Украшения Золотого века Голливуда, созданные одним-единственным человеком и его легендарной фирмой "Joseff of Hollywood"
Качество его работы было такое высокое, что в 1920-1940-х годах он участвовал в создании украшений для более, чем тысячи фильмов.
Считается, что 90% украшений того периода в кино – сделано им. Да и в последующие годы, какой классический фильм не возьми, везде «Joseff of Hollywood»: это и «Унесенные ветром», «Звезда родилась», «Касабланка», «Поющие под дождем», «Бен Гур», «Завтрак у Тиффани», «Клеопатра», «Моя прекрасная леди»…
Юджин Джозеф (Eugene Joseff), основатель компании «Joseff of Hollywood», родился в Чикаго в 1905 году в семье австрийских эмигрантов.
В Чикаго он учился художественному литью, а также рекламному бизнесу.
В 1928 году Юджин Джозеф оставил рекламный бизнес и переехал из Чикаго в Калифорнию. Вскоре он обрел здесь новых друзей, в их числе был дизайнер по костюмам Уолтер Планкетт, к тому времени уже довольно известный в Голливуде.
Там он познакомился с Уолтером Планкеттом, знаменитым художником по костюмам (все великие фильмы одевал, включая "Унесенных ветром" и "Поющие под дождем").
По легенде, друг Планкетт приглашал Джозефа на свои кинопремьеры, а тот, вместо того, чтобы восхищаться, вслух критиковал всю бижутерию и украшения в фильме, которые Планкетт заказывал. В итоге нервы у того сдали, и он пригласил его работать в свои ленты.
Поначалу он лишь разрабатывал эскизы и отдавал их в работу опытным мастерам. Но те не очень-то радовались – его украшения были красивыми, но очень трудными по исполнению. Требования у Юджина были высокими, и ювелиры отказывались от работы, заявляя: "Невозможно сделать украшения так хорошо, как Вы хотите". Пришлось браться за работу самому, и в 1935 году Юджин открыл ювелирную мастерскую.
В своей работе он не отступал от главного принципа – украшения должны соответствовать исторической эпохе, в которой развертывается действие фильма. Он собрал целую библиотеку с редкими историческими книгами и энциклопедиями и, прежде чем взяться за выполнение заказа, тщательно изучал их.
Первая мастерская Джозеффа была в гараже его дома на Сансет-бульвар.
Первую свою фирму, которая носила имя Sunset Jewelry Manufacturing, он организовал вместе со своим братом по имени Джимми Глейсер. Жена Джимми Leah Rhodes была костюмером и много лет спустя она даже получит Оскар за костюмы к фильму "Приключения Дона Жуана".
Но брат вскоре из фирмы уйдет.
Поскольку Джозефф был перфекционистом, то быть просто "художником по ювелирным украшениям" его не устраивало: производители, которым он поручал выполнение заказов, говорили, что желаемого качества добиться невозможно.
"Хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам!", наверное, со вздохом думал он, и расширял свои мастерские
Спустя несколько лет он стал «звездным» ювелиром Голливуда, а свою компанию Джозеф назвал "Joseff of Hollywood".
Со временем появились у Джозефа и свои секреты, отличающие его изделия от других. В своей работе он использовал матовую обработку металла, так называемую «русскую позолоту», после которой изделия выглядели состарившимися. При этом во время съемок под мощными софитами они блестели, как настоящее золото, но в отличие от него, обладали антибликовым эффектом. Многие пытались повторить этот метод, но ни у кого это так и не получилось.
Кроме того, свои украшения он специально делал очень легкими по весу (в отличие от «настоящих»), чтобы их можно было без устали носить долгие часы на съемочной площадке.
Он придумал не продавать украшения студиям, а сдавать в аренду, что позволяло ему годами получать прибыль от одних и тех же вещей. Сначала это было связано с его ограниченным бюджетом (было выгодней экономически), а потом стало принципом. Даже вещи, которые явно ни в каком фильме больше не пригодятся, ибо эксклюзивны (например, для Тейлор в "Клеопатре") -- он все равно делал лишь на условиях аренды.
Джозеф был на самом деле гений маркетинга и умел прекрасно себя продавать, например, когда бизнес только начинался, и его мало кто знал, он ежедневно читал голливудскую прессу, выписывал, какие фильмы снимаются, и потом предлагал студиям свои вещи.
Получая заказы на украшения к фильмам с большой массовкой (например, "Анна и король" про короля Сиама), Джозеф скупал украшения оптом у других компаний, и приспосабливал их по своему вкусу.
Юджин Джозеф использовал для производства лом и брак, который скупал по дешевке у производителей бижутерии.
Поскольку украшения он не продавал, а сдавал в аренду, забирал обратно, то некоторые актрисы просили создать копии этих украшений со съемок, к которым они привязались.
Запросто надевать бижутерию могли себе позволить только звезды Голливуда. И в этом был особый шик -- "подлинные драгоценности может позволить себе купить любой дурак с набитым кошельком, а вот я настолько крута, что остаюсь крутой и в бижутерии!"
В 1937 году Джозеф начал производство бижутерии на продажу (по мотивам своего кинореквизита) под марками «Joseff» или «Joseff Hollywood».
Джозеф в рекламном снимке: изображает доставку своих товаров в универмаг Буффуса в газетном объявлении 1948 года.
Украшения тогда продавались по цене 1-15 долларов. Эти винтажные украшения до сих пор можно найти в продаже, правда, по приличной уже цене.
Продолжают с них делать и копии, уже не подписывая.
В 1930-х годах к нему в фирму пришла работать Джоан Касл (Joan Castle). Они отлично работали вместе, она стала ему великолепной напарницей и в 1942 году они поженились, у них родился сын.
В 1948 году Джозеф летел на частном самолете, тот рухнул и 42-летний ювелир погиб.
Его вдова сохранила фирму, позже к ней в бизнесе присоединились сын и невестка Тина. Потом в семье появится внучка Мишель и, судя по всему, у нее есть еще и брат.
До 2006 года компания под руководством Джоан украсила еще около 450 фильмов.
Со временем начались, конечно, проблемы.
Бижутерия стала настолько доступной, что в ее покупке не было никакого шика, наоборот, восстановился естественный порядок вещей и люди принялись гордиться подлинными драгоценностями.
Появляться на красной дорожке в бижутерии, как это было в Золотую эру Голливуда, стало неприлично. Исторических фильмов, которым требовались изысканные авторские гарнитуры, стали снимать все меньше. Кроме того, киностудии росли и обзаводились собственным пулом украшений. Джоан, которая была не менее умна, чем муж, перевела фирму на производство фигурных брошей, которые стали популярны с 1950-1960-х годов
Кроме того, она подружилась с телевидением, и снабжала реквизитом телешоу, начиная от "Я люблю Люси". Когда в 1980-х появились сериалы из жизни богатых, типа "Даллас" и "Династия" -- их персонажи тоже носили вещи от Джозеффа.
Джоан умерла в 2010 году в возрасте 97 лет.
Голливудская специализация компании совсем заглохла, равно как и производство бижутерии на продажу. Семья теперь занимается высокоточным литьем деталей для самолетов, включая заказы НАСА. Благо запасной аэродром был, причем создал его еще сам Джозефф: когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Джозефф использовал свои металлургические таланты по литью для изготовления деталей самолетов McDonnell Douglas и основал Precision Investment Castings, успешную компанию по производству деталей, которой семья владеет и сейчас.