати.
В зале находится одна из таких известных скрипок.
Из отделки эпохи хорошо сохранился паркет «звёздами» из клена и дуба работы И. Миллера.
Роскошные владения в первой половине девятнадцатого века перешли брату императора Михаилу Павловичу. По заказу его супруги великой княгини Елены Павловны архитектор Г. Э. Боссе создал блестящий образец парадного интерьера девятнадцатого века в стиле неорококо. С ее именем связана эпоха возобновления Ораниенбаума, как пышного великолепного пригорода. Горожане в знак признательности перед заслугами княгини назвали улицу в центре города ее именем - «Еленинская».
Окна верхнего ряда сделали полувальными. Балкон переделали в музыкальный.
В работе принимали участие русские мастера - лепщики, столяра, резчики. В Белом зале находятся предметы убранства девятнадцатого века - два круглых стола из молочного стекла, жардиньерки, стулья и каминные экраны, люстра 1850 гг. Белый (Концертный) зал является одним из самых красивых и изысканных во дворце и наиболее запечатлевшим вкусы и предпочтения его первых владельцев.
Большой кабинет.
Сейчас о Большом кабинете, и об остальном в следующий раз.
Начнём о назначении помещения со времён первого владельца. Здесь при А. Д. Меншикове располагалась к востоку от Центральной части вторая Парадная приемная, служившая для торжественных аудиенций.
- Называлась Восточной Передней для приёмов. Стены были украшены «золотой» кожей, камины-голландскими изразцами.
- Из мебели выделялись большие часы с курантами в ореховом корпусе с венчающими их четырьмя золочеными фигурами.
В 1740 году при Петре Федоровиче помещение переименовало в Аудиенц-покои. Пол перестели, на этот раз сделав шахматный рисунок. Сохранился до наших времён красивый лепной плафон с узорами.
На стене портрет Великой княгини Елены Павловны кисти художники Д.-Д. Кура, копия, оригинал в Русском музее. На верхнем фото портрет Павла Петровича с арапчонком, работы И. Крамского, копия с работы С. Торелли.
Обратите внимание на то, как развешены картины. Их поддерживает витой шелковый шнур с кистями, точно так же было при княгине. Макленбург- Стрелицкие владели дворцом до 1917 года. Это было самое богатое семейство в России, и они могли позволить обширную дорогую реконструкцию дворца, сохранившуюся до наших дней.
Важная информация для желающих посетить Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме:
10, 11 и 12 декабря дворец работает в тестовом режиме бесплатно.
О наличии билетов надо узнавать дополнительно.
Фото в статье сделаны автором канала.